Творчество А. И. Солженицына. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. И. Солженицын.
Фото. Вермонт, 1978
 
 
 
 
 
СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ
(1918 – 2008)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 82. А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Урок № 83. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции

Урок № 84. Урок внеклассного чтения. А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972»

Урок № 85. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына


УРОК № 82
Тема.
А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество.
Сюжетно-композиционные особенности повести
«Один день Ивана Денисовича»

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. И. Солженицына, историей создания повести «Один день Ивана Денисовича», её жанровыми и композиционными особенностями, художественно-выразительными средствами, героем произведения; отметить особенности художественного мастерства писателя; углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
Оборудование: учебник, портрет А. И. Солженицына, текст повести «Один день Ивана Денисовича», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают историю создания повести «Один день Ивана Денисовича»; определяют сюжетно-композиционные особенности повести; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; принимают участие в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В 2008 г. в серии «Биография продолжается» («Жизнь замечательных людей») вышла книга литературоведа Л. И. Сараскиной об Александре Исаевиче Солженицыне. Книга эта уже удостоена литературной премии «Ясная Поляна» имени Л. Н. Толстого в номинации «XXI век». Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время пребывавшее под запретом, теперь по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.

Творчество Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью от происходящего, прозорливостью. Писатель, историк, он всё время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории!.. Нам сегодня сложно понять, что произошло в литературе в начале 1950-х гг. Но тогда это стало настоящим откровением: жизнь человеческая многообразна, в ней существует не только производство и не только общественные интересы заполняют её. Литературе стал интересен простой человек, повседневная жизнь, в которой каждому постоянно приходится решать не только социальные, но и этические, нравственные проблемы.

Так появлялись самые пронзительные литературные шедевры эпохи. Первым и самым ярким среди них стала опубликованная в 1962 г. в журнале «Новый мир» повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которую сразу же назвали событием общественной жизни. В ней автор открыл для отечественного читателя лагерную тему.

ІV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 1960-х гг., когда в «Новом мире» были напечатаны повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962), рассказы «Случай на станции Кочетовка», «Матрёнин двор» (1963). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте — в 1962 г. ему было сорок четыре года — и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер.

Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как «литературное чудо», вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик. Примечателен один трогательный эпизод, который подтверждает необычность литературного дебюта Солженицына. Одиннадцатый номер «Нового мира» с повестью «Один день Ивана Денисовича» пошёл к подписчикам, а в самой редакции шла раздача этого номера избранным счастливчикам. Был тихий субботний день. Как позже рассказывал об этом событии А. Т. Твардовский, было, как в церкви: каждый тихо подходил, платил деньги и получал долгожданный номер. Читатели приветствовали появление в литературе нового замечательного таланта. Давайте и мы прикоснёмся к этой книге, прикоснёмся с трепетом, ведь за страницами повести — судьба не только самого И. А. Солженицына, но и судьбы миллионов людей, прошедших лагеря, переживших репрессии. Прикоснёмся и ответим на вопрос: что нам, живущим в XXI в., открыла эта повесть, что подсказала, чем смогла помочь? Но сначала — об авторе, Александре Исаевиче Солженицыне.

 


2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве А. И. Солженицына

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют тезисы.

Предполагаемая запись

1917, 23 августа — на фронте в Белоруссии обвенчались родители А. И. Солженицына — Исаакий Семёнович Солженицын и Таисия Захаровна Щербак.
1918, 8 июня — случайное ранение И. С. Солженицына на охоте в окрестностях села Сабли (умер от заражения крови 15 июня в больнице города Георгиевска).
11 декабря — в день памяти преподобного мученика Стефана Нового в городе Кисловодске, на даче И. И. Щербак по Шереметьевской улице, у Таисии Захаровны Солженицыной родился сын Александр (крещён в кисловодском храме святого целителя Пантелеймона).
1921, декабрь — первое детское воспоминание: во время службы в храме Пантелеймона-целителя чекисты ворвались в алтарь и, прервав литургию, занялись изъятием церковных ценностей «в пользу голодающих».
1934, декабрь — 16-летний Солженицын получает паспорт с неверно указанным отчеством: «Исаевич» вместе «Исаакиевич».
1937 — велопоход по Военно-Грузинской дороге; написаны очерки «По Кавказу на “Украине”». Окончил курсы английского языка и получил диплом переводчика. В течение года — собирает в городских библиотеках материалы по Первой мировой войне, пишет первые главы романа о революции.
1943, 23 июля — лавинное наступление на Орёл; за успешную и быструю подготовку личного состава, за умелое руководство по выявлению группировки артиллерии противника командир БЗР-2 Солженицын представлен к награде — ордену Отечественной войны II степени.
1943, январь—февраль — операция против контратаки немцев. Солженицын выводит свою батарею из окружения. За спасение батареи и техники представлен к ордену Красного Знамени.
1945, февраль — арестован армейской контрразведкой СМЕРШ в Восточной Пруссии, пребывание в тюрьме фронтовой контрразведки, этапирован в Москву.
1950, август — доставлен в Экибастузский каторжный лагерь, получил лагерный номер «Щ-232».
1956 — пишет заявление на имя Н. С. Хрущёва, а также письма заместителю председателя Совета министров СССР А. И. Микояну, министру обороны маршалу Г. К. Жукову, Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко, настаивая на полной реабилитации и возврате боевых орденов. Получил справку об освобождении от дальнейшего отбытия ссылки со снятием судимости.
1959–1967 — живёт в Рязани и много работает: «Один день Ивана Денисовича», «Свет, который в себе», «Крохотки» (стихотворения в прозе), «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом».
1974 — кампания против Солженицына в прессе достигает наивысшего накала. «Литературная газета» печатает статью «о предательской деятельности А. И. Солженицына».
1974–1994 — изгнание из родной земли. Литературная и общественная деятельность Солженицына за рубежом. «Фонд помощи политзаключённым и их семьям». Создание и комплектование «Всероссийской мемуарной библиотеки».
1994–2000 — Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, критикует власть. В сентябре 1995 г. прекращён цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ. Работает над книгой «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Публикует рассказы и лирические миниатюры («Крохотки»—«Новый мир», 1995–1997).

 


3. Работа над идейно-художественным содержанием
повести «Один день Ивана Денисовича»

А) Вступительное слово учителя


— «Один день Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950–1951 гг. на общих работах была создана эта повесть.

Главный герой повести Солженицына — это Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. Автор от лица своего героя повествует об одном дне из трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключённых, ужаснуться этому.

Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему, относительно свободному миру. Здесь совсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому повесть поражает своим реализмом.

Б) Слушание сообщений
«История создания, появления повести “Один день Ивана Денисовича” в печати
и общественный резонанс, вызванный её публикацией»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

В) Аналитическая беседа

• Из сообщения мы узнали, что итоговым названием повести стало название «Один день Ивана Денисовича». Как вы думаете, почему Александр Исаевич изменил название? Что хотел автор донести до своего читателя через заголовок?
• Какой смысловой подтекст заключает в себе это название? Сопоставьте «Щ-854» и «Один день Ивана Денисовича», в чём вы видите разницу?
• Жанр своего произведения А. И. Солженицын определил как рассказ. Что называется рассказом?
• Какова роль экспозиции в повести (рассказе, по определению автора)?
• В экспозиции мы узнаём о жизненной философии главного героя. В чём она заключается?
• Какой эпизод является завязкой повести?
• Как развиваются дальнейшие события?
• Какие моменты в развитии действия можно выделить? В чём заключается их роль?
• Как в этих эпизодах проявляется характер главного героя?
• Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов в жизни лагерника?
• Описывая «шмон» перед выходом на работу, автор выстраивает семантическую цепочку. Определите и сформулируйте её роль для раскрытия идеи всего произведения.
• Какой эпизод повести можно обозначить как кульминационный? Почему кладку стены автор делает наивысшей точкой в развитии сюжета?
• Чем заканчивается повесть? Что является развязкой?
• Почему день, изображённый в повести, герой считает счастливым?
• Рассмотрев сюжет повести, мы увидели, что сюжетное повествование содержит описание одного дня одного заключённого. Но только ли об одном дне Шухова (и только ли Шухова) говорит автор?
• Какие особенности в композиции повести «Один день Ивана Денисовича» можно отметить?
• Какова авторская идея, выраженная в повести?
• Что можно сказать о пространственной организации повести? Найдите пространственные координаты в произведении.

4. Обобщение учителя

— Произведение «Один день Ивана Денисовича» было написано в 1959 г., а в печати появилось лишь через три года под названием «Щ-854. Один день одного зэка», но из-за проблем с публикацией заглавие пришлось изменить позже на более нейтральное.

Произведение произвело оглушительное впечатление на своих первых читателей и стало ярким событием не только в литературной, но и в общественной жизни. Чем же это было вызвано? Прежде всего тем, что Солженицын строил свой рассказ на материале недавнего исторического прошлого, свидетелем и непосредственным участником которого был он сам. Однако автор в произведении обратился к новой и необычной для того времени теме — теме судьбы личности в жёстких условиях тоталитаризма.

В жанровых определениях своих произведений автор стремится «умалить» жанр: повесть «Один день Ивана Денисовича» он называет рассказом, роман «Раковый корпус» — повестью. Такая жанровая трактовка объясняется особенностью художественного мира Солженицына. Частные судьбы героев Солженицына даны в контексте глобальных исторических процессов, калечащих и разрушающих эти частные судьбы, мешающих реализации насущных человеческих устремлений, прежде всего любви и семьи, то есть того, что и является самым естественным предметом изображения в романном жанре.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока Обобщающая беседа


• Прочитайте высказывания Солженицына «Из примечаний к рассказу “Один день Ивана Денисовича”» о том, как возник замысел повести. Почувствовали ли вы документальность повести, читая её самостоятельно? В чём она проявляется?
• Как замысел «описать весь лагерный мир — одним днём» определил композицию повести?
• Можно ли сказать, что «в одном дне одного среднего, ничем не примечательного человека» концентрируется сразу много этих дней, показана «вся история лагерей»?

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

2. Прочитать отрывок из книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказывающий о жизни заключённых («туземцев») (т. 2, ч. 3).

3. Просмотреть главы из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» о Платоне Каратаеве (т. IV, ч. I, гл. 12–13, ч. II, гл. 11–12, ч. III, гл. 12–14) и подготовить устный ответ на вопрос: почему некоторые читатели сравнивали Ивана Денисовича Шухова с Платоном Каратаевым?

Следующие уроки: Урок № 83. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Первое издание
отдельной книгой.
Москва: Советский писатель. 1963
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика