Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет В. П. Астафьева
работы Е. Н. Широкова, 1969
 
Иллюстрация Н. Устинова
к рассказу "Васюткино озеро"
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


 


Урок 85. В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

Урок 86. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя

Урок 87. Сочинение «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Урок развития речи

Урок 88. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Урок внеклассного чтения


УРОК 85
В. П. Астафьев: детство писателя.
Автобиографичность произведений.
Рассказ «Васюткино озеро»

I. I. Проверка домашнего задания


После артикуляционной разминки ученики читают пословицы о труде.

Пословицы

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать.
Без дела жить — только небо коптить.
Не потрудиться — так и хлеба не родится.
Золото не золото, не быв подмолотым.
Кто толчет, тот и хлеб печет.
Глаза глядят, а руки делают.
Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра.
Не терт, не мят, не будет калач.
Работа да руки — надежные в людях поруки.
О добре трудиться — есть чем похвалиться.

II. В. П. Астафьев: детство писателя

Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве (с. 116 учебника; (см. статью ниже) или послушают рассказ учителя.

Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка» (с. 291—292).

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.

Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.

    — Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?

Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев).

В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

III. Автобиографичность произведений.
Рассказ «Васюткино озеро»


Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике (с. 117; (см. статью ниже).

Запишем на доске и в тетрадях слово биография.

    — Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?

    — Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.

    — Как вы понимаете значение слова биография?

    — Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?

Автобиография — описание своей жизни.

    — Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?

Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.

Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.

    — Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?

Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

Комментированное чтение

Мы стремимся к тому, чтобы тексты художественных произведений как можно чаще звучали на уроках литературы. Опыт показывает, что, давая опережающее задание прочитать к уроку произведение, учитель обнаруживает, что несколько учеников это задание не выполнили и не могут полноценно работать на уроке. Чтение на уроке части произведения, содержащей завязку, мотивирует желание учеников узнать дальнейшее развитие сюжета, побуждает их дочитать произведение.

Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

Домашнее задание

Подготовить ответы на 1—7-й вопросы (с. 146—147 учебника).

12-е задание (с. 147) выполнить письменно.

Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

 



УРОК 86
«Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе,
знание природы, находчивость главного героя.

I. I. Артикуляционная разминка


Детям предстоит насыщенный материалом урок и выразительное чтение, поэтому предложим им повторить уже выученные скороговорки.

II. Проверка домашнего задания.
Словарная работа


Проверяем выполнение 12-го задания (с. 147).

Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.

    — В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?

Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара.

    — Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?

    — Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.

Эпитеты — художественные определения: холодная изморось, хилые березки.
Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы.
Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).

III. «Васюткино озеро».
Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы,
находчивость главного героя.
Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера.
Становление характера Васютки
через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

Беседа


Беседуем по вопросам учебника (с. 146).

    — Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)

Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.

    — Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)

Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.

    — Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й вопрос.) Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.

Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.

Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

    — Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»

В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.

Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

    — Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».

Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.

    — Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?

«Трепет перед драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.

    — Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?

Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

Выразительное чтение

На уроке учитель обязательно прочитает отрывок, рассказывающий о встрече Васютки с Енисеем и возвращении мальчика домой, чтобы дети смогли пережить радость вместе с героем рассказа. Учитель при чтении обратит внимание на речевые характеристики героев: Васютки, старшины Коляды, деда, матери и отца Васютки.

Каждому из героев присущи характерные выражения, интонации. Ученики при самостоятельном чтении могут этого не почувствовать. Реакция детей на чтение учителя покажет верность выбранных интонаций.

Читаем от слов:
«Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» (с. 138) — до слов: «— ...Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..» (с. 145).

    — Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й вопрос.)

Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.

    — Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.

IV. Литература и изобразительное искусство

Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста (11-й вопрос).


«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова.
«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».

«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова.
«Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Рассмотрим иллюстрации, которые сделали ученики.

    — Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?

В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

V. Подготовка к сочинению

Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.

Домашнее задание Составить сложный план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

Следующие уроки: Сочинение «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“ >>>


 
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
АСТАФЬЕВ

1924-2001

...Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую
голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были
интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле.
В. Астафьев


Виктор Петрович Астафьев родился близ Красноярска в крестьянской семье. Рано потерял мать. Около трёх лет жил у бабушки и дедушки. Затем переехал с отцом и мачехой в Игарку, убежал из дому, беспризорничал, поступил в школу на станции Енисей, работал в пригороде Красноярска, участвовал в боях в Великую Отечественную войну, был ранен, потом работал разнорабочим. Позднее он напишет:

«...Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, — всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».

В 1951 году он написал первый рассказ «Гражданский человек». В автобиографии В. П. Астафьев пишет:

«...Я твёрдо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь. Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учебе... Начался я как литератор не в тот вечер, когда сел писать свой первый рассказ, а, видимо, тогда, когда сочинял длинные „лирические" письма с фронта, когда в госпиталях, в пути и на привалах рассказывал о своих фронтовых товарищах, о разных случаях из своей жизни». В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны».
(вернуться к уроку)

СУДЬБА РАССКАЗА "ВАСЮТКИНО ОЗЕРО"

Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев
(вернуться к уроку)


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
Вид на Енисей.
Вверх по течению Дивногорск (недалеко от с. Овсянки), Красноярский край
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика