Рассказы В. П. Астафьева
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет В. П. Астафьева
работы Е. Н. Широкова, 1969
 
 
Иллюстрация
к рассказу "Васюткино озеро".
Худ. Н. Устинов
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


 


Урок 85. В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

Урок 86. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя

Урок 87. Сочинение «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Урок развития речи

Урок 88. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Урок внеклассного чтения


УРОК 87
Сочинение «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“.
Становление характера Васютки
(по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)»
Урок развития речи

I. Подготовка к сочинению


Дети дома работали над сложными планами сочинения.

Обсуждаем планы, которые они составили.
Повторяем общий принцип составления сложного плана, обсуждаем «наполнение» пунктов.

План

1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?

Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

II. Работа над сочинением

Если есть возможность, сочинение надо сделать классным.

Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.

Домашнее задание

Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».

Подготовить пересказ одного из рассказов.

 



УРОК 88
В. П. Астафьев.
Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Урок внеклассного чтения

I. Анализ сочинений


Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.

II. В. П. Астафьев.
Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»


Учитель организует работу исходя из подготовленности класса.

Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.

Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.

    — Какой темой объединены эти рассказы?

    — Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?

    — Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?

Домашняя работа

Подготовить выразительное чтение рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише» (с. 270—280 учебника).

Индивидуальное задание
Подготовить краткий рассказ о Джеке Лондоне.

Следующие уроки: Джек Лондон. «Сказание о Кише» >>>

 

1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
Иллюстрация Н. Устинова
к рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика