Рассказ И. А. Бунина «Косцы». Литература в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Бунин И. А.
 
И. А. Бунин.
Фотография, 1905 г.
 
Бунин И. А.
Косцы

("Литература")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)

1 ЧАС

Уроки литературы в 5 классе[1]



УРОК 59
И. А. Бунин: страницы биографии.
Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине


I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Коллективно оцениваем выступления учеников.

II. И. А. Бунин: страницы биографии

Переходим ко второй части учебника (далее страницы будут указываться по второй части).

Чтение и пересказ статьи

В учебнике дана небольшая биографическая статья о Бунине (с. 3—4; см. статью ниже). Ее можно дополнить информацией, которая поможет понять полнее очерк «Косцы», раскрыть понятие «типичный русский характер».

После чтения и пересказа статьи учитель дополнит представление о судьбе Бунина. Вместе прочитаем эпиграф.

Эпиграф сообщает о том, что Бунин — нобелевский лауреат.

Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как прозаик: он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.

В 1917 году (дату запишем) в России произошли великие события, изменившие всю жизнь страны: сначала отрекся от престола царь Николай II, произошла Февральская революция, когда власть перешла в руки буржуазии. Затем после Октябрьской революции власть взяли в руки большевики. Большевики считали дворян классовыми врагами, сражались против тех, кто хотел вернуть прежний порядок. Жизнь в стране коренным образом изменилась. Старый уклад был уничтожен.

— Сколько лет было Бунину, когда произошла Октябрьская революция?

Бунин вынужден был эмигрировать в Европу. Он поселился во Франции и прожил там до конца своих дней. Он тосковал о России, но не хотел вернуться на Родину: он чувствовал, понимал, что прежней России уже нет и никогда не будет.

Как писатель, он старался в своих произведениях сохранить Родину такой, какой он ее запомнил, чтобы читатели могли прикоснуться к тому светлому, что переживал сам Бунин, и ощутить те чувства, которые рождала в писателе красота родной земли.

III. Рассказ «Косцы»
как поэтическое воспоминание о Родине


— «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия.

«Косцы» — это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Иногда это произведение похоже на обычный рассказ, иногда — на стихотворение, иногда — на описание прекрасной картины. Создан рассказ во Франции, когда писатель тосковал об оставленной России: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».

Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, ощущая мелодию строк и представлять в уме пейзажи и людей, о которых повествует Бунин.

Текст «Косцов» читает учитель.
Важно хорошо подготовиться, чтобы длинные предложения, периоды звучали складно, ярко, цельно. Детей часто не увлекает это произведение — они плохо понимают, о чем в нем идет речь, тем более артистичным должно быть чтение педагога.

Далее возможны два вида работы: обучение выразительному чтению или рассматривание и описание картин А. Пластова «Сенокос» (см. форзац 2-й части учебника) или Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» (с. 7; см. репродукцию ниже).

Обучение выразительному чтению

Для этого вида работы выбираем отрывок от слов: «Мы шли по большой дороге...» — до слов: «И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели» (1—4-й абзацы, исключая 2-й абзац).

Проблема, с которой учитель может столкнуться при чтении с детьми этого отрывка в менее подготовленных классах, в том, что ученики не чувствуют границ предложений и соответственно неверно распределяют дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание предложений.

Для оптимальной работы следует распечатать текст отрывка на отдельном листе крупным (желательно 12-м или 14-м) кеглем через полуторный интервал для того, чтобы дети могли ставить в тексте знаки логического ударения, паузы, убыстрения темпа речи, знаки повышения и понижения интонации. Затем сделать необходимое количество копий по числу учеников.

После первого чтения текста учениками коллективно работаем над режиссурой текста. Учитель прочитывает каждое предложение, расставляет вместе с учениками необходимые знаки, затем каждое предложение читают, правильно интонируя, два-три ученика, потом вместе с учителем — коллективное чтение.

Закончив проработку каждого предложения отрывка, читаем полный текст. Подобное внимание к одному тексту помогает детям с большей чуткостью обращаться к новым художественным произведениям, учит улавливать стилистические особенности разных авторов и вслушиваться в музыку слов.

По результатам работы учитель может поставить отметки нескольким активным ученикам.

Домашнее задание

Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы» (на усмотрение учителя).

Следующие уроки: В. Г. Короленко. «В дурном обществе» >>>


Иван Алексеевич
БУНИН

1870-1953

Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе[2] за этот год
была присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер.
(Из официального сообщения о присуждении И. А. Бунину Нобелевской премии)


Иван Алексеевич Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду. Сам Бунин отмечал, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина...».

Раннее детство будущий писатель провёл в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (в связи с неуплатой денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование, в основе которого лежало прежде всего страстное чтение. Уже в детстве проявилась необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также по богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

В 1891 году вышла его первая книга стихов. В последние годы жизни Бунин создал прекрасные книги воспоминаний.
По С. Ю. Ясенскому (вернуться)


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

2. Нобелевская премия по литературе — престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти премий, созданных по воле Альфреда Нобеля в 1895 году, которая вручается с 1901 года. (вернуться)

 
Г. Г. Мясоедов. Страдная пора. Косцы. 1887
Холст, масло. 164 × 282 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
(вернуться к уроку)
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика