Повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место». Литература в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Гоголь Н. В.
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1841.
Третьяковская галерея.
 
Гимназический портрет Н.В.Гоголя.
Гравюра на дереве по оригиналу неизвестного художника. 1827. ИРЛИ (Пушкинский дом). Санкт-Петербург
Дед Максим танцует. Иллюстрация В. М. Васнецова к повести Н. В. Гоголя "Заколдованное место". 1901
 
Предания
о кладах

("Литература")
 
Гоголь Н. В.
Заколдованное место

("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 37. Н. В. Гоголь. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»

Урок 38. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий


УРОК 37
Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности.
Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место».
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

I. Проверка домашнего задания


После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

II. Н. В. Гоголь: детство, годы учения,
начало литературной деятельности


Учитель расскажет о детстве, годах учения и первых литературных произведениях Гоголя, запишет вместе с учениками на доске и в тетради название сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и год первого издания повестей.

Возможен другой вариант работы:
ученики самостоятельно читают учебную статью (с. 172—173 учебника), затем отвечают на вопросы учителя по тексту.

Работаем с понятиями юмор, сатира, фантастика, гротеск (в тексте статьи они помечены звездочкой), находим объяснение этих слов в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце учебника.


III. Народные предания о кладах —
основа повести «Заколдованное место»


Ученики, которые выполняли индивидуальные задания, выразительно читают или пересказывают народные предания о кладах.

Сообщения учеников

Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин.

Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит».

Обычный знак клада — колеблющийся, перемещающийся огонек.

В Пермской губернии бытовало такое предание:

«Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе». По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота — не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.

Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь».

Можно порекомендовать детям
литературу о кладах:


Горбовский А., Семенов Ю. Закрытые страницы истории. — M.: Мысль, 1989. — С. 83—99.
Книга кладов: сборник сказок, преданий, легенд. — СПб., СЕВЕРО-ЗАПАД, 1995.
Легенды. Предания. Бывальщины / сост., подгот. текстов, вступ. статья и примеч. Н. А. Криничной. — M.: Современник, 1989. — С. 241—245.
Бурмистрова Л. Клады и сокровища. — М.: Белый город, 2000.

— Как вы думаете, почему люди считали, что клады охраняет нечистая сила?

— Есть ли, по-вашему, правда в этих рассказах? Что в них чудесного, фантастического?

— Слышали ли вы сами легенды и предания о зарытых где-нибудь кладах?

IV. «Заколдованное место» —
повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Комментированное чтение


Мы рекомендуем комментированное чтение повести.

На наш взгляд, не стоит заранее объяснять диалектизмы и устаревшие слова, которые употребляет Гоголь. Лучше, если дети будут пытаться определить смысл этих слов исходя из контекста и лишь потом искать значение незнакомого слова в сносках или выслушивать объяснение учителя. Такая работа развивает языковую интуицию, учит ставить вопросы к тексту.

Очень важна хорошая подготовка учителя к выразительному чтению повести, правильное интонирование и эмоциональность. От этого зависит, насколько детям станет понятен юмор Гоголя.

Чтение повести с комментариями занимает не менее двадцати пяти минут, повесть должна быть прочитана на уроке полностью. В соответствии с этим заранее определим, сколько времени мы можем потратить на другие этапы урока.

Домашнее задание

Подготовить рассказ о Н. В. Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (с. 184) (нарисовать иллюстрацию к тексту повести).

Подготовить выразительное чтение произведения.

Следующие уроки: Урок 38. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий >>>



1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика