Басни И. А. Крылова. Рассказ и мораль в басне
Литература для школьников
 
 Главная
 
Крылов И. А.
Портрет работы И.Е.Эггинка, 1834
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769 – 1844)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]

Особенностью предлагаемого поурочного планирования является личностно ориентированный подход, который реализуется в системе вопросов, направленных на работу с восприятием учениками художественных произведений, а также в системе творческих работ и индивидуальных заданий. Большое внимание мы уделяем связи уроков литературы в 5 классе с курсом начальной школы.

Урок 14. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности

Урок 15. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

Урок 16. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи

Урок 18. Басни И. А. Крылова. Урок внеклассного чтения


УРОК 17
Жанр басни. Рассказ и мораль в басне.
Урок развития речи

I. Проверка домашнего задания


После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение, чтение по ролям и инсценировку изученных басен.

Рассматриваем и обсуждаем рисунки учеников.

II. Жанр басни.
Рассказ и мораль в басне

Самостоятельная творческая работа


Итак, повторим еще раз, что такое басня и из каких элементов она состоит

. Басня — краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного — два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т. е. формулирует мораль.

Даем ученикам задание написать прозаическую басню.

В конце урока, если отдельные ученики успели справиться с заданием, слушаем басни, написанные школьниками.

Самые удачные басни просим написать на отдельном альбомном листе и проиллюстрировать. Если ученики не успели справиться с заданием, подведем итоги творческой работы на следующем уроке — уроке внеклассного чтения.

Домашнее задание

Читать басни Крылова.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения (см. ниже урок 18).

Учитель продумает план урока внеклассного чтения в соответствии с возможностями класса и конкретизирует домашнее задание.

УРОК 18
Басни И. А. Крылова.
Урок внеклассного чтения

I. Выразительное чтение
и инсценирование басен


Две-три инициативные группы могут подготовить чтение по ролям или инсценирование басен И. А. Крылова, например «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки».

Выступление может завершиться кратким анализом басни: выделением морали, аллегорического смысла басни, краткой характеристикой персонажей.

Подготовленные учениками иллюстрации оживят урок.

Если на предыдущем уроке развития речи не были прочитаны басни, написанные учениками, то на уроке внеклассного чтения желающие могут представить собственные басни.

II. Литература и
изобразительное искусство


Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 65—66) и ответим на вопросы:

— Какие басни проиллюстрировал художник Е. Рачев? См. страницу Иллюстрации Е. М. Рачёва к басням И. А. Крылова ("Литература").

— В чем мораль каждой из этих басен?

«Осел и Соловей».
Мораль: «Избави Бог и нас от этаких судей».

«Волк и Ягненок».
Мораль:
«У сильного всегда бессильный виноват»:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.

«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Мораль в басне «Квартет» произносит Соловей:
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

III. Викторина

Вопросы для викторины может подготовить учитель или инициативная группа учеников. Возможно, что два-три вопроса подготовит и напишет на отдельных листках бумаги каждый ученик.

Примеры вопросов для викторины

1) Из каких басен слова?
а) «...Так поди же, попляши!»
б) «...Избави Бог и нас от этаких судей».
в) «...Слона-то я и не приметил».
г) «...Сильнее кошки зверя нет!»

2) Из каких басен мораль?

а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать — кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

3) Из каких басен эти герои?
а) Слон, овцы, волки.
б) Крестьянин, Дерево, Змея.
в) Мужик, гуси, прохожий.
г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

Ответы
1) а) «Стрекоза и Муравей»; б) «Осел и Соловей»; в) «Любопытный»; г) «Мышь и Крыса».
2) а) «Ларчик»; б) «Синица»; в) «Собачья дружба»; г) «Петух и Жемчужное зерно».
3) а) «Слон на воеводстве»; б) «Дерево»; в) «Гуси»; г) «Лев на ловле».

Домашнее задание

Повторить басню (для тех, кто еще не прочитал басню наизусть).

Следующие уроки: В. А. Жуковский: детство и начало творчества. «Спящая царевна» >>>



1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика