«Бородино» Лермонтова – отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Литература в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Лермонтов М. Ю.
 
М. Ю. Лермонтов
в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
П. И. Багратион.
Портрет работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
 
Н. Н. Раевский.
Портрет работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
 
М. И. Платов.
Портрет работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 35. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения

Урок 36. «Бородино» – отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата – участника сражения


УРОК 36
«Бородино» – отклик на 25-ю годовщину
Бородинского сражения.
Образ старого солдата – участника сражения.
Произведения живописи, посвященные Бородинской битве

I. «Бородино» — отклик на 25-ю годовщину
Бородинского сражения


Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.

Подготовленный ученик расскажет
о ходе Бородинского сражения.


Хорошо, если будет возможность показать портреты героев этого сражения.

Бородинское сражение можно разделить
на четыре этапа:


1) с пяти до десяти часов утра — французская армия наносит главный удар по левому флангу русских войск, однако ей не удается прорвать фронт войск генерала П. И. Багратиона;
2) с девяти до двенадцати часов — Наполеон направляет главный удар против центра русских войск в районе батареи Н. Н. Раевского, где несет огромные потери, но не может прорвать позиции русских;
3) с двенадцати до четырнадцати часов — действия русской кавалерии генерала Ф. П. Уварова и казаков атамана М. И. Платова на левом фланге и в тылу неприятельских войск с целью облегчить положение центральных позиций и дать возможность подтянуть резервы;
4) с четырнадцати до восемнадцати часов — безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.

Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск.

Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные военачальники, личным примеров вдохновлявшие подчиненных.

Генерал П. И. Багратион отбивал атаки французских колонн на Семеновские флеши и был смертельно ранен во время восьмой атаки.

Под генералом М. Б. Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного места в центре русской обороны, где он не появлялся и не ободрял солдат своими словами и примером.

Когда французы ворвались на батарею Раевского, находившиеся поблизости генерал-майор А. П. Ермолов и начальник артиллерии генерал-майор А. И. Кутайсов собрали отступающих, построили их и ударили в штыки. Батарея была отбита. А. И. Кутайсов заплатил за этот успех жизнью.


II. Выразительное чтение
стихотворения «Бородино»


После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения. Ученики слушают внимательно, обсуждают и оценивают выступления товарищей.

III. Произведения живописи,
посвященные Бородинской битве


Подготовленный ученик расскажет о нескольких произведениях живописи, посвященных Бородинской битве и войне 1812 г.

IV. Образ старого солдата — участника сражения

Прочитаем материал рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 170—171).

Впервые в литературе Лермонтов показал историческое событие глазами рядового воина.

— Какие характерные черты солдата вы заметили?

Характерные черты солдата — простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину свою!»

Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит, что солдаты начали считать свои раны и убитых товарищей.

Искренность чувств, особенная правдивость описания создают впечатление, будто читатель тоже участвует в этом событии.

Два раза — в начале и в конце стихотворения — поэт устами солдата выражает гордость за ушедшее поколение и жалобу на нынешнее:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.

— В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
Основная мысль стихотворения — то, что русские люди не жалеют жизни для победы над врагом, для защиты Родины.

Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем из стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

Самостоятельная работа

Напишите ответ на один из вопросов:

— В чем заключается основная мысль стихотворения?
— Каким предстает перед нами защитник Родины?

Домашнее задание

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

Индивидуальное задание

Подготовить чтение или пересказ народных преданий о кладах.

Следующие уроки: Урок 37. Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Повесть «Заколдованное место» >>>



1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
Богатов Н. А. Эпизод Бородинского сражения. 1912
Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография.
 
Фрагмент панорамы "Бородинская битва". Ф. А. Рубо
Иллюстрации к уроку по стихотворению Лермонтова "Бородино"

(сайт "К уроку литературы")
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика