M. В. Ломоносов: жизнь и творчество. «Случились вместе два Астронома в пиру...»
Литература для школьников
 
 Главная
 
М.В.Ломоносов. Прижизненное изображение.
Бумага, гравюра резцом. Э.Фессар и К.А.Вортман. 1757 г. Источник: Каталог художественных произведений с изображениями М. В. Ломоносова из собрания Московского университета. / Сост. Е.В.Зименко, Г.А.Широкова. Под ред. А.П.Лободанова. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 88 с.
 
Портрет М. В. Ломоносова.
Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г.К.И. фон Преннера 1755 г. Середина XIX в. ГИМ. Москва[3]
 
Портрет М. В. Ломоносова.
Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в. Эрмитаж
 
Памятник М. В. Ломоносову в Санкт-Петербурге на площади Ломоносова. 1892 г. Скульптор П. П. Забелло, архитектор А. С. Лыткин
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)

1 ЧАС

Уроки литературы в 5 классе[1]




УРОК 13
M. В. Ломоносов: детство, годы учения,
научная и литературная деятельность.
«Случились вместе два Астронома в пиру...» –
научные истины в поэтической форме.


I. Артикуляционная разминка

II. М. В. Ломоносов: детство, годы учения,
научная и литературная деятельность


Для оформления класса желательно использовать репродукцию работы неизвестного художника — портрет М. В. Ломоносова, хранящегося в Эрмитаже.

Учитель может заранее распределить задания между учениками: подготовить рассказы о детстве Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности, предложить выучить и рассказать сонет С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник».

Слушаем рассказы
учеников о Ломоносове.


Литературы, посвященной жизни и творчеству М. В. Ломоносова, вполне достаточно.

Учителю можно порекомендовать книгу о великом русском ученом из серии «Открытия и судьбы»[2].


С. И. СТРОМИЛОВ
ЛОМОНОСОВ
Сонет


В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,

Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

Н. А. Некрасов
Школьник


— Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь...
Знаю: батька на парнишку
Издержал последний грош.

Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Пятиклассникам рано говорить о существе сделанных Ломоносовым преобразований в языке, об этом пойдет речь в 7 классе, когда ученики будут более подготовлены.


III. «Случились вместе два Астронома в пиру...»
— научные истины в поэтической форме


Учитель читает стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...», затем беседует с учениками, выясняя, как они восприняли стихотворение, и углубляет понимание сложного для пятиклассников произведения Ломоносова.

Словарная работа

Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.

Случились вместе — встретились вместе.
Спорили... в жару — жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Такова (прил.) — такого.
Жаркова (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).

Беседа

— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?

Дети учатся работать со сносками.

Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).

Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.

— В чем противоположность взглядов ученых?

— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?

Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.

Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.

— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.

— В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? (2-й вопрос, с. 53.)
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.

Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.

IV. «Красота, великолепие, сила
и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов)


Прочитаем высказывание Ломоносова (2-е задание, с. 54):

«Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть».

— Как вы понимаете это высказывание?
Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силен. Во времена Ломоносова уже существовали особые правила, в которых говорилось, как надо сочинять книги. В старину русские люди не только не знали таких правил, но даже не думали, что они вообще могут быть. Считалось, что вдохновение и мастерство писателя — от Бога. Однако в самом языке есть определенные законы, и если писатель чувствует и соблюдает их, то проявляются сила, богатство и красота языка.

Обращаемся ко второй части вопроса:
подготовить устное высказывание-рассуждение на заданную тему.

Красота, сила, богатство устной речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов и слов-паразитов, от краткости, выразительности, от широты знаний и объема словарного запаса.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...» (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство...»).

Подготовить небольшое письменное высказывание-рассуждение: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от...»

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.

Следующие уроки: Урок 14. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности >>>




1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

2. Михайло Ломоносов: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. — М.: Современник, 1989. (вернуться)

3. Портрет Ломоносова работы Г. Преннера – единственное достоверное прижизненное изображение в живописи.
Заказчиком и владельцем портрета являлся граф Воронцов, позволявший делать копии с него создателям гравированных и мозаичных портретов, впоследствии также утерянных. Первым же владельцем портрета из представителей рода Ломоносова стала после 1767 года единственная дочь учёного Елена Михайловна (1749–1772). После ее смерти портретом Ломоносова в разные годы владели следующие представители семьи: А. А. Константинов; Софья Алексеевна (1769–1844) — дочь Константинова и внучка Ломоносова, ставшая женой генерала Н. Н. Раевского — героя Отечественной войны 1812 года; Александр Николаевич Раевский (1795–1868) — старший сын Раевских, полковник и правнук Ломоносова, друг А. С. Пушкина и прототип его «Демона»; Иван Григорьевич Ностиц (1824–1905) — граф, генерал и муж дочери А. Н. Раевского Александры (1839–1863), праправнучки Ломоносова, рано ушедшей из жизни; Григорий Иванович Ностиц (1862–1926) — граф, генерал, начальник штаба гвардейского корпуса, сын Александры и прапраправнук Ломоносова. До 1917 г. портрет хранился у потомков Ломоносова. но позднее был утрачен.
Фрагментарную копию с прижизненного портрета работы Г. Преннера по заказу главы двух Академий Екатерины Романовны Дашковой (1744 – 1810) выполнил популярный в те годы петербургский художник Леонтий Семенович Миропольский (1744(5) – 1819), ученик Левицкого. Портрет находится в Музее М. В. Ломоносова в Кунсткамере.
В XVIII–XX вв. помимо этих портретов Ломоносова было выполнено значительное количество копий как с них, так и с последующих копий. (вернуться)

 
Панно "Усадьба Усть-Рудица" Середина XVIII в.
Холст, бисер, стеклярус, вышивка. Эрмитаж.
В 1753 году мыза Усть-Рудица вместе с 4 деревнями (Шишкина, Калищи, Перекули, Липова) была пожалована императрицей Елизаветой «для делания изобретённых им разноцветных стёкол и из них бисеру и всяких других галантерейных вещей и уборов» Ломоносову. 6 мая 1753 г. Ломоносов заложил в Усть-Рудице фабрику по изготовлению цветного стекла и смальты. К 1754 г. фабрика начинает выпускать первую продукцию, которая завоёвывает успех у петербургских модниц.
 
Памятник М. В. Ломоносову. 1986 г. Санкт-Петербург. Университетская наб.
Скульп. Б. А. Петров, В. Д. Свешников, арх. Э. А. Тяхт, И. А. Шахов.
Фигура Ломоносова выполнена из бронзы и установлена на красный гранитный постамент. Высота памятника – 3 м. Монумент выполнен в традиционном классическом стиле. На коленях учёного лежит рукопись. Его лицо одухотворено творческой мыслью, кажется, что в этот момент Ломоносов находится на грани нового научного открытия. Взгляд его устремлен на Неву.
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика