Анализ пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет С. Я. Маршака
работы А. Яр-Кравченко. 1947 г.
 
 
Обложка пьесы-сказки
С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
 
Иллюстрация В.Лебедева к сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1952 г.
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(1887 – 1964)

3 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]



Урок 74. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Урок 75. Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Урок 76. Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом


УРОК 74
С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе.
Драма как род литературы.
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»


I. Артикуляционная разминка

На этом уроке детям предстоит чтение по ролям, поэтому предложим им выучить потешку, которую нужно произносить по ролям.

— Чей нос?
— Макеев.
— Куда едешь?
— В Киев.
— Что везешь?
— Рожь.
— Что возьмешь?
— Грош.
— Что купишь?
— Калач.
— С кем съешь?
— Один.
— Не ешь один!
— He ешь один!

II. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе

Прежде чем учитель расскажет о жизни Маршака, вспомним с ребятами произведения писателя. В этом поможет выставка книг Маршака, организованная учителем или инициативной группой учеников. Маршак — один из самых известных детских писателей в нашей стране. Его произведения дети начинают слушать с самого раннего возраста. Стихи Маршака легко запоминаются.

— Назовите имена детских писателей, произведения которых вы знаете.

Слово учителя

В России очень богатая детская литература. В мире мало стран, у которых была бы такая же богатая и добрая литература для детей. Сейчас нам такое положение кажется само собой разумеющимся. Мы думаем, что так было всегда. Между тем до XX века было очень мало писателей, которые бы создавали книги специально для детей. Как писать для взрослых — знали все, но никто не мог точно сказать, чем литература для взрослых должна отличаться от литературы для детей.

В 1923 г., после окончания Гражданской войны, в Петрограде появляется человек, который осознает, как важно в новой Советской стране создать новую литературу для детей, которая будет воспитывать в людях самые лучшие качества. Это был Самуил Яковлевич Маршак.

Он родился в 1887 г. в Воронеже и уже в четыре года начал сочинять стихи. К одиннадцати годам он написал уже несколько поэм, под руководством школьного учителя латыни перевел оду древнеримского поэта Квинта Горация Флакка. На мальчика, который проявил такой удивительный талант, обратил внимание известный критик и искусствовед Владимир Васильевич Стасов. Он приглашает мальчика в Петербург и устраивает его в лучшую гимназию. Но в Петербурге здоровье Маршака ухудшается, и Максим Горький, знаменитый русский писатель, приглашает талантливого мальчика пожить у него в Ялте. Там, у теплого моря, Маршак живет два года.

В 1904 г. умирает Стасов, и Маршак вступает в свою трудовую молодость. Он пишет статьи в различные газеты и журналы, дает уроки и наконец в 1912 г. отправляется в Англию, чтобы завершить образование. Маршак учится в политехникуме, слушает лекции в Лондонском университете, а во время каникул путешествует по Англии. Но путешествует он не так, как обычный цивилизованный турист: он не ездит по городам, охотясь за достопримечательностями. Он ходит пешком по Девонширу, живет в Южном Уэльсе, рыбачит в море. Маршак полюбил Англию, английские народные песни и начал переводить их на русский язык.

Перед началом Первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома. Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Екатеринодаре заведовал Маршак. Он много думал о том, каким должен быть новый человек свободной страны, и понял, что сам он может искусством помочь созданию такого человека. Там же, в Екатеринодаре, он создает первый советский детский театр.

И вот в 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.

Маршак работает в журнале для детей «Новый Робинзон» и привлекает к созданию произведений для детей многих талантливых писателей: Б. Житкова, Н. Тихонова, Б. Лавренева, В. Бианки и др. Маршак подружился и с К. И. Чуковским. Одну за другой выпускает С. Я. Маршак детские книжки. Они известны сейчас всем детям нашей страны: это «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин дом» и др.

Маршак обладал удивительными организаторскими способностями. Благодаря ему «взрослый» писатель Алексей Толстой написал знаменитую детскую книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его просьбе стал писать рассказы для детей Михаил Зощенко. Маршак помог войти в детскую литературу Евгению Чарушину, Евгению Шварцу, Ольге Берггольц, одобрил Даниила Хармса и Андрея Введенского.

Маршак одним из первых понял огромное значение детской литературы: по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить и мыслить. От того, какой будет детская литература, зависит будущее страны. Маршак говорил, что книжка для маленьких не должна быть книжкой ничтожной. И советские писатели под руководством Маршака создали прекрасную литературу для детей, которую мы любим и читаем уже в XXI веке.

Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 г., когда шла Великая Отечественная война. Основой послужила чешская народная сказка. Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости.

III. Драма как род литературы
Беседа


Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).

Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.

— Назовите роды литературы.

Эпос, лирика, драма.

— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?

— Произведения каких видов мы отнесем к драме?

— Были ли вы в театре? Какие пьесы вы видели? В постановке каких пьес вы участвовали? Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Слово драма переводится с греческого языка как действие. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Драматург, т. е. создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

— Что можно купить в театре перед спектаклем?

Дети вспоминают, что они покупают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители.

Перед текстом пьесы тоже есть список действующих лиц.

— Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «Двенадцать месяцев» (лучше сделать это по полному изданию пьесы, но можно и по учебнику).

— Какие пояснения даны автором?

IV. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Выразительное чтение


Главное внимание на уроках надо сосредоточить на выразительном чтении сказки по ролям. На первом уроке достаточно будет картин, данных в учебнике. На втором уроке необходимо будет обратиться к полному тексту сказки.

Перед распределением ролей спросим детей:

— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

Распределяем роли. Читаем сказку. Учитель помогает детям выбрать нужную интонацию, поощряет учеников.

Готовясь к работе на следующем уроке, учитель распределит учеников по группам, поможет определить для каждого подходящую роль.

Домашнее задание

Повторить роды литературы.

Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.



УРОК 75
Положительные и отрицательные герои.
Художественные особенности пьесы-сказки


I. Артикуляционная разминка

Повторяем потешку, которую читали по ролям.

II. Драма как род литературы

Повторим теоретический материал о родах литературы. Запишем:
Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

III. Положительные и отрицательные герои.
Художественные особенности пьесы-сказки


— Кто герои этой сказки? Напоминают ли они народных героев? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные? (2-й вопрос, с. 101 учебника.)

Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, двенадцать месяцев. Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев Месяцев.

Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

— Кратко перескажите содержание сказки.

В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву задуматься о том, что такое доброта.

Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Выразительное чтение

Выразительному чтению пьесы по ролям посвятим большую часть времени на уроке. В зависимости от темпа работы учитель самостоятельно выберет ключевые сцены.

Домашнее задание

Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы».

Подготовить выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже.



УРОК 76
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.
Победа добра над злом


I. Самостоятельная работа
Тема «Роды и жанры литературы».

Вопросы:


— Назовите роды литературы и соответствующие им жанры.

— Что такое пьеса? В чем, по-вашему, отличие пьесы от рассказа?

II. Герои пьесы-сказки

Выразительное чтение


Ученики продолжают чтение пьесы по ролям.

— Расскажите кратко о действующем лице, роль которого вы читаете.

Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.

Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, она признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.

Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.

Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости.

Будет очень хорошо, если перед итоговой беседой учитель даст детям возможность посмотреть заключительные сцены из фильма «Двенадцать месяцев» (автор сценария и режиссер А. Граник, Гостелерадио СССР, 1972), начиная со слов Января: «Ну, гостья дорогая, подбрось ты хворосту в огонь. Он еще жарче гореть будет». Просмотр заключительных сцен фильма занимает 16 минут.

III. Победа добра над злом
Итоговая беседа


— Легко ли вам было читать пьесу по ролям? В чем особенность такого чтения?

— Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся? (5-й вопрос, с. 101.)

В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.

Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы вправду существуют. Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.

Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.

Домашнее задание

Прочитать сказку X. К. Андерсена «Снежная королева».

Следующие уроки: X. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева» >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика