«Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Литература в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Некрасов Н. А.
 
Портрет Н. А. Некрасова
работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея
 
Мороз-воевода. 1921. Иллюстрация к поэме "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова.
Худ. Б. М. Кустодиев. ИРЛИ. Санкт-Петербург
 
Иллюстрация к поэме "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова.
Худ. А. А. Пластов
 
Некрасов Н. А.
Мороз, Красный нос

("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

3 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 39. Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге»

Урок 40. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Урок 41. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Урок-практикум


УРОК 40
«Есть женщины в русских селеньях...» —
отрывок из поэмы Н. А. Некрасова
«Мороз, Красный нос»
Поэтический образ русской крестьянки.
Роль сравнений, эпитетов в создании образа
русской женщины

I. Проверка домашнего задания


После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения «На Волге».

II. «Есть женщины в русских селеньях...»
— отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».


Мы считаем, что пятиклассникам не нужно пересказывать содержание поэмы «Мороз, Красный нос».

Напомним им отрывок: «Не ветер бушует над бором...»
Прочитаем (или предложим это сделать подготовленным ученикам) такие отрывки из поэмы, в которых рассказывается о мирном крестьянском труде.

Рассмотрим иллюстрацию к поэме художника А. Пластова (с. 194).

Учитель читает отрывок из поэмы:
«Есть женщины в русских селеньях...»


— Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок? Какое чувство хочет передать нам автор?

Ученики перечитают стихотворение по строфам,
объясняя, как они понимают смысл некрасовских слов.

Выделим эпизод с косами, поясним его смысл: женщина не должна была показывать посторонним свои волосы, паренек подбросил их кверху. Крестьянка возмущена его поступком: «Лицо величаво, как в раме, // Смущеньем и гневом горит».

— Как вы понимаете выражение: «Ей некогда лясы точить...»?

— Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?

Ученики отметят:

В ней крепко и ясно сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде.


Ответим на вопросы учебника (с. 195—196).

— Что такое рифма? Как рифмуются строки в этом произведении Некрасова?

Составим схему рифмовки и определим ее вид: перекрестная.

— Что такое сравнение, эпитет?

— Выделите в тексте сравнения и эпитеты. Для чего их использует Некрасов?
Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.

Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».

Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет:
«...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“».

— Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку?
Отметим не только красоту, трудолюбие русской женщины, но и чувство собственного достоинства.

III. Выразительное чтение

На выразительное чтение отрывка обратим самое серьезное внимание: ценности и взгляды, заложенные Некрасовым в этот текст, стали важнейшей составляющей русской культуры, и работа с некрасовскими образами, по существу, — воссоздание нашей культурной традиции, передача архетипа.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

Индивидуальное задание

Подготовить сообщения по карточкам (см. урок 41).

Следующие уроки: Урок 41. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Урок-практикум >>>



1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика