Помощники царевны в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. С. Пушкин.
Рисунок и гравюра Т. Райта
(1836 –1837 гг.)
 
В. Назарук
Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 29. Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...»

Урок 30. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки

Урок 31. Литературная сказка. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна

Урок 32. Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

Урок 33. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. Урок развития речи

Урок 34. Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Урок внеклассного чтения


УРОК 32
Помощники царевны. Богатыри, Соколко.
Народная мораль, нравственность:
красота внешняя и внутренняя,
гармоничность положительных героев


Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.

— Что такое рифма? Как рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Эпизод шестой.
«И молва трезвонить стала...»


— Какую картину вы представляете, читая строки:

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!

— Где вы уже встречали слово тужит? Подберите синонимы.

Эпизод седьмой.
«И царевна очутилась // В светлой горнице...»


— Что делает царевна, оставшись одна в лесу?

— Почему автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом?

Терем — дом в виде башни в Древней Руси.

— Как вы понимаете слова и выражения подворье, горница, подбираясь, взялася за кольцо?

Горница — чистая половина крестьянской избы.

— Что увидела царевна на подворье и в горнице?

— Почему девица решила, что тут «люди добрые живут»?

— Что сделала в доме царевна?
Дети отметят трудолюбие царевны, ее умение работать по дому. Это соответствует сказочному канону: положительная героиня не только красива и скромна, но и умеет трудиться, выполнять самую черную работу.

— С какой интонацией мы будем читать этот эпизод?

Эпизод восьмой.
«Входят семь богатырей...»


— Как вы представляете себе богатырей?

— Почему к незваному гостю обращается старший из братьев?

Царевна проявляет особую деликатность, сойдя к богатырям только после слов, обращенных к девице (Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 класс: методические советы. — М.: Просвещение, 2002. — С. 58—59).

Но возможно и иное толкование речи старшего брата и поступка царицы: будем иметь в виду, что жизнь в традиционном обществе подчинялась ритуалам и в описанной сцене и богатыри, и царевна соблюдают такой ритуал. (Людей, не соблюдавших установленные ритуалы, общество просто отвергало.)

Обратим внимание на неторопливое и ритмичное чтение ритуального обращения брата к гостю.

Эпизод девятый.
«И царевна к ним сошла...»


— Что сказала братьям царевна?

— Как вы понимаете слова:

Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали...?

Речь княжеская и царская очень сильно отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают по речи, кто к ним пожаловал.

— Как принимали богатыри свою гостью? Как вела себя царевна?
Богатыри ей воздали честь как смогли. Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место, рюмку подавали на подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так, как этого не может делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не на лавку, не на лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не было).

— Найдите в этом отрывке слова и выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их понимаете?
Ученики назовут «хозяям», «что-де», «звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина // Отрекалася она...», «светлица».

Важно поработать со словом отрекалася, выделить корень, подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк. Далее в тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.


Эпизод десятый.
«А царевна молодая // Все в лесу...»


— Как проводят дни богатыри?

В классе у внимательных учеников может возникнуть вопрос: почему татары оказываются в одном времени с «пятигорскими черкесами» (война на Кавказе)? Автор объединяет признаки разных времен: борьбу с татарами, войну на Кавказе, чтобы показать вневременность сказки.

Главный вывод при чтении этого эпизода: хозяева терема — богатыри, воины.

— Что ценит царевна в богатырях?

— Как вы понимаете строки: «Им она не прекословит, // Не перечут ей они»?

Со словами прекословит и перечут проведем словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.

Эпизод одиннадцатый.
«Братья милую девицу // Полюбили...»


— Как братья сватаются к царевне? Почему речь опять держит старший брат?

В речи старшего брата мы видим ритуальную формулу, употреблявшуюся во время сватовства: сравнение девушки с красным товаром, сватов с купцами.

Эпизод двенадцатый.
«Как мне быть? Ведь я невеста...»


Царевна отвечает так, как может отвечать на такое предложение идеальная женщина: просто, искренне и с достоинством. Обратим внимание на вежливость слов царевны, которыми она отвергает женихов, на напевность и ласковое обращение к богатырям.

— Почему царевна не может выйти замуж за одного из братьев?

— Вспомним: «Сват приехал, царь дал слово...»

— Как вы понимаете слово удалы!

Эпизод тринадцатый.
«Спрос не грех. Прости ты нас...»


Отметим в речи богатыря пословицу «Спрос не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение перед братьями: «...отказ мой не вина».

Ученики понимают, что в сказке они имеют дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое восприятие, свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их спрашивать: почему царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей, известить о себе отца и жениха?

Предположим, что она вернется туда одна и разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.

Царевна могла бы опереться на поддержку семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность. Но она решает поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.

Эпизод четырнадцатый.
«Между тем царица злая...»


— Почему перед зеркальцем царица «забыла гнев»?

— Как царица узнала, что царевна жива?

— Царевна жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить ее в покое?

— Чем угрожала царица Чернавке?

Рогатка — это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.

— Какие редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке?

Отметим «дулась», «хватилась», «правду доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на Чернавку», «призналася», «...положила иль не жить...».

— Какие черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На Чернавку...»?

— С какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращенную к Чернавке?


Эпизод пятнадцатый.
«Раз царевна молодая...»


Этот эпизод является кульминацией всей сказки. Он самый большой по размеру и самый драматичный.

Перед тем как прослушать его в исполнении ученика, выясним, что значит слово черница (дети иногда думают, что черница — это Чернавка).

Черница — монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились слова чернец, черница).

— Как царевна обращается к чернице, к псу?

— Почему пес бросался на черницу? Как он хотел спасти царевну?

Готовясь к выразительному чтению отрывка, вспомним, что такое ритм.

В «Сказке о мертвой царевне...» — чередование слогов, размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных частях сказки (и этого эпизода в том числе) отличается от основного. С помощью прилагательных и повторения звука [о] Пушкин создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:

Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!

Возьмем другой отрывок:

Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.

Ритм этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию текста.

— Найдите другие строки, в которых ритм убыстряется благодаря употреблению глаголов.

— Нравится ли вам иллюстрация Т. Мавриной к сказке (с. 102)? Почему?

Эпизод шестнадцатый.
«...Не досталась никому, // Только гробу одному»


— Как вы думаете, почему пес бросился на яблоко и проглотил его?

— Почему богатыри не сразу решились похоронить царевну?

Отметим различную динамику этого отрывка: быстроту событий («Прискакали, // Входят — ахнули») и плавность, некоторую замедленность, которая передает печаль богатырей.

Продолжаем работу с лексикой сказки, отметим слова и выражения «путь им кажет», «стремглав», «Напоено // Было ядом знать оно», «под крылышком у сна», «не восстала ото сна», «в полуночную пору».

— С какой интонацией звучат прощальные слова старшего богатыря?

При выразительном чтении передадим торжественность и печаль прощальной речи.

Эпизод семнадцатый.
«В тот же день царица злая...»


— Казалось бы, зло торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит зло?

Домашнее задание

Озаглавить эпизоды до конца сказки.

Подготовить выразительное чтение наизусть одного-двух отрывков (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание

Подготовить краткое сообщение о музыкальных произведениях, созданных по сказкам Пушкина.

Следующие уроки: Урок 33. Королевич Елисей. Победа добра над злом >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика