Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»
Литература для школьников
 
 Главная
 Пушкин А. С.
 
А. С. Пушкин.
Рисунок и гравюра Т. Райта
(1836 –1837 гг.)
 
В. Назарук
Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 29. Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...»

Урок 30. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки

Урок 31. Литературная сказка. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна

Урок 32. Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

Урок 33. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. Урок развития речи

Урок 34. Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Урок внеклассного чтения


УРОК 34
Сказки А. С. Пушкина.
Поэма «Руслан и Людмила»
Урок внеклассного чтения


Нам представляется целесообразным завершить разговор о произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила», отрывок из которой школьники уже учили наизусть.

Учитель составит план урока внеклассного чтения исходя из уровня подготовки класса и возможностей кабинета литературы.

Мы предлагаем несколько возможных видов работы на уроке.

I. Работа с иллюстрациями (по материалу учебника)

— Рассмотрите иллюстрации (с. 115—116). Прочитайте отрывки из сказок, назовите эти сказки. Какие из них вы читали сами, какие вам читали родители?

«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

— Иллюстрации каких художников вам нравятся? Почему?

II. Восстановление деформированного текста

Эта работа даст нам возможность на практике проверить, насколько усвоено понятие рифмы и насколько ученики чувствуют логику текста.

Проведем с классом пробную работу, а затем разделим класс на группы, дадим возможность поработать самостоятельно (задания определим в зависимости от уровня подготовки учеников), после чего подведем итоги.

Напишем (напечатаем) на отдельном листке строки из стихотворения (данном случае из поэмы «Руслан и Людмила»), разрежем лист на полоски и дадим задание собрать строки в нужном порядке.


Тексты для работы

1.
Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

2.
Все четверо выходят вместе;
Руслан уныньем как убит;
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит.

3.
И все мне дико, мрачно стало:
Родная куща, тень дубров,
Веселы игры пастухов —
Ничто тоски не утешало.

4.
В то время доблестный Фарлаф,
Все утро сладко продремав,
Укрывшись от лучей полдневных,
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных
Обедал в мирной тишине.

5.
Ты догадался, мой читатель,
С кем бился доблестный Руслан:
То был кровавых битв искатель,
Рогдай, надежда киевлян,
Людмилы мрачный обожатель.

6.
Уж утро хладное сияло
На темени полнощных гор;
Но в дивном замке все молчало.
В досаде скрытой Черномор,
Без шапки, в утреннем халате,
Зевал сердито на кровати.

7.
Ложится в поле мрак ночной;
От волн поднялся ветер хладный.
Уж поздно! путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный.

III. На уроке можно рассмотреть и обсудить рисунки учеников,
послушать рассказы о впечатлениях школьников от поэмы,
послушать фрагменты оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»,
посмотреть фрагменты одноименного фильма-сказки по сценарию А. Птушко при участии С. Болотина (киностудия «Мосфильм», 1971—1972, композитор Т. Хренников).

Проверочная работа

Беседуем по вопросам учебника (с. 117):

— Какие сказки мы называем писательскими (литературными)? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными? (1-й вопрос.)

Писательскими или литературными называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки.

Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.

— Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы? (2-й вопрос.)

Если ученики затруднятся вспомнить названия и фамилии авторов, порекомендуем им прочитать такие сказки
(список их можно написать заранее на доске, закрыть занавеской и открыть в нужный момент):

П. П. Ершов. «Конек-горбунок».
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Л. Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».
В. М Гаршин. «Лягушка-путешественница».
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».
М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».
А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки».
Е. А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».

Домашнее задание

Прочитать в учебнике статью С. Я. Маршака «О сказках Пушкина» (с. 113—114).

Подготовить письменный ответ на вопрос: почему С. Я. Маршак называет пушкинскую сказку «прямой наследницей сказки народной»?

Индивидуальное задание

Подготовить краткое сообщение об Отечественной войне 1812 г., о Бородинской битве.

Следующие уроки: Урок 35. М. Ю. Лермонтов. Историческая основа стихотворения «Бородино» >>>



1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика