Стихотворение К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...»
Литература для школьников
 
 Главная
 
К.М.Симонов. Фото, 1940-е гг.
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

3 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]



Урок 90. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Урок 91. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»

Урок 92. Великая Отечественная война в жизни моей семьи.Урок развития речи


УРОК 91
Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
Поэма-баллада «Сын артиллериста»

I. Проверка домашнего задания


После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста», обсуждаем, оцениваем чтение.

    — Что рассказали вам взрослые о Великой Отечественной войне в жизни вашей семьи?

При необходимости учитель может переформулировать тему, например, попросить рассказать об участии в войне односельчан.

II. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста

Ученик, выполнявший индивидуальное задание, рассказывает о подвиге защитников Брестской крепости.

Сообщение ученика

Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833—1838 гг. для обороны западных границ России. В начале XX в. она была модернизирована. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу.

В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой Брест».

III. К. М. Симонов.
«Майор привез мальчишку на лафете...»


Учитель читает стихотворение К. М. Симонова.

Точно выдержанная пауза поможет ученикам пережить и осмыслить стихотворение. Рекомендуем перечитать стихотворение повторно.

    — Что означает выражение: «...Седой мальчишка на лафете спал»?
Выражение «...Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.

    — Какая картина поразила рассказчика?
Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.

Для детей сложно разобраться со словами: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой...» Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки (напомним: Симонов был военным корреспондентом), говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...

    — К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?
Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Фронтовикам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.

    — «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти... до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.

Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли».

    — Почему автор пишет, что «твой» мальчик спит «за тридевять земель, в горах Урала»?
Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.

    — О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой: «Испытанный судьбой, // Я верю: мы во что бы то ни стало // В конце концов увидимся с тобой».

Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т. е. на фронт, — поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг — защитить нашу страну от врагов. Сохраните, женщины, память о нас, мужчинах, уходящих в бой.

Стихотворение Симонова — глубоко личный, проникнутый страстным убеждением монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей — описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит мощное цельное впечатление. Именно такие проникновенные стихи, не отчужденные призывы, а строки, в которых живо ощущается присутствие личности автора, — именно такие стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

Перечитаем с детьми это стихотворение, обращая внимание на изменение повествовательной интонации в середине четвертой строфы, на тон горьких размышлений в 5—6-й строфах и на строгий пафос трех заключительных строф.

IV. Поэма-баллада «Сын артиллериста»

К сожалению, эта поэма не включена в школьную программу, но сила и глубина воздействия этого произведения настолько сильна, что мы рекомендуем прочитать эту поэму в классе. Это может сделать учитель или подготовленный ученик на этом или на следующем уроке.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...».

Написать сочинение на тему «Великая Отечественная война в жизни моей семьи».

 



УРОК 92
Великая Отечественная война в жизни моей семьи.
Урок развития речи


Учитель спланирует урок в соответствии с возможностями класса.

Ученики прочтут стихотворения К. М. Симонова и А. Т. Твардовского, которые они учили наизусть, а также свои сочинения о Великой Отечественной войне в жизни семьи, возможно, покажут фотографии.

Хорошо, если учитель сможет создать настроение урока, включив в него песни военных лет. Очень важно, чтобы песня не звучала фоном: ученики вдумываются в слова, учатся сосредоточенно слушать и переживать вместе с песней.

Возможно прослушивание следующих песен:

В. И. Лебедев-Кумач «Священная война» (исп. ансамбль Песни и пляски им. Александрова, худ руковод. и дир. Борис Александров) (03:25).

А. И. Фатьянов «Соловьи» (музыка В. П. Соловьёва-Седого, исп. ансамбль Песни и пляски им. Александрова) (06:09).

Хорошо продуманный урок на эту тему поможет ученикам ощутить причастность к истории родной страны.

Домашнее задание

Повторить стихотворения И. А. Бунина, которые изучались в начальной школе.

Следующие уроки: Урок 93. Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...» >>>



1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
П. А. Кривоногов. Защитники Брестской крепости, 1951 г.
Центральный музей Вооружённых Сил, Москва.

На картине П. А. Кривоногова "Защитники Брестской крепости" запечатлён момент боя у Тереспольских ворот Брестской крепости, когда оставшиеся в живых пограничники вновь идут в очередную контратаку на врага.
События первых дней Великой Отечественной войны не сразу стали известны в стране, первые упоминания о событиях героической обороны Брестской крепости стали появились в 1942 году из немецких источников.
К началу 1950-х годов о героях Бреста знали ещё мало и их подвиг не получил освещения ни в литературе, ни в искусстве, и среди тех, кто не допустил забвения подвига первых дней войны, рядом с именами советских писателей Сергея Смирнова и Константина Симонова стоит имя художника Петра Кривоногова (1910–1967), который в 1950 году приступил к созданию своего полотна.
В годы войны Пётр Александрович Кривоногов, начавший войну солдатом, а закончивший майором, выполнил много набросков и графических портретов солдат, находясь на линии фронта.
На момент написания картины подвиг героев ещё не был упомянут ни в литературе, ни в искусстве. Много времени художник провел на поле боя, среди руин разрушенной крепости им были сделаны сотни зарисовок и этюдов.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика