Баллада Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мед». Подвиг героя
Литература для школьников
 
 Главная
 
Роберт Льюис Стивенсон.
Портрет работы Уильяма Блейка Ричмонда, 1887 г. Национальная портретная галерея, Лондон
 
Беспечные пикты. Худ. А. А. Харшак.
Иллюстрация балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН
(1850 – 1894)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 22. Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя

Урок 23. «Вересковый мед», «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона


УРОК 22
Роберт Льюис Стивенсон.
«Вересковый мед».
Подвиг героя


Мы предлагаем прочитать и обсудить балладу Стивенсона «Вересковый мед», объединив ее чтение с чтением баллады Жуковского по жанровому принципу.

Разговор о других произведениях Стивенсона в конце первой четверти может подтолкнуть учеников к самостоятельному чтению этих произведений во время осенних каникул.

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос


— Что такое баллада?
— Какие баллады Жуковского вы знаете?
— Какой народ и когда создал легенду о пловце, который бросился в море за сокровищами?
— Что погубило пловца в этой легенде?
— Какой поэт обработал эту историю и написал балладу «Водолаз»?
— Чем отличалась баллада Фридриха Шиллера от народной легенды?
— В чем особенность баллады Жуковского «Кубок»?
— Василий Андреевич Жуковский был глубоко религиозный человек. Он верил, что человек не должен дерзать раскрыть все тайны мира. Как вы понимаете следующие слова баллады?

И смертный пред Богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной...

— Как вы думаете, какую заповедь нарушил юноша, вторично бросившись в морскую пучину?
С религиозной точки зрения юноша возгордился, а гордыня в христианстве — тяжкий грех. Юноша решил, что если он один раз справился с пучиной, то сумеет сделать это и во второй раз. Если же исходить из положения, что на все Божья воля, то в первом случае он спасся Божьей милостью, а во второй — Бог наказал его за гордыню.

Выразительное чтение

Баллада «Вересковый мед» дана во второй части учебника (с. 182—186).

Балладу можно прочитать коллективно: каждый ученик поочередно читает по строфе.

III. Роберт Льюис Стивенсон.
«Вересковый мед». Подвиг героя


— Сегодня мы познакомимся с балладой, которую создал знаменитый английский поэт и писатель Роберт Льюис Стивенсон. Она называется «Вересковый мед».

— Обратите внимание на подзаголовок: «Шотландская баллада». О чем говорят вам эти слова?
Придем к выводу, что Стивенсон переработал произведение устного народного творчества.

Работаем со сносками:

— Что такое вереск?
— Где находится Шотландия?
— Если в классе есть карта, покажите Шотландию.
— Кто такие пикты? Когда они населяли территорию Шотландии?
— Когда скотты завоевали Шотландию, вытеснив пиктов?

Учитель объяснит, что слово Шотландия произошло от названия племени скоттов.

Читает балладу учитель.

Произведение производит сильное впечатление на детей, поэтому выдержим паузу, дадим им время, чтобы пережить и осмыслить это впечатление.

— О каких событиях рассказывается в балладе?
— О чем побуждает задуматься это произведение?
— Какие качества и поступки пиктов прославляются в балладе?
— Во имя чего герой баллады совершает свой подвиг?
— Почему мы называем это произведение балладой?

Выразительное чтение
баллады учащимися.

Домашнее задание


Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» или отрывка из нее наизусть.

Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о жизни Стивенсона.

Подготовить рассказ о произведениях Стивенсона «Остров сокровищ», «Черная стрела».
 



УРОК 23
«Вересковый мед», «Остров сокровищ»
и другие произведения Стивенсона.
Урок внеклассного чтения

I. Проверка домашнего задания

«Вересковый мед»


Слушаем выразительное чтение баллады Стивенсона «Вересковый мед».

Поощрим хорошими оценками тех, кто выучил балладу или отрывок из нее наизусть.

II. Роберт Льюис Стивенсон:
жизнь и творчество


Слушаем рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве Роберта Льюиса Стивенсона.

Учитель дополнит рассказ школьника, выделив главное в характере писателя: силу воли и жажду жизни, которая позволила Стивенсону победить болезнь и стать знаменитым писателем.

Сообщение ученика

Стивенсон родился в Англии в семье потомственного морского инженера. И отец, и дед Стивенсона были изобретателями. Смысл своей жизни отец будущего писателя видел в строительстве маяков и мечтал, чтобы его сын продолжил эту традицию.

Но сын не стал инженером. С детства он видел паруса и море, слышал удары волн о суровые рифы; во время летних каникул он ездил по Шотландии, слушал рассказы жителей о кораблекрушениях, о безжалостных бурунах и таинственных горных вершинах. Все это питало воображение мальчика и будило в нем любовь к родному краю. Позже он обработает народные поверья, напишет о Шотландии стихотворения и романы, рассказы и очерки.

Но жизнь писателя не была простой. В детстве он заболел туберкулезом и часто бывал надолго прикован к постели. Сам Стивенсон так писал об этом: «Детство мое, по правде сказать, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи». Во время учебы в университете состояние его настолько ухудшается, что врачи советуют ему сменить климат и поехать на юг Франции. Стивенсон описывает это путешествие в путевых очерках, которые становятся первым опубликованным произведением писателя (1873 г.).

Стивенсон мечтал о путешествиях, о прекрасном мире, полном приключений, где живут красивые, сильные люди. Он сделал такой прекрасной свою жизнь, он создал притягательный мир приключений в своих книгах.

Стивенсон с семьей переехал в Америку, затем нанял яхту и семь месяцев плавал по южным морям, сам греб на шлюпке, прорубал дорогу в лесных зарослях, ездил верхом, общался с новыми людьми. Болезнь, подчиненная жажде жизни и сильной воле человека, отступила.

Стивенсон купил участок земли на одном из островов Самоа в Океании (Тихий океан). Он подружился с местными жителями, помогал им, много работал физически, но при этом не было года, чтобы в печати не появлялось новое произведение Стивенсона. К нему часто приезжали гости, о его жизни ходили легенды.

Умер Стивенсон от кровоизлияния в мозг, когда ему было 44 года. Похоронили его на вершине горы, которая возвышается над островом. С этой горы человек, насколько хватает глаз, видит беспредельный морской простор.

После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений. Лучшие произведения Стивенсона — «Остров сокровищ», «Похищенный», «Черная стрела», «Катриона», сборник стихотворений «Детский цветник стихов» (в другом переводе — «Сад стихов для детей»).

III. «Остров сокровищ»
и другие произведения Стивенсона


Слушаем сообщения учеников о романе «Остров сокровищ» и других произведениях писателя.

Если позволяют условия, можно показать отрывок из фильма режиссера В. Воробьева «Остров сокровищ» (Ростелерадио СССР, 1982).

Главная задача этой части урока — побудить учащихся к чтению произведений Стивенсона.

Домашнее задание

Читать произведения Стивенсона, сделать записи в читательском дневнике (или в рабочей тетради).

Следующие уроки: Урок 24. Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
Вилла Ваилима Р. Л. Стивенсона на Самоа
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика