Духовные и нравственные качества Герасима. «Муму». Литература в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Тургенев И. С.
 
Портрет И.С.Тургенева
работы В. Г. Перова. 1872.
Русский музей
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 42. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму»

Урок 43. История отношений Герасима и Татьяны

Урок 44. Герасим и Муму

Урок 45. «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима

Урок 46. Духовные и нравственные качества Герасима. Урок развития речи

Урок 47. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия


УРОК 46
Духовные и нравственные качества Герасима
— сила, достоинство, сострадание, великодушие,
трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства
Урок развития речи


Сочинение по рассказу «Муму» — это первое сочинение по литературному произведению.

При определении темы сочинения не стоит акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения. Мы считаем, что такая постановка вопроса смещает фокус внимания от наблюдения за словом и мыслью автора в область интерпретаций, доступную только квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение о таких проблемах превратится в досужие домыслы.

Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и их прототипов — это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.

Подготовка к сочинению

Определим тему сочинения так:
«Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором уроке закончим работу.

Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.

Пример
сложного плана сочинения


I. Введение.
Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть.
Герасим — главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение.
Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?

Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана.

При работе над вопросом: «Как выглядит Герасим?» — можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике.

Обсудим качества характера, которые проявляет Герасим, и запишем на доске и в тетрадях слова, обозначающие эти качества, проведем с ними словарную работу.

Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость.

Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.

Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.

Домашнее задание

На усмотрение учителя:
если сочинение писалось в классе (на уроках, включая урок русского языка), то можно задать тем, кто не отвечал устно, выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору...»; если сочинение дети только начали писать в классе, то задано будет закончить его дома.



УРОК 47
Анализ сочинений.
Работа над ошибками.
Подведение итогов полугодия
Урок развития речи.


Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму» — это первый опыт сочинения по литературному произведению. От него во многом зависит формирование умения, говоря терминологией психолингвистов, порождать тексты — размышления на заданную тему. Учитель со всей серьезностью отнесется к анализу сочинений учащихся по рассказу «Муму». Анализ будет доброжелательным и побуждающим учеников к работе над собой.

Работа над ошибками в классе часто сводится только к работе над орфографическими ошибками, что происходит от желания учителя упростить свою задачу. Выберем такой путь, который будет более соответствовать интересам учеников. Проанализируем удачные и неудачные случаи построения сочинения, отметим удачно приведенные примеры. Напомним, что переход к раскрытию нового пункта плана отмечаем новым абзацем.

Выделим в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок. Из текстов школьных сочинений выпишем несколько примеров, нуждающихся в литературном редактировании, и выберем оптимальный вариант построения предложений.

Важно, чтобы такая работа проводилась систематически. Это побудит учеников более ответственно относиться к работе со словом.

Отработку орфографических ошибок можно будет провести на уроке русского языка.

Закончив анализ сочинений, учитель подведет итоги работы класса в течение полугодия.

Урок 48
Резервный урок

Следующие уроки: Урок 49. А. А. Фет. Стихотворения «Чудная картина...» и «Весенний дождь» >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
Иллюстрация к рассказу "Муму".
Художник Н. А. Ращектаев
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика