Анализ сказки Жорж Санд «О чем говорят цветы»
Литература для школьников
 
 Главная
 
Огюст Шарпантьё.
Портрет Жорж Санд. 1838.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
ЖОРЖ САНД
(1804—1876)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]



Урок 80. Жорж Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Урок 81. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)». Урок развития речи


УРОК 80
Жорж Санд: страницы биографии.
«О чем говорят цветы».
Спор героев о прекрасном


I. Артикуляционная разминка

II. Жорж Санд: страницы биографии


Выразительное чтение вступительной статьи к главе учебника (с. 237—240).

Статья написана увлекательно, доступным для детей языком, поэтому можно начать урок с чтения этой статьи.

III. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Сказка прочитана учениками дома. На уроке беседуем по вопросам учебника (с. 250), ученики подтверждают свои ответы цитатами из текста.

— Как можно назвать сказку «О чем говорят цветы»: авторской или народной? Почему?

— Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники?

Главная героиня сказки Жорж Санд «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание и сочувствие всему живому проявляется в том, что она как бы слышит голоса растений.

— О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз?

Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.

Вьюнок называл себя «принц Дельфиниум» и говорил, что в его венчике отражается небесная лазурь, а его родичи владеют всеми розовыми переливами.

Полевой мак считал запах розы неприятным, а свой приятным.

Астры заявляли, что они ничем не пахнут и этим доказывают свою порядочность и благовоспитанность. Запах, по их мнению, свидетельствует о нескромности и хвастовстве. Сами астры при этом хвастались своими оттенками лилового и синего цвета и тем, что у них бывает до пятисот лепестков, а у розы только двести.

— Что возмутило девочку?

Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.

— Страницы какой сказки, созданной русским писателем, напоминает этот эпизод?

Дети без труда вспомнят сказку В. М. Гаршина «Attalea princeps».

— Кратко перескажите историю ветерка.

Ветерок рассказал цветкам шиповника о том, что он когда-то был старшим сыном царя бурь и его задачей было разрушать все живое. Однажды отец отправил его на Землю и приказал, чтобы на ней не осталось ни одного живого существа. Разрушительную силу ветра остановила роза, которая попросила ветер пощадить ее. Ветер вдохнул аромат розы, его ярость смягчилась. Отец оторвал у него крылья и прогнал на Землю, и «дух жизни» пожалел изгнанника и превратил его в маленький ветерок.

— Как представлено в сказке созидание и уничтожение? Можем ли мы назвать эти образы аллегорическими? Почему?

Уничтожение представлено в сказке в образе отца бурь и его сыновей, которые хотели разрушить все живое на Земле. Созидание представлено в виде «духа жизни», могучего божественного духа, который вырвался изнутри Земли и противостоял разрушению. Чем больше бури разрушали, тем больше новых форм жизни появлялось на Земле. В образах царя бурь и «духа жизни» автор представляет нам закон развития всего живого на Земле.

— Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд?

Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.

— Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка?

Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.

— Как вы понимаете слова бабушки:
«Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»?

Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство — это то, что естественно присуще человеку. Недуг — это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, т. е. особенности восприятия с проявлением болезни.

Сказка Жорж Санд, как и все сказки на свете, тоже рождается из желания увидеть необычное в обычном.

IV. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)»

Дома ученики напишут сочинение-миниатюру, в котором расскажут о своем внимании к миру, о своем желании и попытках понять язык природы. Учитель объяснит, что нужно попробовать коротко рассказать об одном случае из жизни, который вызвал в ребенке удивление или восхищение, чувство открытия. Такая работа развивает в ребенке внимание к природе и собственным наблюдениям, показывает их значимость для развития духовного мира человека.

Учителю надо будет собрать и проверить тетради до следующего урока литературы, чтобы быть готовым проанализировать сочинения. Читать сочинения перед классом можно только с разрешения их авторов.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)».



УРОК 81
Сочинение-миниатюра
«О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)»

Урок развития речи
Подведение итогов четверти

I. Анализ сочинений

Учитель анализирует сочинения-миниатюры детей, обращая внимание на красоту природы и мира, открытую в детских работах. Следует очень бережно отнестись к работам, в которых ученики впускают учителя в свой душевный мир, посвящают в глубину своих самых сокровенных переживаний.

Работу над ошибками надо проводить очень осторожно, чтобы не задеть самолюбия детей. Стоит заранее отобрать самые интересные работы, вместе с авторами отредактировать их и подготовить их чтение на уроке.

II. Подведение итогов четверти

После подведения итогов четверти порекомендуем детям на каникулах прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»; Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»; роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

Следующие уроки: А. П. Платонов. Рассказ «Никита» >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика