В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».) ГИА
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Гоголь Н. В.
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы художника Ф. А. Моллера, 1841
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Николай Васильевич Гоголь
(1808 – 1852)
 
В чём схожи и чем различаются
Коробочка и Плюшкин?
(По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
 
        Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы «Мёртвые души». Гоголь создает пять характеров, которые так не похожи друг на друга, и в то же время в каждом их них выступают типичные черты русского помещика. Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека.
       И к Коробочке, и к Плюшкину Чичиков попадает совершенно случайно. К Коробочке его завёз перепутавший дорогу Селифан, а о Плюшкине он узнаёт от Собакевича. Коробочка встречает гостя радушно, стол заставлен угощениями. Плюшкин предлагает Чичикову сухарь, который уже успел "поиспортиться".
       Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки выгодно отличается от имения Плюшкина. Здесь кипит жизнь. Владения Плюшкина огромны по сравнению с усадьбой Коробочки, однако усадьба его была ветхой и безжизненной. Постройки заброшены, многие обветшали, как и сам хозяин: "... Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно". Единственным украшением был старый сад за домом, который также является отражением оставшейся в глубине души Плюшкина жизни: "... Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад [...] один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении...".
        Коробочку можно противопоставить Плюшкину. Хотя Коробочка, подобно Плюшкину, и хранит всякое старье, ненужные вещи, она практичная хозяйка. Из всего пытается получить выгоду: распоротый салоп перейдёт по завещанию племяннице, а случайный гость встречен радушно, ведь он может оказаться выгодным покупателем мёда, муки или пеньки.
       Привычка к бережливости, "скопидомство" и экономность по-разному проявляются у Коробочки и Плюшкина. У Коробочки это выражается в аккуратности, настойчивой мелочности, хозяйственности, благодаря которым и она, и её крестьяне живут в достатке. Да и собирательство Коробочки по-своему плодотворно: она копит не только «хлам», но и деньги. Плюшкинский «сор» абсолютно никому не нужен, собранный урожай гниет, так и не проданный скупым хозяином. У Плюшкина бережливость превращается в бессмысленное накопительство. И владелец тысячи крепостных душ, одержимый безграничной скупостью, становится нищим.
        Что, пожалуй, и роднит Коробочку и Плюшкина, так это их замкнутость, заключенность в узком, ограниченном мирке, отчужденность от окружающих. Из всех помещиков, с которыми Чичикову удалось заключить сделки, только они двое – Коробочка и Плюшкин – отказываются сами ехать в город для оформления купчей и предоставляют оформить покупку своим поверенным.
       Неисключительность, типичность характеров Коробочки и Плюшкина подтверждается обобщениями морально-психологического характера. Гоголь сопровождает такими обобщениями образы только двух помещиков – Коробочки и Плюшкина.



Открытый Банк заданий. ГИА. 9 класс. Литература
(По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
Задания 5.1–5.5 (часть 2)
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений.
1. В чем своеобразие жанра «Мертвых душ» Н.В.Гоголя?
2. В чём состоит своеобразие финала первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
3. В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
4. В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
5. Женские образы в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
7. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?
8. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слезы»?
9. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» представлена тема «мёртвых» и «живых» душ?
10. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
11. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»?
12. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" губернский город?
13. Каким предстаёт Чичиков в сценах покупки мёртвых душ? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
14. Какова роль «лирических отступлений» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
15. Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?
16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
17. Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
18. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
19. Почему наибольшие затруднения при покупке мёртвых душ Чичиков испытывает с Коробочкой и Ноздрёвым? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
20. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
21. Почему только два героя «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя имеют биографию?
22. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
23. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».


Задания (часть 1) 
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений.

 
1.1. Почему Чичиков испытывает трудности при заключении сделки с Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
1.2. В чём смысл авторского сравнения Коробочки с «государственным человеком»?
2.1. Выберите другой фрагмент поэмы, в котором Чичиков договаривается с одним из помещиков о покупке мёртвых душ. Какие черты личности этого помещика раскрываются в выбранном фрагменте?
2.2. В приведённом фрагменте Чичиков называет Коробочку «крепколобой» и «дубинноголовой». Выберите другой фрагмент поэмы, в котором используются эпитеты. Какую роль эпитеты играют в выбранном фрагменте?


– Кого, батюшка?
– Да вот этих-то всех, что умерли.
– Да как же уступить их?
– Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.
– Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чём дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.
– Да на что ж они тебе? – сказала старуха, выпучив на него глаза.
– Это уж моё дело.
– Да ведь они ж мёртвые.
– Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мёртвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да ещё сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?
– Право, не знаю, – произнесла хозяйка с расстановкой. – Ведь я мёртвых никогда ещё не продавала.
– Ещё бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?
– Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мёртвые.
«Ну, баба, кажется, крепколобая!» – подумал про себя Чичиков.
– Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько – ведь вы разоряетесь, платите за него подать как за живого...
– Ох, отец мой, и не говори об этом! – подхватила помещица. – Ещё третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила.
– Ну, видите, матушка. А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; я, а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?
Старуха задумалась. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул её этот покупщик; приехал же Бог знает откуда, да ещё и в ночное время.
– Так что ж, матушка, по рукам, что ли? – говорил Чичиков.
– Право, отец мой, никогда ещё не случалось продавать мне покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую, и очень благодарил, такие вышли славные работницы: сами салфетки ткут.
– Ну, да не о живых дело; Бог с ними. Я спрашиваю мёртвых.
– Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят.
– Послушайте, матушка... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Вы возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например даже простую тряпку, и тряпке есть цена: её хоть, по крайней мере, купят на бумажную фабрику, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?
– Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мёртвые.
«Эк её, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. – Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Отерши пот, Чичиков решился попробовать, нельзя ли её навести на путь какою-нибудь иною стороною.
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
 
Задание 1.1. Почему Чичиков испытывает
трудности при заключении сделки с Коробочкой?
(По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
 
       Чичиков испытывает затруднения при сделке по той причине, что Коробочка не хочет продавать ему покойников.
       Старуха боится идти на уступки гостю, ведь дело, о котором идёт речь в приведённом фрагменте, "...уж слишком новое и небывалое...". Коробочка в смятении и не доверяет незнакомому покупателю, потому что "...приехал же бог знает откуда, да еще и в ночное время.".
       В данной ситуации Чичиков может полагаться только на судьбу и доброту старухи.
Ответ оценён 6 баллами (соответственно по критериям: 2; 2; 2).

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика