Диагностическая работа по литературе. 6 класс. НИКО. Демонстрационный вариант
НИКО по литературе
Материалы для подготовки к НИКО по литературе
НИКО – Национальные исследования качества образования.
Это общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Диагностическая работа
по  ЛИТЕРАТУРЕ в 6 классе
Демонстрационный вариант
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по литературе даётся 90 минут.
Работа включает в себя 7 заданий с развёрнутым ответом.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему.
Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

       НИКО. Литература. 6 класс. Демонстрационный вариант

Прочитайте приведённый текст и выполните задания 1–5.

<…> Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.
У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время. Я так убедительно просил её об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне её и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.
Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами.
Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут. Прежде всего, когда я нес её за пазухой, направляясь с нею на гору, в дороге мне попался старый Януш, который долго провожал меня глазами и качал головой. Потом, дня через два, старушка няня заметила пропажу и стала соваться по углам, везде разыскивая куклу. Соня старалась унять её, но своими наивными уверениями, что ей кукла не нужна, что кукла ушла гулять и скоро вернётся, только вызывала недоумение служанок и возбуждала подозрение, что тут не простая пропажа. Отец ничего ещё не знал, но к нему опять приходил Януш и был прогнан – на этот раз с ещё большим гневом; однако в тот же день отец остановил меня на пути к садовой калитке и велел остаться дома. На следующий день повторилось то же, и только через четыре дня я встал рано утром и махнул через забор, пока отец ещё спал.
<…> Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. Но мы ошиблись! Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни.
<…> Прошло четыре томительных дня. Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме того, грозы, которая собиралась над моей головой. <…>
– Ты взял у сёстры куклу?
Эти слова упали вдруг на меня так отчётливо и резко, что я вздрогнул.
– Да, – ответил я тихо.
– А знаешь ты, что это подарок матери, которым ты должен бы дорожить, как святыней?.. Ты украл её?
– Нет, – сказал я, подымая голову.
– Как нет? – вскрикнул вдруг отец, отталкивая кресло. – Ты украл её и снес!.. Кому ты снес её?.. Говори!
<…> – Нет, не скажу... никогда, никогда не скажу вам... Ни за что!
В эту минуту во мне сказался сын моего отца. Он не добился бы от меня иного ответа самыми страшными муками. В моей груди, навстречу его угрозам, подымалось едва осознанное оскорблённое чувство покинутого ребёнка и какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне.
<…> Отец опять тяжело вздохнул. Справился ли он сам с овладевшим им исступлением, я до сих пор не знаю. Но в эту критическую минуту раздался вдруг за открытым окном резкий голос Тыбурция:
<…> – Пан судья! – заговорил он мягко. – Вы человек справедливый... отпустите ребёнка. Малый был в "дурном обществе", но, видит Бог, он не сделал дурного дела, и если его сердце лежит к моим оборванным беднягам, то, клянусь, лучше велите меня повесить, но я не допущу, чтобы мальчик пострадал из-за этого. Вот твоя кукла, малый!
Он развязал узелок и вынул оттуда куклу.
Рука отца, державшая моё плечо, разжалась. В лице виднелось изумление.
– Что это значит? – спросил он наконец.
– Отпустите мальчика, – повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову. – Вы ничего не добьётесь от него угрозами, а между тем я охотно расскажу вам всё, что вы желаете знать... Выйдем, пан судья, в другую комнату. Отец, всё время смотревший на Тыбурция удивлёнными глазами, повиновался.
Оба они вышли, а я остался, подавленный ощущениями, переполнившими моё сердце. <…>
<…> Я всё ещё стоял на том же месте, как дверь кабинета отворилась и оба собеседника вошли. Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы.
Тыбурций взял меня на руки и посадил, в присутствии отца, к себе на колени.
– Приходи к нам, – сказал он, – отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой... Она... она умерла.
Голос Тыбурция дрогнул, он странно заморгал глазами, но тотчас же встал, поставил меня на пол, выпрямился и быстро ушёл из комнаты.
Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына.
Я доверчиво взял его руку и сказал:
– Я ведь не украл... Соня сама дала мне на время...
– Д-да, – ответил он задумчиво, – я знаю... Я виноват перед тобою, мальчик, и ты постараешься когда-нибудь забыть это, не правда ли?
<…> Теперь я его уже не боялся.
– Ты отпустишь меня теперь на гору? – спросил я, вспомнив вдруг приглашение Тыбурция.
– Да-да... Ступай, ступай, мальчик, попрощайся, – ласково проговорил он всё ещё с тем же оттенком недоумения в голосе. – Да, впрочем, постой... пожалуйста, мальчик, погоди немного.
Он ушёл в свою спальню и, через минуту выйдя оттуда, сунул мне в руку несколько бумажек.
– Передай это... Тыбурцию... Скажи, что я покорнейше прошу его – понимаешь?.. покорнейше прошу – взять эти деньги... от тебя... Ты понял?.. Да ещё скажи, – добавил отец, как будто колеблясь, – скажи, что если он знает одного тут... Фёдоровича, то пусть скажет, что этому Фёдоровичу лучше уйти из нашего города... Теперь ступай, мальчик, ступай скорее.
Я догнал Тыбурция уже на горе и, запыхавшись, нескладно исполнил поручение отца. – Покорнейше просит... отец... – И я стал совать ему в руку данные отцом деньги. Я не глядел ему в лицо. Деньги он взял и мрачно выслушал дальнейшее поручение относительно Фёдоровича. <…>
В.Г. Короленко. В дурном обществе (Дети подземелья)


    При выполнении заданий 1–5 постарайтесь дать полный ответ.
1. Как Вы думаете, почему герой-рассказчик носит Марусе игрушки?

2. Как Вы можете объяснить, почему герой не признаётся отцу, кому он отнёс куклу?

3. В конце фрагмента отец говорит герою, что виноват перед ним. Как Вы думаете, за что он себя винит?

4. Чем похожи отец и сын? Какие поступки говорят об их сходстве?

5. В тексте сказано, что Маруся лежала в забытьи. Что это значит?

    При выполнении задания 6 необходимо дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, приводя свои аргументы и цитаты из текстов (6–10 предложений).

6. Перед Вами стихотворение замечательного поэта Н.А. Заболоцкого. Внимательно прочтите его и дайте письменный ответ на вопрос. Как тема стихотворения перекликается с темой прочитанного Вами фрагмента из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»?

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Н.А. Заболоцкий, 1958)


7.
Напишите небольшое сочинение (8–10 предложений или больше) по одной из выбранных тем. При ответе на вопрос укажите названия не менее двух произведений и их авторов. Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

7.1. Какие произведения русской и зарубежной литературы заставили Вас задуматься о взаимоотношениях детей и взрослых?
7.2. Какие книги о детской дружбе и почему Вы бы порекомендовали своим одноклассникам для чтения?
7.3. В каких произведениях отечественной или зарубежной литературы повествуется о сострадании?


Система оценивания результатов выполнения диагностической работы по литературе

Критерии оценивания ответов на задания 1–4


1. Соответствие ответа вопросу
Ответ содержательно соотнесён с поставленным вопросом - 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленным вопросом -0/
2. Понимание авторской позиции
Авторская позиция понята - 1
Авторская позиция не понята - 0
3. Обоснованность собственной точки зрения
Обоснована собственная точка зрения - 1
Не обоснована собственная точка зрения - 0
4. Фактическая точность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют речевые и фактические ошибки - 2
Допущено не более двух ошибок каждого вида - 1
Допущены три или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок другого вида) - 0
   Максимальный балл - 5


Критерии оценивания ответов на задание 5

1. Объяснение смысла выражения/слова
Смысл выражения/слова раскрыт полно (дан ответ на уточняющий вопрос (при наличии уточняющего вопроса(-ов) - 2
Смысл выражения/слова раскрыт частично - 1
Смысл выражения/слова не раскрыт - 0
2. Соблюдение речевых норм
   Если по критерию 1 выставлено 0 баллов, то по критерию 2 также выставляется 0 баллов
Отсутствуют речевые ошибки - 2
Допущена одна речевая ошибка - 1
Допущены две или более речевые ошибки - 0
Максимальный балл 4

Критерии оценивания ответов на задание 6

  Если по критерию 1 «Сопоставление произведений» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется, по всем позициям оценивания ставится 0 баллов.

1. Сопоставление произведений
Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена - 2
Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция искажена - 1
Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа - 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют - 4
Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка - 3
Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., И/ИЛИ допущены две фактические ошибки - 2
Для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки - 1
Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки - 0
3. Обоснованность собственной точки зрения
Обоснована собственная точка зрения - 1
Не обоснована собственная точка зрения - 0
4. Композиционная целостность и логичность
Текст композиционно целостен - 2
Текст имеет композиционные погрешности, и/или допущены одна-две логические ошибки - 1
Текст имеет композиционные погрешности, допущены три или более логические ошибки - 0
5. Соблюдение речевых норм
Отсутствуют речевые ошибки - 2
Допущено не более двух речевых ошибок - 1
Допущены три или более речевые ошибки - 0
    Максимальный балл 11

Критерии оценивания ответов на задание 7

   Если по критерию 1 «Раскрытие темы» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется, по всем позициям оценивания ставится 0 баллов.

1. Раскрытие темы
Сочинение написано на заданную тему, ответ на вопрос дан, авторская позиция не искажена - 2
Сочинение написано на заданную тему, ответ на вопрос дан, но авторская позиция искажена - 1
Тема не раскрыта - 0
2. Указание произведений и их авторов
Правильно указаны названия не менее двух произведений и их авторы - 3
Правильно указаны названия одного-двух произведений и автор одного из этих произведений 2 Правильно указаны названия одного-двух произведений без указания их авторов - 1
Все ситуации, не соответствующие правилам выставления 1–3 баллов -0
3. Привлечение текста указанного произведения для аргументации
    Если по критерию 2 выставлено 0 баллов, то по критерию 3 также выставляется 0 баллов
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют - 3
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют - 2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки - 1
Суждения не аргументируются текстом, ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста) допущены три или более фактические ошибки - 0
4. Обоснованность собственной точки зрения Обоснована собственная точка зрения - 1
Не обоснована собственная точка зрения - 0
5. Композиционная целостность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов - 3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы - 2
В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается - 1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения - 0
6.
Соблюдение речевых норм
Допущено не более двух речевых ошибок - 2
Допущены три-четыре речевые ошибки - 1
Допущены пять или более речевых ошибок - 0
    Максимальный балл 14

Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл – 49
Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
"2"
"3"
"4"
"5"
Общий балл
0-16
17-28
29-40
41-49




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВПР. Демоверсии и варианты по русскому языку, истории, обществознанию
 
Яндекс.Метрика