8 класс. ВПР по русскому языку. Демоверсия
Русский язык для школьников
 
 
 
ВПР по русскому языку.
7 класс

(варианты задания 14 на пословицы)
 
 
 
 
 Изложения. Типовые
 экзаменационные
 варианты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВПР по русскому языку *
 
8 класс.
Демоверсия
ВПР по русскому языку.
На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 90 минут
 
     Структура варианта проверочной работы

Вариант проверочной работы содержит 17 заданий, в том числе 11 заданий к приведенному тексту для чтения.

Задания 1-4, 6-9, 15-16 предполагают запись развернутого ответа, задания 5, 10-14, 17 - краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

 
     Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов.
Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 9 баллов.
Ответ на каждое из заданий 3, 4 оценивается от 0 до 4 баллов.
Ответ на каждое из заданий 5-8, 14, 16 оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответ на каждое из заданий 9-10, 12-13, 17 оценивается от 0 до 1 балла.
Ответ на задание 15 оценивается от 0 до 3 баллов.
Ответ на задание 11 оценивается от 0 до 5 баллов.
Правильно выполненная работа оценивается 51 баллами.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
2
3
4
5
Первичные баллы
0 - 25
26 - 31
32 - 44
45 - 51
 
Пояснение к образцу проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут.
Работа включает в себя 17 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
 
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Белую ночь мы встреча..м в стари(н,нн)ой келье монастыря на Соловках.(4) Свет сочит..ся в два (не)больших окна одно из которых гл..дит на запа(д,т) на море. Всюду тишина во дворе монастыря и внутри келий. Всё кажет..ся спит на остров.. лиш.. одна белая ночь сия..т. Оч..рованием пропита(н,нн)ы розовое небо на северо(западе) и пурпурные контуры дальних туч.. вздыма..щ..хся за гор..зонтом и ж..мчужные ч..шуйки лёгких обл..ков. Морской ветер влетая(3) в окно ра(з,с)текает..ся(2) по келье пря(н,нн)ым запахом водор..слей. Нельзя (н..)насл..дит..ся такой ноч..ю!
Тихо выход..м. За воротами поворач..ваем (на)право и идём (с)начала (в)доль озера а (за)тем лесом – к морю.
Чайки похожие на (не)ра(з,с)та..вшие льдинки спят на воде. Море как стекло. В его зеркальности отраже(н,нн)ы и клюкве(н,нн)ая полоса на гор..зонте и обл..ка и мокрые ч..рные камни.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания

1) смотрел (не)весело, (не)стерпимая жара, никем (не)замеченный
2) (не)робкого вида, (не)участвовавший в концерте, ехать (не)далеко
3) (не)глядя в глаза, (не)смолкающий гул, ничуть (не)интересный
4) (не)связанный обстоятельствами, упражнение (не)задано, (не)заячьи следы
Ответ:

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН

1) решение продума(н,нн)о, написа(н,нн)ое сочинение, дети воспита(н,нн)ы и умны
2) кова(н,нн)ая решётка, некоше(н,нн)ая трава, кожа(н,нн)ая куртка
3) занесё(н,нн)ый снегом, юбка дли(н,нн)а, отвечал рассея(н,нн)о
4) серебря(н,нн)ый иней, правило выуче(н,нн)о, убра(н,нн)ая комната
Ответ:

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, правы, облегчить, черпать.
Ответ:

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Поезд прибывает на станцию согласно расписания.
2) Спускаясь к реке, мальчик остановился.
3) Моя подруга была скромна и красивая.
4) По прибытии в пансионат мы сразу пошли к озеру.
Ответ:



     Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 − 17.

(1)Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад - в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык - это нечто неподвижное, - не бурный поток, а стоячее озеро.

(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

(11)В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно - к безудержному обновлению речи, другое - к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов - это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме - в гармонии.
(По К.И. Чуковскому)

7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:

8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
Ответ:

9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение биография слова (биографии слов) из предложения 2. Запишите ответ.
Ответ:

10. В предложениях 12-14 найдите слово с лексическим значением «согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь». Выпишите это слово.

Ответ:


11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) утверждаешься в мысли
2) непрерывного роста
3) слова отмирают
4) произносятся по-другому
Ответ:

12. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
Ответ:

13. Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.
Ответ:

14. Среди предложений 8-10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

15. Среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

16. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

17. Среди предложений 4-6 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [_ 0, 0, 0]. Выпишите номер этого предложения.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания по оцениванию задания 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
 
Белую ночь мы встречаем в старинной келье монастыря на Соловках.(4) Свет сочится в два небольших окна, одно из которых глядит на запад, на море. Всюду тишина: во дворе монастыря и внутри келий. Всё, кажется, спит на острове, лишь одна белая ночь сияет. Очарованием пропитаны розовое небо на северо-западе и пурпурные контуры дальних туч, вздымающихся за горизонтом, и жемчужные чешуйки лёгких облаков. Морской ветер, влетая(3) в окно, растекается(2) по келье пряным запахом водорослей. Нельзя не насладиться такой ночью!
Тихо выходим. За воротами поворачиваем направо и идём сначала вдоль озера, а затем лесом – к морю.
Чайки, похожие на нерастаявшие льдинки, спят на воде. Море как стекло. В его зеркальности отражены и клюквенная полоса на горизонте, и облака, и мокрые чёрные камни.
 
К1
Соблюдение орфографических норм  
 
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
4
Допущено не более двух ошибок
3
Допущены три-четыре ошибки
2
Допущены пять ошибок
1
Допущено более пяти ошибок
0
К2
Соблюдение пунктуационных норм
 
 
Пунктуационных ошибок нет
3
 
Допущена одна ошибка
2
 
Допущены две ошибки
1
 
Допущено более двух ошибок
0
К3
Правильность списывания текста  
 
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
2
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
0
Максимальное количество баллов за всё задание
9
 
2. Морфемный разбор слова
растекается(2)
растекается: рас - приставка, тек - корень, а- суффикс, ет- окончание, ся- суффикс, растека.. ся- основа.
 
2. Морфологический разбор слова
влетая(3)
1. растекается (как?) влетая – деепричастие;
2. Морф. признаки: – неизм. форма, несов. вид, невозвр.
3. В предложении является обстоятельством.
 
Синтаксический разбор предложения
Белую ночь мы встречаем в старинной келье монастыря на Соловках.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Грамматическая основа: мы (подлежащее, выражено личным местоимением) встречаем (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (ночь) белую – определение, выражено именем прилагательным; (встречаем) ночь – прямое дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (встречаем) в келье – обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом; (келье) старинной – согласованное определение, выражено именем прилагательным; (в келье) монастыря – косвенное дополнение, выражено именем существительным (возможно: несогласованное определение); (встречаем) на Соловках – обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом.

Максимальный балл за выполнение 2-го задания: 9
 
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: не связанный обстоятельствами, упражнение не задано, не заячьи следы;
2) объяснение условия выбора раздельного написания: не связанный (причастие, есть зависимое слово) обстоятельствами; упражнение не задано (краткая форма причастия); не заячьи (притяжательное прилагательное) следы.

Максимальный балл за выполнение 3-го задания: 4
 
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: занесённый снегом, юбка длинна, отвечал рассеянно;
2) объяснение условия выбора написания НН: занесённый (причастие с приставкой, ИЛИ причастие совершенного вида, ИЛИ причастие с зависимым словом) снегом; юбка длинна (в кратких причастиях столько Н, сколько и в полных: длинный); отвечал рассеянно (наречие образовано от слова с НН: рассеянный).

Максимальный балл за выполнение 4-го задания: 4
 
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ответ: кварта́л, пра́вы, облегчи́ть, че́рпать.

Максимальный балл за выполнение 5-го задания: 2
Слова для тренировки по заданию 5.
алфавИт, алфавИтный
ательЕ [тэ ]
быть, былА, бЫло; нЕ
был, не былА
ворОта
вЫздороветь
дать, далА, дАли;нЕ дал,
нЕ дало, нЕ дали
дефИс [тэ ]
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУг
жить, жилА, жИло,
жИли; нЕ жил, нЕ жило,
нЕ жили
звонИть, звонИшь,
звонИт
инженЕр, инженЕры
инструмЕнт,
инструмЕнты
каучУк
кашнЕ [нэ ]
квартАл
киломЕтр
класть, кладУ
конЕчно [шн ]
магазИн
модЕль [дэ ]
музЕй [з` ]
начАть, нАчал, началА,
нАчали
начАться, началсЯ,
началАсь
облегчИть
партЕр [тэ ]
положИть, положИл,
положила, положУ,
положИшь
повторИть, повторИшь,
повторИт, повторИте
предмЕт
пустЯчный [шн]
расположИть (по
алфавИту)
руководИть
сантимЕтр
свЁкла
свИтер [тэ ]
скворЕчник [шн]
скУчный [шн]
совремЕнный
создАть, сОздал, создалА
столЯр
тЕннис [тэ ]
торт, тОрты
углубИть, углубИт,
упростИть
фарфОр
цемЕнт
что [шт]
чтОбы [шт ]
шоссЕ [сэ ]
шофЁр, шофЁры
щавЕль
яИчница[шн`]
 
 
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
Ответ: Поезд прибывает на станцию согласно расписанию. Моя подруга была скромна и красива.
ИЛИ
Поезд прибывает на станцию согласно расписанию. Моя подруга была скромная и красивая.

Максимальный балл за выполнение 6-го задания: 2
 
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ: Основная мысль текста: Язык, будучи живым организмом, не может не развиваться, не обновляться, но его обновление, правильный рост регулируются установившимися языковыми законами и нормами.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Максимальный балл за выполнение 7-го задания: 2
 
8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
Верный вариант ответа:
Охранная роль устойчивых языковых законов и норм в развитии языка.
Микротема может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Максимальный балл за выполнение 8-го задания: 2
 
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение биография слова (биографии слов) из предложения 2. Запишите ответ.
Ответ: метафора

Максимальный балл за выполнение 9-го задания: 1
 
10. В предложениях 12-14 найдите слово с лексическим значением «согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь». Выпишите это слово.
Ответ: гармония

Максимальный балл за выполнение 10-го задания: 1
 
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: утверждаешься в мысли, непрерывного роста, произносятся по-другому
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: утверждаешься в мысли (управление), непрерывного роста (согласование), произносятся по-другому (примыкание)

Максимальный балл за выполнение 11-го задания: 5
 
12. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу. Верный ответ: тенденция сильна
ИЛИ Сильна тенденция

Максимальный балл за выполнение 12-го задания: 1
 
13. Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.
Ответ: определённо-личное предложение

Максимальный балл за выполнение 13-го задания: 1
 
14. Среди предложений 8-10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: безусловно
2) подбор синонима к вводному слову (например, несомненно, бесспорно, конечно, разумеется, очевидно Могут быть подобраны другие синонимы

Максимальный балл за выполнение 14-го задания: 2
 
15. Среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 8;
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова - имени существительного и завершает предложение
Обоснование условия обособления может быть сформулировано иначе

Максимальный балл за выполнение 15-го задания: 3
 
16. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 12;
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в середине предложения и поэтому выделяется с обеих сторон запятыми
Обоснование условия обособления может быть сформулировано иначе

Максимальный балл за выполнение 16-го задания: 2
 
Среди предложений 4-6 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [_ 0, 0, 0]. Выпишите номер этого предложения.
Правильный ответ: 4

Максимальный балл за выполнение 17-го задания: 1
 
 
ВПР
Демоверсии и варианты

(русский язык, литература, история, обществознание)

*ВПР – Всероссийская проверочная работа.
Выбор класса, предмета и даты проведения – это выбор министерства образования, а школа отвечает за назначение педагогов, которые будут проводить работу и проверять ее.
Проверяют по заранее присланным критериям.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика