Блок А. А. в Италии. Литературные путешествия
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Блок А.А.
 
 
 
 
 
Колонна Святого Марка в Венеции.
Фото Карло Найя. 1860-1870 гг.
 
Равенна. Могила Данте.
Открытка из альбома А. Блока (ИРЛИ)
 
 
 
 
 
 
Александр Александрович Блок
(1880 – 1921)
 
А. А. БЛОК
В ИТАЛИИ
[1]
 
Впервые Блок побывал в Италии в 1883 г. в трехлетнем возрасте.
Вторая поездка Блока в Италию состоялась в 1909 г.

Впервые Блок побывал в Италии в 1883 г. в трехлетнем возрасте, когда некоторое время жил с матерью и теткой, М.А. Бекетовой, во Флоренции. Замысел поездки в Италию возник у Блока летом 1906 г., о чем он сообщал в письме к Е.П. Иванову от 25 июня: "Может случиться, что мы с Любой поедем осенью в Италию, хотя я сам мало этому верю. Люба очень хочет, да там, надо полагать, и действительно хорошо – в Венеции, Риме и Флоренции". Замысел этот осуществить тогда не удалось.

Но, видимо, далеко не случайно, что поездка Блока в Италию состоялась именно в 1909 г. "Еще в феврале месяце, – свидетельствовала М. А. Бекетова, – у Блоков зародилась мысль о весенней поездке за границу, в Италию; купаться в море, жариться на солнце, окунуться в итальянское искусство – все это давно привлекало обоих. Они изучали Бедекера и составляли маршрут круговой поездки (в библиотеке Блока сохранились путеводители К. Бедекера по Италии, в которых имеются многочисленные блоковские пометы). ( ... ) Оба с наслаждением думали об отъезде, готовились стряхнуть груз многообразных и тяжелых впечатлений русской действительности, забыть политиканство, дрязги, ссоры ... " (Бекетова 12. С. 118).

Период накануне отъезда в Италию (начало 1909 г.) был очень трудным, мучительным для Блока. В письме к матери от 23 марта 1909 г. он признавался: "Я никогда еще не был, мама, в таком угнетенном состоянии, как эти дни. ( ... )Все, что я вижу, одинаково постыло мне, и все люди тяжелы. ( ... ) Думаю, что до заграницы мое состояние не изменится. Впрочем, я на нее надеюсь тоже очень отвлеченно, и знаю только, что нужно уехать в Италию". О том же Блок писал в апреле 1909 г. и Г.И. Чулкову: "Никогда еще не переживал я такой темной полосы, как в последний месяц – убийственного опустошения. Теперь, кажется, полегчало, и мы уедем, надеюсь, скоро – в Италию. Оба мы разладились почти одинаково. И страшно опостылели люди". Это состояние душевной опустошенности негативно влияло и на творческий настрой Блока; и здесь ожидание перемен Блок связывал с желанной поездкой в Италию. "Новых стихов нет пока, – писал он матери 13 марта 1909 г. – А вот, я думаю, в Венеции, Флоренции, Равенне и Риме будут".

О том, что так болезненно угнетало его и что он, уезжая в Италию, хотел оставить в России, забыть ради искусства, Блок писал перед самым отъездом матери: «Несчастны мы все, что наша родная земля приготовила нам такую почву – для злобы и ссоры друг с другом. ( ... ) Изо всех сил постараюсь я забыть начистоту всякую русскую "политику", всю российскую бездарность, все болота, чтобы стать человеком, а не машиной для приготовления злобы и ненависти. ( ... ) Я считаю теперь себя вправе умыть руки и заняться искусством» (12–13 апреля 1909 г.).

В Италию Блок и Любовь Дмитриевна выехали в последних числах апреля и прибыли в Венецию 1 мая 1909 г. (ср. в открытке, посланной Блоком А.А. Кублицкой-Пиоттух 4 мая из Венеции: "Мама, мы в Венеции уже четыре дня ... "; даты, связанные с пребыванием Блока в Италии, указываются по новому стилю). О первых итальянских впечатлениях, вызванных "новизной не поражающей, но успокоительной и освежающей", о своем восприятии искусства Блок писал матери 7 мая 1909 г. из Венеции: «Жить спокойно, просто и дешево. Очень многие мои мысли об искусстве здесь разъяснились и подтвердились, я очень много понял в живописи и полюбил ее не меньше поэзии за Беллини и Боккачио Боккачино ... ( ... ) Здесь хочется быть художником, а не писателем, я бы нарисовал много, если бы умел. Среди итальянских галерей и музеев вспоминается Чехов в Художественном театре (накануне отъезда Блок смотрел "Три сестры" Чехова в постановке этого театра.- Ред.) – и не уступает Беллини ... ( ... ) Рассматриваю людей и дома, играю с крабами и собираю раковины. Все очень тихо, лениво и отдохновительно».

Уже в Венеции Блок в значительной мере ощутил благотворное влияние Италии. В том же письме он отмечал: "Наконец-то нет русских газет, и я не слышу и не читаю неприличных имен Союза русского народа и Милюкова, но во всех витринах читаю имена Данта, Петрарки, Рескина и Беллини. Всякий русский художник имеет право хоть на несколько лет заткнуть себе уши от всего русского и увидать свою другую родину – Европу, и Италию особенно".

В Венеции Блок прожил до 9 мая. 10 мая он приехал в Равенну, где провел два дня. Этот провинциальный городок поразил его древними саркофагами, мозаиками, умиротворенной тишиной, искусством первых веков христианства (см. в письме Блока к матери от 13 мая 1909 г.).

В ночь с 12 на 13 мая Блок и Любовь Дмитриевна приехали во Флоренцию, которую Блок, наряду с Венецией, непременно хотел посетить.

Флоренция, однако, вызвала у Блока противоречивые чувства. Как и в Венеции, он заинтересованно изучал здесь итальянское искусство эпохи средневековья и Возрождения; он полюбил дворцы, церкви, музеи, парки Флоренции. Но, с другой стороны, он увидел и господство "всеевропейской" бездуховной цивилизации, "трескучей" суеты большого города (об отношении Блока к Флоренции см. во вступительной заметке к одноименному циклу, а также в коммент. к стих. "Умри, Флоренция, Иуда..."). Разочарование Блока было столь велико, что он отказался от поездки в Рим, намечавшейся с самого начала путешествия. Перед отъездом из Флоренции он так, в частности, объяснял свое решение: "Отныне не хочу терпеть больших городов – довольно и Петербурга" (25–26 мая (н. ст.) 1909 г.).


Находясь во Флоренции, Блок побывал в местечке Сеттиньяно, расположенном в ее окрестностях (впечатления о нем отразились в двух стихотворениях цикла). Можно предположить, что Блок был и в городке Фьезоле, который он в одноименном стихотворении назвал "нагорным". Флоренцию Блок покинул 27 мая.

О дальнейшем маршруте он в письме к матери от 25-26 мая писал: "Ближайшая цель- Перуджия, потом – скорее всего – прямо Пиза, т.е. море около нее. ( ... ) Решительно, после Перуджии, Ассизи, Сиены (это всего несколько дней) мы будем там ... " Судя по датировкам в записных книжках и письмах, в Перуджин Блок провел последние дни мая; тогда же он побывал в Ассизи, недалеко от Перуджии; 31 мая он был в городке Фолиньо, 3, 4 и 5 июня – в Сполето.

Предположительно б июня (см. письмо к Е.П. Иванову от 7 июня 1909 г.) Блок приехал в Сиену и выехал в Пизу не ранее 8 июня. В Пизе, вопреки первоначальным намерениям, Блок с женой прожили недолго: уже 17 июня они были в Милане. Милан оказался последним из итальянских городов, которые они посетили.

21 июня Блок уехал из Италии в Германию (Франкфурт, Бад-Наугейм, Кёльн, Берлин).

Существенно отметить, что после Сиены Блок перестает вести свой "лирический дневник" путешествия: ни Пиза, ни Милан не нашли отражения в "Итальянских стихах".

К концу поездки по Италии Блок почувствовал утомление и усталость. 19 июня он писал матери из Милана: "Подозреваю, что причина нашей изнервленности и усталости почти до болезни происходит от той поспешности и жадности, с которой мы двигаемся. Чего мы только не видели: чуть не все итальянские горы, два моря, десятки музеев, сотни церквей". Откровенные и резкие суждения, высказанные Блоком в этом письме, в котором он, по существу, обобщал свои впечатления от поездки, свидетельствовали о двояком восприятии им Италии: насколько дорога и близка оказалась ему ее богатая культура прошлых веков, ее старинное искусство, настолько же был чужд, неприемлем, порой ненавистен, современный строй ее жизни. "Европейская жизнь так же мерзка, как и русская, – писал Блок, – вообще – вся жизнь людей во всем мире есть, по-моему, какая-то чудовищно грязная лужа. ( ... ) Более чем когда-нибудь я вижу, что ничего из жизни современной я до смерти не приму и ничему не покорюсь. Ее позорный строй внушает мне только отвращение" (19 июня (н. ст.) 1909 г.).

Суть своего восприятия Италии Блок позднее сформулировал так: "Путешествие по стране, богатой прошлым и бедной настоящим, – подобно нисхождению в дантовский ад. ( ... ) Италия трагична одним: подземным шорохом истории, прошумевшей и невозвратимой" ("Молнии искусства". СС-8 . С. 390). Ср. также высказывание Блока об Италии в письме к матери от 25 июня 1909 г.: "Это самая нелирическая страна – жизни нет, есть только искусство и древность. И потому, выйдя из церкви и музея, чувствуешь себя среди какого-то нелепого варварства".

Первые стихотворения из итальянского цикла были написаны еще во время путешествия (ср. в письме к матери от 25-26 июня: "Я написал несколько хороших стихотворений"). Кроме стихотворения "Равенна", посланного матери в мае из Флоренции, имеются в виду, вероятно, почти завершенные стихотворения "Девушка из Spoleto", "Благовещение", "Успение", а также первоначальные редакции стихотворений "Умри, Флоренция, Иуда..." и "Почиет в мире Теодорих...". Тексты остальных стихотворений создавались (или завершались) уже в России.

По возвращении из-за границы Блок еще довольно длительное время находился под впечатлением от поездки, интересовался всем, что касалось Италии, ее истории, культуры, искусства. 1 декабря 1912 г. он отметил в своем дневнике, вспоминая 1909 г.: "После Италии было лето, когда мысль и жизнь были порабощены и сжаты Италией...". Это был период напряженного осмысления увиденного и пережитого за время путешествия (ср. в письме к В.А. Пясту от 20 августа 1909 г.: "Я очень много пережил, передумал, узнал и понял нового в Италии и Германии"). 20 августа 1909 г.

Блок сообщал Е.П. Иванову: "Я все читаю книги о Возрождении и вычитал много замечательного". Среди книг об Италии, которые были включены в составленный им список (в нем указаны преимущественно лишь авторы; см.: ЗК. С. 152), необходимо отметить следующие:

Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1904–1906. Т. 1–2 (ББО-1. С. 114–116);
Гете И.-В. Путешествие в Италию// Гете И.-В. Собр. соч. в переводах русских писателей. СПб., 1879. Т. 7 (ББО-1. С. 226–227);
Зайчик Р. Люди и искусство итальянского Возрождения. СПб., 1906 (ББО-1. С. 278–279);
Мутер Р. История живописи. СПб., 1901-1904. Т. 1-3 (ББО-2. С. 166–169);
Перцов П.П. Венеция. СПб., 1905 (ББО-2. С. 189);
Розанов В. Итальянские впечатления. СПб., 1909 (ББО-2. С. 214–216);
Тэн И. Путешествие по Италии. М., 1913, 1916. Т. 1–2;
Фойгт Г. Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма. М., 1884–1885. Т. 1-2.

Кроме того, Блок несомненно был знаком с книгой А.А. Трубникова "Моя Италия" (СПб., 1908; ББО-2. С. 313). Позднее большой интерес вызвала у него очень известная в художественных кругах книга П.П. Муратова "Образы Италии" (М., 1911–1912. Т. 1–2; ББО-2. С. 165–166). Ср. запись в дневнике от 23 января 1912 г.: "Вчера на ночь – увлекательное чтение книги Муратова".

В августе и сентябре 1909 г. в Шахматове Блок продолжил работу над некоторыми задуманными и начатыми в Италии стихотворениями. В это время были закончены стихотворения "Холодный ветер от лагуны...", "Слабеет жизни гул упорный...", "Голубоватым дымом...", "Madoпna da Settignano". Эти стихотворения, а также те, что были написаны еще в Италии (кроме, вероятно, первоначальной редакции стих. "Почиет в мире Теодорих..."), явились первыми из цикла, которые стали известны сначала узкому, а затем и более широкому кругу читателей как "Итальянские стихи".

В.П. Веригина, дружившая с Блоком и его женой, вспоминала: «В 1909 году я приехала опять в Петербург осенью и пробыла больше месяца. Почти все вечера проводила у Блоков. Они вернулись из Италии. Александр Александрович написал цикл "Итальянских стихов"; читал их нам с Любовью Дмитриевной наизусть и особенно хорошо "Равенну". ( ... ) После чтения "Итальянских стихов" являлось особое настроение, как будто мы переносились в иной мир. То были образы и картины "его" Италии» (Воспоминания, 1. С. 460).

М.А. Бекетова свидетельствовала, что эти первые из "Итальянских стихов" чрезвычайно нравились всем, причастным к литературе (Бекетова 12. С. 124). Появлению этих стихотворений в печати предшествовал целый ряд событий, связанных с журналом "Аполлон" и его редактором С.К. Маковским.



1. Италия (итал. Italia), официальное название – Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana) – государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья.
Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.
Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы – 488 км), Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) – на севере, Словенией – на северо-востоке (232 км).
Внутри территории Италии находятся два государства-анклава: государство Сан-Марино и расположенное внутри территории Рима государство Ватикан, с каждым из которых Италия имеет внутреннюю границу протяжённостью соответственно 39 км и 3,2 км.
Занимает Апеннинский полуостров, крайний северо-запад Балканского полуострова, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.
Территория – 301 340 км² (71-я в мире).
Форма государственного правления — парламентская республика.
Столица – Рим.
Официальный язык — итальянский.
На территории Италии находится 55 памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО – Италия разделяет с Китаем первое место по их количеству. (вернуться)

 
Венеция. Площадь святого Марка, работы Каналетто, 1730.
Площадь выглядит так же, как и в наши дни.
 
И. К. Айвазовский. Дворец дожей в Венеции при луне». 1878.
Колонны Святого Марка (львиный столб) и Святого Теодора – гранитные колонны на небольшой площади, примыкающей к площади Сан-Марко и выходящей на канал Сан-Марко.
 
Н. К. Рерих. Италия. 1907. Фронтиспис к “Итальянским стихам” А.А. Блока
В 1909 г. Блок обратился к Рериху с просьбой сделать фронтиспис к «Итальянским стихам», публикация которых ожидалась в журнале «Аполлон». Художник предложил поэту этот рисунок. В четвёртом номере журнала «Аполлон» за 1910 год появились пять стихотворений Блока из цикла «Итальянские стихи» с рисунком Рериха.
Рисунок этот очень нравился Блоку. Когда через некоторое время редактор «Аполлона» С.К. Маковский вновь попросил его у Блока, поэт ответил отказом. Он писал Маковскому:
«Многоуважаемый Сергей Константинович!
Рисунок Н.К. Рериха вошёл в мою жизнь, висит под стеклом у меня перед глазами, и мне было бы очень тяжело с ним расстаться, даже на эти месяцы. Прошу Вас, не сетуйте на меня слишком за мой отказ, вызванный чувствами, мне кажется, Вам понятными.
Искренно Вас уважающий Александр Блок».
В настоящее время рисунок находится в музее-квартире А.А. Блока (Санкт-Петербург, улица Декабристов, 57).
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
 
Яндекс.Метрика