Цветаева М.И. Маяковскому (цикл из 7 стихов)
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 
М.И.Цветаева. Фото, 1925 г.
 
 
 
 
 
 
 
Марина Ивановна Цветаева
(1892 – 1941)
МАЯКОВСКОМУ
(Поэтический цикл[1])
1
Чтобы край земной не вымер
Без отчаянных дяде́й,
Будь, младенец, Володимир:
Целым миром володей!

2
Литературная — не в ней
Суть, а вот — кровь пролейте!
Выходит каждые семь дней.
Ушедший — раз в столетье

Приходит. Сбит передовой
Боец. Каких, столица,
Ещё тебе вестей, какой
Ещё — передовицы?

Ведь это, милые, у нас,
Черновец — милюковцу:[2]
«Владимир Маяковский? Да-с.
Бас, говорят, и в кофте

Ходил»…
                ‎Эх кровь-твоя-кровца!
Как с новью примириться,
Раз первого её бойца
Кровь — на второй странице
(Известий.)

3
«В гробу, в обыкновенном тёмном
костюме, в устойчивых, грубых
ботинках, подбитых железом,
лежит величайший поэт революции».
(«Однодневная газета»,
24 апреля 1930 г.)


В сапогах, подкованных железом,
В сапогах, в которых гору брал —
Никаким обходом ни объездом
Не доставшийся бы перевал —

Израсходованных до сиянья
За двадцатилетний перегон.
Гору пролетарского Синая,
На котором праводатель — он.

В сапогах — двустопная жилплощадь,
Чтоб не вмешивался жилотдел —
В сапогах, в которых, понаморщась,
Гору нёс — и брал — и клял — и пел —

В сапогах и до и без отказу
По невспаханностям Октября,
В сапогах — почти что водолаза:
Пехотинца, чище ж говоря:

В сапогах великого похода,
На донбассовских, небось, гвоздях.
Гору горя своего народа
Стапятидесяти (Госиздат)

Миллионного…[3] — В котором роде
Своего, когда который год:
«Ничего-де своего в заводе!»
Всех народов горя гору — вот.

Так вот в этих — про его Рольс-Ройсы
Говорок ещё не приутих —
Мёртвый пионерам крикнул: Стройся!
В сапогах — свидетельствующих.


4
Любовная лодка разбилась о быт.[4]

И полушки не поставишь
На такого главаря.
Лодка-то твоя, товарищ,
Из какого словаря?

В лодке, да ещё в любовной
Запрокинуться — скандал!
Разин — чем тебе не ровня? —
Лучше с бытом совладал.

Эко новшество — лекарство
Хлещущее, что твой кран!
Парень, не по-пролетарски
Действуешь — а что твой пан!

Стоило ж в богов и в матку
Нас, чтоб — кровь, а не рассвет! —
Класса белую подкладку
Выворотить напослед.

Вроде юнкера, на То́ске[5]
Выстрелившего — с тоски!
Парень! не по-маяковски
Действуешь: по-шаховски.[6]

Фуражечку б на бровишки
И — прощай, моя джаным!
Правнуком своим проживши,
Кончил — прадедом своим.

То-то же, как на поверку
Выйдем — стыд тебя заест:
Совето-российский Вертер.[7]
Дворяно-российский жест.

Только раньше — в околодок,
Нынче ж…
                ‎— Враг ты мой родной!
Никаких любовных лодок
Новых — нету под луной.

5
Выстрел — в самую душу,
Как только что по врагам.
Богоборцем разрушен
Сегодня последний храм.

Ещё раз не осёкся,
И, в точку попав — усоп.
Было стало быть сердце,
Коль выстрелу следом — стоп.

(Зарубежье, встречаясь:
«Ну, казус! Каков фугас!
Значит — тоже сердца есть?
И с той же, что и у нас?»)

Выстрел — в самую точку,
Как в ярмарочную цель.
(Часто — левую мочку
Отбривши — с женой в постель.)

Молодец! Не прошибся!
А женщины ради — что ж!
И Елену паршивкой
— Подумавши — назовёшь.

Лишь одним, зато знатно,
Нас лефовец удивил:
Только вправо и знавший
Палить-то, а тут — слевил.

Кабы в правую — свёрк бы
Ланцетик — и здрав ваш шеф.
Выстрел в левую створку:
Ну в самый-те Центропев!

6
Зерна огненного цвета
Брошу на ладонь,
Чтоб предстал он в бездне света
Красный как огонь.
[8]

Советским вельможей,
При полном Синоде…
— Здорово, Сережа![9]
— Здорово, Володя!

Умаялся? — Малость.
— По общим? — По личным.
— Стрелялось? — Привычно.
— Горелось? — Отлично.

— Так стало быть пожил?
— Пасс в нек’тором роде.
…Негоже, Сережа!
…Негоже, Володя!

А помнишь, как матом
Во весь свой эстрадный
Басище — меня-то
Обкладывал? — Ладно

Уж… — Вот-те и шлюпка
Любовная лодка!
Ужель из-за юбки?
— Хужей из-за водки.

Опухшая рожа.
С тех пор и на взводе?
Негоже, Сережа.
— Негоже, Володя.

А впрочем — не бритва —
Сработано чисто.
Так стало быть бита
Картишка? — Сочится.

— Приложь подорожник.
— Хорош и коллодий.
Приложим, Сережа?
— Приложим, Володя.

А что на Paccee —
На матушке? — То есть
Где? — В Эсэсэсере
Что нового? — Строят.

Родители — ро́дят,
Вредители — точут,
Издатели — водят,
Писатели — строчут.

Мост новый заложен,
Да смыт половодьем.
Все то же, Сережа!
— Все то же, Володя.

А певчая стая?
— Народ, знаешь, тертый!
Нам лавры сплетая,
У нас, как у мертвых,

Прут. Старую Росту[10]
Да завтрашним лаком.
Да не обойдешься
С одним Пастернаком.

Хошь, руку приложим
На ихнем безводье?
Приложим, Сережа?
— Приложим, Володя!

Еще тебе кланяется…
— А что добрый
Наш Льсан Алексаныч?[11]
— Вон — ангелом! — Федор

Кузьмич?[12] — На канале:
По красные щеки
Пошел. — Гумилев Николай?
— На Востоке.

(В кровавой рогоже,
На полной подводе…)[13]
— Все то же, Сережа.
— Все то же, Володя.

А коли все то же,
Володя, мил-друг мой —
Вновь руки наложим,
Володя, хоть рук — и —

Нет.
          ‎— Хотя и нету,
Сережа, мил-брат мой,
Под царство и это
Подложим гранату!

И на раствороженном
Нами Восходе —
Заложим, Сережа!
— Заложим, Володя!
Савойя, август 1930.

7
Много храмов разрушил,
А этот — ценней всего.
Упокой, Господи, душу усопшего врага твоего.
Савойя, август 1930


Примечания
1. В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
Когда в 1930-м Маяковский погиб, Цветаева написала: "Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил..." (вернуться)

2. Черновец — милюковцу. — Цветаева намекает на иммигрантские группировки:
Чернов В. М. (1873—1952) — организатор и теоретик партии эсеров; Милюков П. Н. (1859—1943) — один из основателей партии кадетов; редактор русской парижской газеты «Последние новости». (вернуться)

3. Стапятидесяти (Госиздат) // Миллионного. — Намёк на поэму Маяковского «150 000 000». (вернуться)

4. Эпиграф — слова из четверостишия (которое, в свою очередь, составлено из строк двух стихотворений Маяковского 1928 и 1930 гг.), включённого Маяковским в его предсмертную записку. Цветаева объясняет смерть Маяковского глубоко личными, лирическими причинами. (вернуться)

5. ««То́ска» — опера Джакомо Пуччини (1858 — 1924). (вернуться)

6. По-шаховски — то есть по-дворянски (от фамилии Шаховской). (вернуться)

7. Вертер — герой романа Гёте «Страдания молодого Вертера», покончивший с собой из-за несчастной любви. (вернуться)

8. Эпиграф — неточная цитата из романа Андрея Белого «Петербург» (у Белого: «краски» в 1-й строке). (вернуться)

9. Серёжа — Сергей Есенин. (вернуться)

10. Старую Росту. — Имеются в виду пропагандистские плакаты, выпускавшиеся Российским телеграфным агентством («Окна РОСТА»). Маяковский писал к ним тексты. (вернуться)

11. Льсан Алексаныч Блок. (вернуться)

12. Фёдор Кузьмич — Сологуб (1863—1927). (вернуться)

13. В кровавой рогоже, на полной подводе. — Обвинённый в контрреволюционном заговоре поэт Н. С. Гумилёв (1886—1921) был расстрелян и похоронен в общей могиле. (вернуться)




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика