Анализ эпизода "Соня и Раскольников читают Евангелие" из романа "Преступление и наказание"
Литература для школьников
 
 Главная
 Достоевский Ф.М.
Портрет Ф. М. Достоевского
работы В. Г. Перова. 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ф.М.Достоевский
на сайте "К уроку литературы"
 
 
 
Федор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881)
Анализ эпизода
"Соня и Раскольников читают Евангелие"
из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
(часть 4-я, глава IV)
План-"вопросник"
к сочинению по роману

Вступление

1. Какова тема романа? (кратко сказать, о чём роман, не пересказывая сюжета)
2. Какие основные проблемы (вопросы) ставит автор в романе?

Главная часть

1. Каково место эпизода в композиции произведения (входит в экспозицию, является завязкой, кульминацией, развязкой, участвует в развитии действия, необходим для характеристики героя или другое)? Покажите (докажите) это.

2. Как этот эпизод включается в контекст всего романа?
1) Когда Раскольников впервые задумывает прийти к Соне и зачем?
2) Раскольников приходит к Соне трижды. Каков смысл каждого посещения (зачем и почему приходит)?
3) Почему в этом эпизоде упоминается Лизавета?
4) Почему этот разговор Сони и Раскольникова автор даёт услышать именно Свидригайлову?

3. Как связан этот эпизод с непосредственно предшествующими ему событиями?
1) Как и почему Раскольников прощается с матерью и сестрой?
2) Как другие герои оценивают его поведение (что общего с анализируемым эпизодом)?
3) Что происходит между Раскольниковым и Разумихиным?

4. Какие микроэпизоды можно выделить (на сколько частей разбить, каков смысл каждой части)? Следующие вопросы или некоторые из них можно включить в эту часть работы.

5. Какие детали описания комнаты Сони являются самыми важными? Какое чувство вызывает эта комната у Раскольникова? Почему Достоевский поселяет свою героиню в такой комнате?

6. Как раскрывается Раскольников в этом эпизоде?
1) Какие вопросы и с какой целью он задаёт Соне?
2) Зачем просит почитать Евангелие?
3) Как Раскольников относится к Соне? Докажите свою мысль.

7. Как раскрывается Соня в этом эпизоде?
1) Как она выглядит? На какие детали её внешности обращает внимание автор?
2) Каково отношение Сони к своей семье?
3) Каково отношение Сони к Раскольникову?
4) Какие переживания испытывает Соня на протяжении эпизода? С чем они связаны? (при ответе используйте короткие — 3–4 слова — цитаты)
5) Как характеризует Соню то, как она говорит? Найдите глаголы, описывающие её речь, а также наречия и деепричастия, которые к ним относятся (короткие цитаты). Когда и как меняется её речь? Почему?
6) На каком контрасте строится изображение Сони в этом эпизоде?

8. Что общего во взглядах друг на друга (взаимооценках) у Сони и Раскольникова? Почему?

9. Какие пути возможны для Сони? Каков её выход из жизненного тупика?

10. Каков смысл читаемой евангельской истории в контексте эпизода и всего романа?

11. Принимает ли Раскольников Сонин путь?

12. Как следующий в романе эпизод (второе посещение Раскольниковым Порфирия Петровича) связан с результатом разговора Сони и Раскольникова?

13. Покажите, какие мотивы проходят через весь эпизод (света/тьмы, безумия, тайны, чуда и тому подобное).

14. Какова авторская позиция в эпизоде? Докажите. Насколько легко её понять?

Заключение

1. Выводы к проделанной работе (может быть, какова основная идея эпизода?).
2. Что в этом эпизоде произвело на вас впечатление?

Источник: Светлана Яновская. "Планы-"вопросники" к сочинению в 10-м классе". Журнал "Литература". 2002, №8.


 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика