Анализ эпизода "Соня и Раскольников читают Евангелие" из романа "Преступление и наказание"
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ф.М.Достоевский
на сайте "К уроку литературы"
 
 
 
 
 
Федор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881)
Анализ эпизода
"Соня и Раскольников читают Евангелие"
из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
(часть 4-я, глава IV)
План-"вопросник" к сочинению по роману

Вступление

1. Какова тема романа? (кратко сказать, о чём роман, не пересказывая сюжета)
2. Какие основные проблемы (вопросы) ставит автор в романе?

Главная часть

1. Каково место эпизода в композиции произведения (входит в экспозицию, является завязкой, кульминацией, развязкой, участвует в развитии действия, необходим для характеристики героя или другое)? Покажите (докажите) это.

2. Как этот эпизод включается в контекст всего романа?
1) Когда Раскольников впервые задумывает прийти к Соне и зачем?
2) Раскольников приходит к Соне трижды. Каков смысл каждого посещения (зачем и почему приходит)?
3) Почему в этом эпизоде упоминается Лизавета?
4) Почему этот разговор Сони и Раскольникова автор даёт услышать именно Свидригайлову?

3. Как связан этот эпизод с непосредственно предшествующими ему событиями?
1) Как и почему Раскольников прощается с матерью и сестрой?
2) Как другие герои оценивают его поведение (что общего с анализируемым эпизодом)?
3) Что происходит между Раскольниковым и Разумихиным?

4. Какие микроэпизоды можно выделить (на сколько частей разбить, каков смысл каждой части)? Следующие вопросы или некоторые из них можно включить в эту часть работы.

5. Какие детали описания комнаты Сони являются самыми важными? Какое чувство вызывает эта комната у Раскольникова? Почему Достоевский поселяет свою героиню в такой комнате?

6. Как раскрывается Раскольников в этом эпизоде?
1) Какие вопросы и с какой целью он задаёт Соне?
2) Зачем просит почитать Евангелие?
3) Как Раскольников относится к Соне? Докажите свою мысль.

7. Как раскрывается Соня в этом эпизоде?
1) Как она выглядит? На какие детали её внешности обращает внимание автор?
2) Каково отношение Сони к своей семье?
3) Каково отношение Сони к Раскольникову?
4) Какие переживания испытывает Соня на протяжении эпизода? С чем они связаны? (при ответе используйте короткие — 3–4 слова — цитаты)
5) Как характеризует Соню то, как она говорит? Найдите глаголы, описывающие её речь, а также наречия и деепричастия, которые к ним относятся (короткие цитаты). Когда и как меняется её речь? Почему?
6) На каком контрасте строится изображение Сони в этом эпизоде?

8. Что общего во взглядах друг на друга (взаимооценках) у Сони и Раскольникова? Почему?

9. Какие пути возможны для Сони? Каков её выход из жизненного тупика?

10. Каков смысл читаемой евангельской истории в контексте эпизода и всего романа?

11. Принимает ли Раскольников Сонин путь?

12. Как следующий в романе эпизод (второе посещение Раскольниковым Порфирия Петровича) связан с результатом разговора Сони и Раскольникова?

13. Покажите, какие мотивы проходят через весь эпизод (света/тьмы, безумия, тайны, чуда и тому подобное).

14. Какова авторская позиция в эпизоде? Докажите. Насколько легко её понять?

Заключение

1. Выводы к проделанной работе (может быть, какова основная идея эпизода?).
2. Что в этом эпизоде произвело на вас впечатление?

Источник: Светлана Яновская. "Планы-"вопросники" к сочинению в 10-м классе". Журнал "Литература". 2002, №8.


 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика