А.А.Фет. Стихотворения (из кодификатора)
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
Портрет поэта А. А. Фета
работы художника И.Е.Репина. 1882 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Афанасий Афанасьевич Фет
(1820 – 1892)
 
Стихотворения
(из кодификатора для подготовки к ЕГЭ[1])
 
Заря прощается с землею...[2]
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.
1858
Одним толчком согнать ладью живую…[3]
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
1887
Вечер[4]
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном, —
Но зарница[5] уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
1855
Учись у них – у дуба, у березы…[6]
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
31 декабря 1883
Это утро, радость эта…[7]
Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
     Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
     Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
     Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
     Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
     Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
     Это всё — весна.
1881 ?
Шепот, робкое дыханье…[8]
Шепот, робкое дыханье,
     Трели соловья,
Серебро и колыханье
     Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
     Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
     Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
     Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
     И заря, заря!..
1850
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…[9]
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
2 августа 1877
Еще майская ночь[10]
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
1857

 
Примечания
1. Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (вернуться)

2. "Заря прощается с землею..." – дата написания: 1858 г.
Источник: А. А. Фет. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1959 (Б-ка поэта. Большая серия).
Стихотворение написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу.
Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
А далее антитеза получает свое развитие:
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин. (вернуться)

3. "Одним толчком согнать ладью живую…" – дата написания: 1887 г.
В позднем периоде творчества Фет отходит от традиционного жанра пейзажной лирики. В его произведениях все чаще появляются философские размышления о смысле собственной жизни и роли поэта в обществе. Он выступает убежденным сторонником импрессионизма. Своеобразным творческим манифестом Фета является стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» (вернуться)

4. "Вечер" – дата написания: 1855 г.
Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою», «в померкшем лугу», «в полумраке», «засветилось», «золотыми каймами», «теплится ярко», «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало», «прозвенело», «рощей немою». (вернуться)

5. Зарни́ца – мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. При зарницах раскатов грома не слышно из-за дальности, но можно увидеть вспышки молний, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков. (вернуться)

6. "Учись у них – у дуба, у березы…" – дата написания: 1883 г.
Тему природы и человека раскрывает поэт в стихотворении «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека.
Фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. Стихотворение состоит из 3 строф. В каждой строфе — свой сюжет. Мини-сюжеты образуют общее для произведения содержание.
1-я строфа: по мнению поэта, человек должен уметь стойко переносить все жизненные невзгоды и страдания. 2-я строфа: Фет ассоциирует «зиму» и душевную дисгармонию человека: беду, горе, неустроенность, тревогу, беспокойство. 3-я строфа: как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту и торжествует добро, красота, гармония: «Переболит скорбящая душа». (вернуться)

7. "Это утро, радость эта…" – дата написания: 1881 г.
Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чём можно судить уже по начальной строке: «Это утро, радость эта…». Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Эта строка раскрывает общий эмоциональный фон всего стихотворения. (вернуться)

8. "Шепот, робкое дыханье…" – дата написания: 1850 г.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Фет не использует глаголы, и это приём придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Большое количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XIX века. Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. См. подробный анализ стихотворения на сайте "К уроку литературы". (вернуться)

9. "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…" – дата написания: 1877 г.
Стихотворение создано под впечатлением музыкального вечера в кругу друзей, пения Т.А. Кузминской-Берс (Таня Берс, основной прототип Наташи Ростовой в “Войне и мире”, была замечательной музыкантшей и певицей; читатели “слышат” отзвуки ее пения в некоторых эпизодах толстовского романа и в стихах Фета).
Стихотворение написано шестистопным ямбом, четверостишиями, с чередованием женских и мужских рифм. Длинные строки, с обилием вокализмов (“Ты пела до зари, от слез изнемогая...”), звучат протяжно, как бы поются. Очень выразительно начало: “Сияла ночь” — это оксюморон (ведь ночь — темная, черная), и он подчеркнут инверсией (сказуемое впереди подлежащего). Это необычайная ночь, праздничная, светлая — не от искусственных огней, но от луны. Гостиная является как бы продолжением сада.
В стихотворении есть еще одна, очень дорогая для позднего Фета тема — времени и его преодоления (первоначальное заглавие — “Опять”):
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь... (вернуться)

10. Еще майская ночь – дата написания: 1857 г.
Фет считал, что поэзия и искусство в целом должно держаться в стороне от злободневных тем, и от этого они только выиграют. Писать же следует о вечном – любви в ее различных проявлениях, природе и самом творчестве. Фет оставался верен этой линии творческого поведения до конца дней.
Возможно, что слово «еще» в названии стихотворения поставлено не случайно, а как бы в ответ критикам. Автор дает понять – майская ночь и стихотворение с таким названием уже были, но будут еще – не раз и не два. Именно потому, что поэт неустанно воспевает красоту и поклоняется ей. А красоту он видит в самых простых, но дорогих и незабываемых видах родного края.
Заключительное «может быть» содержит намек на то, что каждый миг жизни бесценен, и любое стихотворение может стать последним. (вернуться)

 
в начало страницы




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика