Анализ повести "Шинель" (в таблицах)
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Николай Васильевич Гоголь
(1808 – 1852)
Повесть Н.В.Гоголя "Шинель"
в таблицах
Повесть «Шинель» (1842)

Жанр – «петербургская» повесть

Последнее произведение из цикла «Петербургские повести». В «Шинели» представлены все основные темы и идеи цикла

Основа сюжета: анекдот об охотнике, который долго меч- тал о хорошем ружье, копил на него деньги, но, купив, нечаянно утопил в реке. Вернувшись домой, человек слег и уже не вставал – схватил горячку. Только благодаря друзьям, подарившим ему другое ружье, бедный чиновник вернулся к жизни
Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из гоголевской „Шинели“»
 
Композиция
Повесть состоит из двух частей:
история с шинелью
«фантастическое окончание»
Шинель – «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Акакия Акакиевича – это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования
Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» – о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить
Сказовая манера придает «повести иллюзию действительной истории, переданной как факт, но не во всех мелочах точно известной рассказчику». «В “Шинели” сказ этот стилизован под особого рода небрежную, наивную болтовню» (Б. М. Эйхенбаум «Как сделана “Шинель” Гоголя»)



Акакий Акакиевич Башмачкин
Имя

Имя Акакий с греч. означает «незлобливый». Повествователь с иронией рассуждает о фамилии героя: она «когда-то произошла от башмака», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует.

Символична ситуация с выбором имени новорожденному Башмачкину. Это своеобразная игра артикуляции

Чин
«Титулярный советник» – чин IX класса. Башмачкин – мелкий бедный чиновник
Типичность героя

Герой типичен для своего времени: «В одном департаменте служил один чиновник». Его смерть ничего не меняет: «На другой день уже на его месте сидел новый чиновник».

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было»

Внешность
«Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным»
Речь
Башмачкин «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», «имел обыкновение совсем не оканчивать фразы». Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной неразвитости
Способности
Может только переписывать слово в слово, находит невероятно трудным «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения»
Отношение к работе
Живет исключительно службой: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью»
Житийные черты

– отказ от житейских соблазнов: «не предавался никакому развлечению»;
– смирение и безропотность: «умел быть довольным своим жребием», «отличался всегда тихостью голоса»;
– выносливость к лишениям: «приучился голодать по вечерам»;
– прилежание в труде: «он служил с любовью»;
– уединение, внутренняя сосредоточенность на своей жизненной цели и т. д.

Герой переживает мученичество и лишения. После его смерти происходят чудеса (один значительный чиновник в этом мире становится добрее). Жизнь героя часто соотносят с «Житием святого Акакия Синайского»

Смерть

Перед смертью герой оказывается способным на бунт: «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», «слова эти следовали непосредственно за слогом “ваше превосходительство”»

«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Герой одинок в мире

После смерти душа Акакия Акакиевича не находит покоя, пока не восстанавливает справедливость

Акакий Акакиевич – тип «маленького человека», один из центральных в литературе 40-х гг. ХIХ в.

Гоголь продолжает пушкинские традиции (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника») в изображении героя бедного, но способного на любовь, сострадание, самоотречение. Он в конфликте с бездушным миром, который отнимает то, что составляет смысл жизни (шинель)

 

Авторское отношение к герою
Снижение героя
В герое уничтожается все духовное, меняются ценностные ориентиры. Смыслом жизни, идеалом и единственной мечтой становится вещь – шинель. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела, он не живет, он лишь существует. Потеря главной ценности приводит к смерти
Возвышение героя
Житийные черты. Мечта наполняет жизнь Башмачкина смыслом. Смерть его подобна смерти романтического героя, утратившего свой идеал
Рассказчик сочувствует герою: «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира». Один из сослуживцев в словах героя «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» услышал слова «Я брат твой». «Значительное лицо» тоже преображается после встречи с Акакием Акакиевичем
При описании «маленького человека» сострадание и смех неотделимы друг от друга



Шинель героя
Старая «шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом»

Мечта о шинели меняет жизнь героя, одухотворяет ее, наделает смыслом: «с этих пор как будто самое существование его» делается «как-то полнее, как будто бы он женился...»

Возможность получения желаемого порождает в смиренном Башмачкине несвойственную ему смелость: «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» (что было герою не по чину)

Приобретение шинели для героя – целое событие, праздник, «день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича». «Светлый гость в виде шинели» оживляет существование.

Нарушается привычный ход жизни героя: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Впервые за несколько лет Акакий Акакиевич отправляется вечером из дома, в гостях пьет несколько бокалов шампанского

Утрата шинели – трагедия, которая приводит к смерти и последующим мытарствам души, жаждущей возмездия за равнодушие к судьбе «маленького человека» «высокопоставленных чиновников»

 

Конфликт
«Маленький человек»
Бездушный мир чиновничества
 
Власть чина
В мире Акакия Акакиевича «прежде всего нужно объявить чин»
Должность полностью порабощает душу «значительного лица», лишает его человеческого облика
– «разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: “Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?”
Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку»;
– «сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться»

 

Хронотоп
Пространство
– Место действия – Петербург. Это пространство бюрократического автоматизма.

– Герой живет не в лучшей части города, где улицы пустынны, «даже и днем не так веселы, а тем более вечером», ходит по «черным лестницам петербургских домов», «умащенным водой, помоями и проникнутым насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов».

– Рассказчик замечает, что «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать»
Время
События разворачиваются осенью и зимой:
«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»

 

Художественные средства организации повествования
Обобщение

«Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города».

«Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника»

Детализация
«И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп»
Юмор, ирония, сарказм
«Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходит вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу»
Гротеск и абсурд, каламбуры

«Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его».

«Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом»

Иллюзии реальности повествования
«Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять…»
Особая синтаксическая организация повествования
Автор нанизывает придаточные предложения, дает огромное количество деталей, подробностей, а потом снимает напряжение банальностью, синтаксическим алогизмом
Источник: Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф. Литература в схемах и
таблицах. – М.: Эксмо, 2012. – стр. 145 – 152


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика