Итоговое сочинение. Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность. Вариант сочинения по направлению "Мечта и реальность"
Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии» (Д. Свифт)
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
Кого можно назвать верным другом
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
Согласны ли Вы с пословицей
"Предательством счастья не сыщешь"?
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
"Хранить верность – это достоинство, познать верность – это честь..." (Мария Эбнер-Эшенбах)
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
 
 
 
 
Итоговое сочинение*
 
Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность
Вариант итогового сочинения по направлению
"Мечта и реальность"
 
Мечта для человека – ориентир на жизненном пути. Мечта является основой и началом многих великих свершений. Широко известны разнообразные примеры благородных и светлых мечтаний, благодаря которым мир преображался на протяжении своей истории и становился лучше. Однако с незапамятных времен человечество знало и о другой стороне опасного увлечения мечтой – о болезненном фанатизме, о потери связи с реальностью, о разрушительных результатах деятельности людей, одержимых единственной целью и не видящих жизни за пределами своей мечты. «Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность», – говорил американский мультипликатор и режиссер Уолт Дисней.

Безусловно, человек, которого мир признал великим мечтателем, сумевшим воплотить свою детскую мечту в жизнь, не понаслышке знал, где кроется опасность чрезмерной поглощенности фантазиями. Мировая культура, начиная с мифологии и заканчивая литературой новейшего времени, нередко обращалась к теме гибельности всепоглощающей мечты, ухода от действительности в мир иллюзий.

Обратимся к роману «Шпиль», одному из самых сложных и неоднозначных произведений английского писателя Уильяма Голдинга. Ключевыми элементами в структуре этого произведения (название отсылает к библейскому преданию о Вавилонской башне), являются столь свойственные мифу парадоксы и противопоставления. Условно роман можно рассматривать как противопоставление двух начал – мечты, воплощенной в видениях и мыслях настоятеля Джослина, и реальности, которую представляют все остальные персонажи романа, скептически относящиеся к замыслам Джослина. Реальность изначально лишь изредка врывается в его восторженное сознание, но постепенно, по ходу все нарастающего искажения восприятия героем окружающей обстановки, полностью вытесняет из романа мечту и начинает служить фоном, на котором становятся отчетливо видны трагические результаты полного ухода Джослина в мир фантазий.

В самом начале романа вдохновленный Джослин предстает перед читателем «озаренным сиянием славы». Вокруг него – только солнечные лучи, золотая пелена великого счастья, он смеется и испытывает «блаженное ликование», твердо уверенный в скором воплощении своего замысла – он страстно мечтает возвести над собором, настоятелем которого он является, шпиль в четыреста футов высотой. Шпиль, устремленный к самому небу, должен стать материальным воплощением единственной и всепоглощающей мечты Джослина, мечты, которую, по его собственному убеждению, ему послал через ангела-хранителя сам Бог. Захваченный и ослепленный своей мечтой, Джослин отказывается слушать доводы разума, а также увещевания строителей и служителей собора, предупреждающих, что здание собора, построенное без фундамента, не способно выдержать титанический вес будущего шпиля.

Роман построен на контрастах. Читатель видит пригвожденного к земле Джослина (в конце романа – буквально, из-за тяжелой болезни герой уже не может стоять на ногах) и вознесшийся в небо шпиль. Мечту, которая должна прославить Бога, и постепенное разрушение собора, божьего дома. Святую цель и греховные методы ее достижения. Мечта Джослина парадоксальна и недостижима, она греховна, потому что источником ее является гордыня, и обречена. Рассчитывая добиться своего, Джослин преступает все нравственные законы, приносит в жертву абсурдной мечте живых людей и строит собор на их крови, уподобляясь древним язычникам, для которых жертвенная кровь символизировала жизненную энергию. «Мой шпиль вознесся превыше всех ступеней, от земли до небес!» – кричит Джослин. Он оставляет без ответа жалобы соборного сторожа Пэнголла, над которым издеваются строители, отрекается от своего друга и духовника Ансельма, равнодушного к его одержимости, провоцирует супружескую измену главного строителя Роджера.

Джослин оскверняет не только собственную душу – его усилиями собор обнажается до самого остова и обращается в дряхлый скелет. В нем невозможно больше проводить службы, и в доме Бога отныне слышна только брань строителей шпиля. Ближе к концу романа герой почти полностью теряет связь с действительностью, не отличая свои видения от реальности. Автор показывает, что душевное равновесие героя не менее хрупко, чем сам шпиль. Ангел-хранитель, вдохновитель возвышенного и гибельного замысла, источник мечты Джослина, обращается в его сознании в Дьявола: «И тогда его ангел простер крыла, которыми закрывал свои раздвоенные копыта, и вытянул его по всей спине раскаленным добела цепом».

Умирающий, растерянный и лишенный ориентира Джослин чувствует себя жертвой кораблекрушения, он окончательно запутывается в водовороте собственных чувств, осознавая, в какую бездну швырнула его сокровенная, великая мечта. «Теперь... Я ничего, ничего не знаю», – осознает он перед самой смертью.

Иногда между мечтой и реальностью лежит гигантская пропасть, гибельная для того, кто пытается ее преодолеть. Многие мечтатели, желая достичь своей цели, клали на алтарь непомерно многое – человеческие чувства, судьбы, жизни. Забываясь в своих фантазиях и не обнаруживая тонкой грани, отделяющей благо от вреда, зло от добра, святое от греховного, они вплотную подступали к той черте невозврата, где душа человека может столкнуться только с разрушением самой себя. «Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность», – говорил Уолт Дисней, потому что приход к действительности, и только к ней, всегда должен являться конечным итогом странствий мечты. (711 слов)
Критерий № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий
нацеливает на проверку умения
использовать литературный материал
(художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества
(за исключением малых жанров),
другие литературные источники)
для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение,
привлекая для аргументации
не менее одного произведения отечественной или мировой литературы,
избирая свой путь использования литературного материала;
при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста:
от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения
в единстве формы и содержания и его интерпретации
в аспекте выбранной темы.


Список литературных произведений на тему «Мечта и реальность»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
Н.В. Гоголь «Невский проспект»;
У. Голдинг "Шпиль";
И.А. Гончаров «Обломов»;
М. Горький «На дне»;
А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа»;
А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
Ф. М. Достоевский «Белые ночи», «Преступление и наказание»;
Е. Замятин «Мы»;
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»;
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»;
А.Н. Островский «Гроза»;
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»;
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
М. Де Сервантес «Дон Кихот»;
Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»;
И.С. Тургенев «Отцы и дети»;
А.П. Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч».
 

Итоговое сочинение – итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

См. об итоговом сочинении на сайте "К уроку литературы"
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика