Темы сочинений по обществознанию ЕГЭ. Задание 29. 11 класс
Обществознание для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История.
Готовимся к ЕГЭ

 
 
 

Литература.
Готовимся к ЕГЭ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Продолжительность экзамена по обществознанию
для выпускников 11-ых классов
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
 
Задание части 2 (29)
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
Максимальный балл: 6. Критерии см. ниже
 
Важно!
1. Начинать сочинение нужно с раскрытия смысла высказывания.

2. Можно упомянуть в эссе, кем является автор высказывания, если точно помните, но тратить время при подготовке к ЕГЭ на это не стоит. За эти сведения не прибавится ни одного балла.

3. Какие аргументы в основной части эссе (в виде исторических фактов, цитат из литературы, публицистики, географии, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких и т. д.) доказывают приведенные Вами теоретические положения?
Уместны и корректны бывают примеры из истории, художественной литературы, публицистики, общественной жизни и пр.
Поэтому выбирайте для аргументации факты и примеры из истории, художественной литературы, общественной жизни, публицистики. В случае использования примеров из своей социальной жизни будьте предельно аккуратны!
 
Примерные темы сочинений (задание 29)
Философия
«Без борьбы нет прогресса». Ф. Дуглас

«Без многого человек может обойтись, только не без человека». Л. Берне

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон

«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, - не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой

«Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить». У. Шекспир

«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать». Б. Рассел

«Все, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». С. Маршак

«В человеке обязанности царя осуществляет разум». Э. Роттердамский

«Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Д.Дидро

«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ф. Ницше

«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить». И. Бердяев

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». Н. А. Бердяев

«Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла». А. Маслоу

«История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело». П. Сартр

«История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой». Ж. Кокто

«Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы». Э. Ренан

«Муки творчества и радости творчества – единое целое». И. Шевелев

«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений». Г. Лихтенберг

«Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим». А. Поп

«Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний – он постоянно расширяется». Арабская пословица

«Общество не обязательно соответствует политическим границам». С. Тернер

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Сенека

«Познание и жизнь неотделимы». Л. Фейхтвангер

«Познать – это значит вполне понять всю природу». Ф. Ницше

«Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». Р. Милликен

«Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост». И. Гете

«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человеки». А. Пьерон

«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». Л. Фейербах«Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь». Сократ

«Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя». Н.Н.Пирогов

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Н.Г. Чернышевский

«Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Ф. Лассаль

«Человек вне общества или бог или зверь». Аристотель

«Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее нельзя никуда уйти». Э. Фромм

«Человек есть принципиальная новизна в природе». Н.А. Бердяев

«Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему». А. Франс

«Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет». Аристотель

«Человек немыслим вне общества». Л. Толстой

«Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». В.Шукшин

«Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником». И. Фихте

«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». С. Лем


Экономика
«Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес

«Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув

«Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер

«Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн

«Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам

«Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан

«Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон

«Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш.Монтескье

«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин

«Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер

«Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу

«Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций

«Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н.Радищев

«Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер

«Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье

«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит

«Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл

«Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М.Портер

«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах

«Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр

«Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У.Холмс

«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей

«Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте

«Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит

«О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман

«Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс

«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф.Хайек

«При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо

«Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт

«Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит

«Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир

«Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей

«Собственность – это кража». П.Ж.Прудон

«Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У.Черчилль

«Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн

«Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит

«Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица

«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
«У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир

«Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир


«Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер

«Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу

«Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э.Каннан
 
Социология, социальная психология
«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин

«Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский

«В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант

«Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт

«Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер

«Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не исчисляется его ростом». В. Гюго

«Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден

«Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган

«В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой

«Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир

«Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев

«Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс

«Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». И.Н. Шевелев

«Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н.Леонтьев

«Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов

«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади

«Люди существуют друг для друга». М. Аврелий

«Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего». Д. Рескин

«Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел

«Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель

«Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран

«Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». С. Паркинсон

«При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн

«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр

«Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо

«Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин

«Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден

«Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев

«Свой долг родителям дети отдают своим детям». И.Н.Шевелев

«Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон

«Семья более священна, чем государство». Пий ХI

«Семья – это кристалл общества». В. Гюго

«Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский

«Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций

«У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить». И.Н. Шевелев

«Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин

«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит

«Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль

«Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев

«Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр

«Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр

«Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр

«Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера». Г. Фрейтаг

«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром
 
Политология
«Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которое оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» И.Этвеш

«Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости». А.Сталь

«Во главе его (тоталитаризма) маршируют самые безжалостные, те, кому нечего терять, кому война – мать родная, а гражданская война – отчизна». К.Хейден

«Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать». Маркиза де Помпадур

«Высокие места делают людей великих более великими, а низких – более низкими». Ж.Лабрюйер

«Государственная власть – есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных). Г.Ф.Шершеневич

«Государственным благом является справедливость». Аристотель

«Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью». Н.Макиавелли

«Государство – территория власти». А. Круглов

«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если их нет налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает». И.Ильин

«Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». К.Поппер

«Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать правителей». Й. Шумпетер

«Если бы люди надеялись найти для себя лучшие условия в тираническом государстве твердой руки, они кинулись туда опрометью» Ф.Гвиччардини

«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, без которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою». И.Ильин

«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». В.Гумбольдт

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». Саади

«Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят худшие». И.Ильин

«Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». Т. Джефферсон

«Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть». Г.Моргентау

«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна». А.П.Сумароков

«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». Вольтер

«Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов». Б.Кистяковский

«Нет человеческой души, которая выдержит искушения властью». Платон

«Опасна власть, когда в ней совесть в ссоре». У.Шекспир

«Отличия государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующие поколения». У.Черчилль

«Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из того, что претит». О.Бисмарк

«Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». П.Буаст

«Политика по существу – это власть: способность достичь желаемого результата, какими бы то ни было средствами». Э Хейвуд

«Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». Ф.Бурлацкий

«Политическая культура – всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». С.Верба

«Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве». О.Фронтингем

«Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». К.П.Победоносцев

«При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность». Н.Казинс

«Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». Ш.-Л. Монтескье

«Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». Б. Чичерин

«Самая губительная ошибка, которая когда-либо сделана в мире, - это отделение политической науки от нравственной». П.Шелли

«Свобода гражданина есть основание правового государства». Роберт фон Моль

«Тиран – это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это судья без суда и закона». Ю.Крижанич

«Тоталитаризм – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан». И.Ильин

«Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество». И.Ильин

«Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности». Г.Б.де Мабли

«Чем более развито государство, тем более оно удалено от общества». В.Б.Пастухов
 
Правоведение
«В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». Б. Чичерин

«В старину говорили, что закон со свободою живут как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя». Н. М. Карамзин

«Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти». Б.П. Вышеславцев

«Граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение». Т. Гоббс

«Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». Л. Толстой

«Жестокость законов препятствует их соблюдению». Ш. Монтескье

«Закон должен быть похож на смерть, которая не щадит никого». Ш. Монтескье

«Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает закон». Н. Шамфор

«Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защищать его». Т. Маколей

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется». Демокрит

«Законодатель должен мыслить, как философ, а говорить, как крестьянин». Г. Еллинек

«Законы должны иметь для всех одинаковый смысл». Ш. Монтескье

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». Вольтер

«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы». Н.М. Карамзин

«Иные преступления столь громогласны и грандиозны, что мы оправдываем их и даже прославляем: так, обкрадывание казны мы зовем ловкостью, а несправедливый захват чужих земель именуем завоеванием». Ф. Ларошфуко

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». Ж. Даламбер

«Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». Р. Йеринг

«Когда закон дает право, он также дает и средство его защиты». Латинское юридическое изречение

«Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает». В. Швебель

«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Цицерон

«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек». Изречение из римского права

«Намерение должно подчиняться законам, а не законы намерениям». Латинское юридическое изречение

«Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка». Б. Кистяковский

«Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя». Г. Гейне

«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает». С. Лец

«Несправедливые законы не создают право». Цицерон

«Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему». Ж. Маритен

«Основы каждого государства и фундамент лю юбой страны покоятся на справедливости и правосудии». Ас-Самараканди

«Оставить преступление безнаказанным – значит стать его соучастником». П. Кребийон

«Плохие законы – худший вид тирании». Э. Берк

«Подчинение закону требуется по праву, а не выпрашивается, как милость». Т. Рузвельт

«Позволено, а потому не предписывается все то, что не стесняет свободу других людей». Г.Гегель

«Правозаконность – одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но отлаженным юридическим механизмом ее реализации». Ф. Хайек

«Право – понятие не логики, а силы». Р. Йеринг

«Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти». И. Кант

«Презумпция действует до тех пор, пока не доказано обратное». Латинское юридическое изречение

«Реформу нравов следует начинать с реформы законов». К. Гельвеций

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». М. Бакунин

«Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку». И.Ильин
«Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного». Аксиома права

«Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом». Р. Йеринг

«Цель наказания – не мщение, а исправление». А.Н. Радищев

«Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права» И. Ильин«Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности». Ш. Монтескье

«Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, чем совершеннее право». И.А. Ильин

«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон». Латинское юридическое изречение

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». Платон

«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». Сократ

Часть 2. Критерии оценивания задания 29
(по демоверсии 2018)
Критерии оценивания мини-сочинения Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1 балл
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования. 1 балл
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. 0 баллов
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется - 0 баллов
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения (объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов) 2 балла
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены связанные между собой объяснения ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы. 2 балла
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения. ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены понятия и/или положения, не относящиеся к ним. 1 балл
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен, теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с идеей/тезисом). 0 баллов
29.3 Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов 1 балл
В ответе отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. 1 балл
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. 0 баллов
Указания по оцениванию:
Если по критерию 29.2 (теоретическое содержание мини-сочинения), выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.
29.4 Качество приводимых фактов и примеров 2 балла
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных фактов / примеров, явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

В качестве источников могут использоваться сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты общественной жизни и личного социального опыта, собственные наблюдения.

Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.
2 балла
Приведен только один корректный, развернуто сформулированный факт/пример, явно связанный с иллюстрируемой (-ым) идеей/ тезисом / положением / рассуждением / выводом.

ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развернуто сформулированные факты / примеры, явно связанные с иллюстрируемой (-ым) идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом.
1 балл
Факты / примеры отсутствуют.

ИЛИ Ни один из приведенных фактов/ примеров явно не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

ИЛИ Ни один из приведенных фактов/ примеров не сформулирован развернуто.
0 баллов
Указание по оцениванию:
Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказвания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.
0 баллов
Максимальный балл - 6




*ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФИПИ. Обществознание
Открытый банк заданий
 
 
Обществознание для школьников
 
Яндекс.Метрика