План по предложенной теме. Задание 28 по обществознанию ЕГЭ. 11 класс
Обществознание для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История.
Готовимся к ЕГЭ

 
 
 

Литература.
Готовимся к ЕГЭ

 
 
 
 
 
 
 
Продолжительность экзамена по обществознанию
для выпускников 11-ых классов
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
 
Задание части 2 (28)
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Максимальный балл: 4.
        Критерии и образец ответа теме «Политические партии» (демоверсия 2018) см. ниже
 
Примеры заданий 28
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1 «Научное познание»
1) Научное познание – один из видов познания объективного мира.
2) Особенности научного познания:
а) стремление к объективности;
б) специальный язык, включающий особые термины;
в) особые процедуры проверки результатов.
3) Уровни научного познания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание;
4) Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.

2 «Правовая культура»
1) Правовая культура как компонент духовной культуры.
2) Правовая культура общества:
а) правовые идеи и нормы;
б) правовые учреждения;
3) Функции правовой культуры:
а) регулятивная;
б) коммуникативная;
в) нормативно-ценностная;
4) Правовая культура личности:
а) знание законов;
б) правомерное поведение;
в) уважительное отношение к праву.
5) Преодоление правового нигилизма.

3 «Социальные нормы и их функции»
1) Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2) Признаки социальных норм:
а) возникают в процессе исторического развития;
б) представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;
в) носит объективный характер;
г) рассчитаны на многократное повторение;
д) выстраиваются в определенной иерархии.
3) Виды социальных норм:
а) табу, обычаи, традиции;
б) моральные нормы;
в) религиозные нормы;
г) корпоративные нормы;
д) правовые нормы.
4) Функции социальных норм:
а) культурно – историческая;
б) социального контроля;
в) воспитательная;
г) регулятивная;
д) стабилизирующая.

4 «Государство в политической системе общества»
1) Что такое политическая система.
2) Компоненты политической системы:
а) институциональный;
б) коммуникативный;
в) нормативный;
г) культурно – идеологический.
3) Государство – ядро политической системы:
а) координация основных областей общественно-политической жизни;
б) определение нормативно-правовой базы деятельности всех политических институтов.
4) Взаимодействие государства с общественными организациями:
а) конституционные гарантии прав граждан на объединения;
б) закрепление права собственности общественных организаций;
в) надзор за соблюдением законов общественными организациями.

5 «Социальный контроль»
1) Социальный контроль.
2) Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) социальные санкции;
3) Функции социального контроля:
а) создание условий для стабильно развития общества;
б) регулирование отклоняющегося поведения.
4) Совесть как важный фактор социального контроля.

6 «Гражданство РФ»
1) Гражданство как устойчивая правовая связь человека и государства.
2) Конституция РФ о правах и обязанностях гражданина.
3) Порядок приобретения гражданства:
а) предоставление гражданства по «праву крови» (по гражданству родителей);
б) предоставление гражданства по «праву почвы» (по месту рождения).
4) Условия приобретения гражданства РФ иностранными гражданами:
а) дееспособность и достижение 18 лет;
б) владение русским языком;
в) проживание на территории РФ непрерывно в течение 5 лет;
г) обязательство соблюдать Конституцию РФ и др.
5) Права иностранцев и беженцев на территории РФ.

7 «Как организована власть в демократическом государстве?»
1) Разделение властей как атрибут демократического общества:
а) законодательная;
б) исполнительная;
в) судебная.
2) Характеристика представительных органов государственной власти:
а) структура;
б) формирование парламента;
в) основные функции и т.д.
3) Исполнительные органы власти:
а) структура исполнительной власти;
б) основные функции органов исполнительной власти;
в) правительство в системе органов власти, порядок его формирования.
4) Роль судебной власти в демократический власти;
5) Система правоохранительных органов государства.

8 «Познаваем ли мир?»
1) Исторический аспект потребности в познании мира:
а) мифологическое объяснение бытия;
б) религиозное объяснение бытия;
в) научное объяснение бытия.
2) Различные взгляды на познаваемость мира:
а) гносеологический оптимизм;
б) скептицизм;
в) агностицизм.
3) Уровни (ступени) познания:
а) чувственное;
б) рациональное.
4) Спор о критериях истины:
а) позиции эмпириков;
б) позиции рационалистов.

9 «Конкуренция и её функции в рыночной экономике»
1. Определение конкуренции.
2. Условия возникновения конкуренции.
3. Функции конкуренции:
а) регулирующая;
б)стимулирующая;
в) санирующая.
4. Виды конкуренции:
а) совершенная конкуренция;
б) чистая монополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) олигополия. 5. Государственное регулирование экономики. 6. Последствия:
а) снижение цен;
б) повышение качества;
в) расширение ассортимента товаров и услуг.



10 «СМИ в политической системе»
1. Функции СМИ в политической жизни общества:
а) выбор и комментирование информации;
б) политическая социализация;
в) формирование общественного мнения.
2. Роль СМИ в предвыборных кампаниях:
а) предвыборная агитация;
б) информирование о политических программах партий и кандидатов;
в) психологическое воздействие на избирателя.
3. Виды СМИ:
а) электронные (телевидение и радиовещание);
б) бумажные;
в) Интернет СМИ.

11. "Молодёжь как социальная группа"
1.Молодежь – это социально–демографическая группа , выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально–психологических качеств людей ( от 16 до 27 лет).
2.Особенности социального положения молодежи:
а) переходность положения;
б) высокий уровень мобильности и освоение новых социальных ролей;
г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.
3.Социально–психологические качества молодежи:
а) неустойчивая психика;
б) внутренняя противоречивость;
в) низкий уровень толерантности;
г) стремление отличаться от остальных;
д) специфическая молодежная субкультура.
4.Особенности молодежной субкультуры:
а) развлекательно–досуговая направленность;
б) «вестернизация» культурных потребностей;
в) приоритет потребительских ориентаций;
г) слабая индивидуализированность;
д) формирование под влиянием экранной культуры (компьютерных игр, мультфильмов и т.п.).
5. Направления молодежной субкультуры (анимэ, готы, инди, милитари, эмо и др.)

12. "Семья как социальная группа"
1. Понятие семьи.
2. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) хозяйственная;
в) воспитательная;
г) социально-статусная и др.
3. Права и обязанности членов семьи.
4. Виды семей:
а) патриархальная, демократическая;
б) многопоколенная, нуклеарная.
5. Ресурсы семьи:
а) экономические;
б) информационные и др.

13. "Трудовой договор в законодательстве РФ"
1. Понятие трудового договора как основания для возникновения трудовых правоотношений между работодателем и наёмным работником.
2. ТК РФ — основной источник трудового права.
3. Права и обязанности работника, включённые в трудовой договор:
а) продолжительность и периодичность отпусков;
б) продолжительность рабочего времени;
в) материальная ответственность работника;
г) размер заработной платы;
д) функциональные обязанности работника и др.
4. Виды трудовых договоров:
а) на неопределённый срок (бессрочный);
б) на срок не более 5 ти лет (срочный трудовой договор).
5. Обязательства работодателя, по трудовому договору:
а) оплата труда работника;
б) обеспечение безопасных условий работы и др.
6. Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности и стаже работника.
7. Основания прекращения трудового договора:
а) по инициативе работника;
б) нарушение трудовой дисциплины работником;
в) ликвидация организации и др.
8. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними:
а) не допускаются испытательные сроки;
б) сокращённая продолжительность рабочего времени;
в) пониженные нормы выработки;
г) расторжение трудового договора по инициативе работодателя только с согласия государственной инспекции труда;
д) отпуск 31 календарный день в любое удобное для работника время.

14 «Политическое лидерство как институт политической системы»
1. Концепции лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
2. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
3. Типы лидерства:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры и др.

15. "Банковская система"
1) Понятие о банках и банковской системе.
2) Основные функции банков:
а) аккумулирование свободных финансовых средств;
б) проведение расчётов и платежей;
в) инвестирование финансовых средств;
г) валютно-обменные операции.
3) Структура банковской системы:
а) Центральный банк;
б) коммерческие банки;
в) небанковские кредитные организации.
4) Основные виды банковских операций:
а) активные;
б) пассивные;
в) кредитно-посреднические.
5) Работа банков с клиентами:
а) прием вкладов и кредитование физических лиц;
б) размещение средств и кредитование юридических лиц.
6) Роль банковских инвестиций в развитии реального сектора экономики.
7) Банки в мировой финансовой системе.
8) Развитие банковской системы в современной российской экономике.

16. "Правоохранительные органы в системе государственных органов РФ"

1) Понятие о правоохранительных органах. Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.
2) Функции правоохранительных органов:
а) охрана государственного и общественного строя;
б) защита прав и свобод человека и гражданина;
в) укрепление законности и правопорядка;
г) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
д) борьба с преступностью.
3) Виды правоохранительной деятельности:
а) конституционный контроль;
б) правосудие;
в) надзор за исполнением законов;
г) выявление и расследование преступлений;
д) оказание юридической помощи;
е) обеспечение законности и правопорядка.
4) Основные правоохранительные органы РФ:
а) Конституционный суд и суды общей юрисдикции;
б) Прокуратура;
в) Министерство внутренних дел, органы внутренних дел;
г) Министерство юстиции;
д) Адвокатура.
5) Деятельность правоохранительных органов в развитии и укреплении демократических традиций.

17. «Политическое сознание и политическое поведение»
1) Понятие о политическом сознании. Политическое сознание – основа формирования установок политического поведения.
2) Уровни политического сознания:
а) обыденное (практические, житейские знания о политике);
б) идейно-теоретическое (квалифицированное, профессиональное мнение ученых).
3) Мотивы политического поведения:
а) эмоциональные, стихийные действия;
б) осознанные политические интересы и действия.
4) Формы политического поведения:
а) по целевой направленности (конструктивные и деструктивные);
б) по составу участников (индивидуальные, групповые, массовые);
в) по характеру (организованные и стихийные).
4) Политический протест – особая форма политического поведения.
5) Способы регулирования политического поведения:
а) регулирование посредством правовых норм;
б) действие моральных норм и ценностей;
в) самоорганизация субъектов политических действий;
г) политическое образование, распространение политических знаний;
д) политическое руководство, влияние лидеров.
6) Электоральное политическое сознание и электоральное поведение – основной фактор влияния на власть в демократическом обществе.

18. «Организация власти в демократическом государстве»
1. Понятие власти.
2. Источники власти:
а) авторитет;
б) харизма;
в) престиж;
г) закон.
3. Политический режим как совокупность методов организации власти:
а) демократический;
б) недемократический;
4. Признаки демократического режима:
а) разделение властей и система сдержек и противовесов;
б) верховенство закона и легитимность власти;
в) реализация принципа большинства;
г) уважение прав меньшинства и существование оппозиции;
д) принцип политического плюрализма.
5. Виды демократии:
а) прямая;
б) представительная.
6. Выборы как способ формирования власти в представительной демократии:
а) альтернативность выборов;
б) всеобщее, тайное, прямое, равное голосование;
в) активное и пассивное избирательное право.
7. Гражданское общество как условие формирования власти в демократическом государстве.
8. Демократические принципы организации власти в Российской Федерации.

19 «Административно-территориальное устройство России»
1. Что такое административно-территориальное устройство?
2. Основные формы административно-территориального устройства:
2.1 Унитарное государство.
2.2 Федеративное государство.
2.3 Конфедерация.
3 Признаки федерации.
4 Конституционные основы федеративного устройства РФ:
4.1 Субъекты Федерации.
4.2 Предмет ведения Российской Федерации.
4.3 Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта.
5 Российская Федерация сегодня.
 
Часть 2. Критерии оценивания задания 28
(по демоверсии 2018)
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
При анализе ответа учитывается:
. соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
. наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
. корректность формулировок пунктов плана
 
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.
4. Классификация политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и ( или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
 
   
Критерии оценивания ответа на задание 28:
 
28.1. Раскрытие темы.
План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Один из этих пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу:
2 балла
План содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. ИЛИ План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Ни один из этих пунктов не детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу:
1 балл
Все иные ситуации: 0 баллов
Если по критерию 28.1 (раскрытие темы), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.
28.2. Общее количество пунктов плана (соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа).
Не менее трёх, два из которых детализированы в подпунктах:
1 балл
Все иные ситуации: 0 баллов
Указание по оцениванию:
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
28.3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана.
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок:
1 балл
Формулировки пунктов и подпунктов плана содержат ошибки: 0 баллов
Указание по оцениванию:
Если по критерию 28.2 (общее количество пунктов плана), выставляется 0 баллов, то по критерию 28.3 выставляется 0 баллов.
Максимальный балл за задание 28: 4 балла
 

*ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФИПИ. Обществознание
Открытый банк заданий
 
 
Обществознание для школьников
 
Яндекс.Метрика