Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ЕГЭ*
 
ЕГЭ 2017.
Русский язык
Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту

1. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту:

1) Сформулировать проблему.
2) Прокомментировать проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
3) Определить позицию автора по данной проблеме.
4) Высказать свое мнение, согласившись или не согласившись с автором.
5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце).
• первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики;
• второй аргумент – из собственного жизненного опыта жизненного опыта других людей.
6) Итоговый вывод (заключение).


2. Формулировка проблемы.

Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Речевые клише.

• В своем тексте писатель (публицист) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…
• Текст писателя (публициста) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…
• Сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема.
• Автор размышляет над проблемой… В центре внимания автора проблема…

Примечание.
Сочинение можно начать, задав 1-2 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим.

Помните: термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Нельзя вместо слова «проблема» писать слово «тема».

• Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо выявить только одну и работать с ней.

3. Комментарий проблемы.

Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Речевые клише для введения текстуального комментария:

• Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор рассказывает историю о… (повествует о …, приводит факты…, на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что…
• Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о …. Особенно грустно (страшно, по мнению автора, что…).

Речевые клише для введения концептуального комментария:

• Эта проблема актуальна и сегодня, и известный писатель не обошел её вниманием…
• Действительно, проблема …. Очень серьезна и касается каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… .
• Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Учеными (психологами, экологами и т.д.) давно доказано: … Вот почему обозначенная проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:…

4. Позиция автора.

Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
1) Что хотел сказать автор читателям, создавая данный текст?
2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментарии.

Авторская позиция может быть выражена прямо (в текстах научного , а иногда публицистического стиля) и косвенно ( в текстах художественного и публицистического стилей)

Речевые клише.

• Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (цитата из текста). NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты).
• Точка зрения автора на рассматриваемую проблему (чего?) обозначена прямо: (цитата из текста). NN считает, что… (далее идет разъяснение цитаты из текста). По мнению NN, …(далее идет разъяснение цитаты из текста).
• Автор обеспокоен (встревожен) тем, что…
• Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели ощущают его сожаление по поводу того, что…
• Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд убедительных аргументов в пользу того, что…
• Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что…
• Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…

Средства выражения позиции автора.

• Слова-маркеры: главное, самое важное, надо, нужно и т.п.
• Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка.
• Средства выразительности: риторические восклицания, риторические вопросы и т.д.
• Вводные слова могут выражать чувства-отношения автора: к счастью, к несчастью, к сожалению, ко всеобщей радости и др.
• Побудит. предложения содержат в себе различные призывы а., обращенные к читателю.

Примечание.

• Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его.
• При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком

Советы.

• Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.
• Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повороты, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это средства выражения авторской позиции.
• Формулировку позиции автора всегда выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
• Старайтесь формулировать позицию автора своими словами, избегая сложных метафор.
• При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).
5. Формулировка собственного мнения.

1) Согласие с точкой зрения автора исходного текста.

Речевые клише.

• Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…(формулировка тезиса). В этом убеждают нас примеры из произведений русской классики. Вспомним повесть (роман, рассказ, и т.д.)
• Я согласен с автором текста в том, что… (формулировка тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели (поэты). Вспомним судьбу главного героя …
• Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: …(формулировка тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие примеры…
• Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет…(формулировка тезиса).
• Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…
2) Несогласие (полное или частичное) с точкой зрения автора исходного текста.

Речевые клише.

• Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идет согласие)…, но с другой- …( выражается свое мнение). Попытаюсь обосновать точку зрения по этому вопросу…
• В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…(формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения…
• Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что…(далее идет мысль автора + свой аргумент).

6. Аргументация (доказательство своей точки зрения).
Аргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений и примеров.
Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Аргументы приводятся на основе:
• Читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы.
• Жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходящих в жизни, наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.

Аргументы, оцениваемые 2 баллами

• Примеры из художественной литературы/ Примеры из публицистической литературы/ Примеры из научной (научно-популярной литературы)/ Пословицы, поговорки, афоризмы, но только с пояснениями.

Помните:
• необходимо не просто указать автора, название произведения, конкретных героев, их поступки, слова, мысли, но и создать развернутое высказывание , подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев).
• В аргументах даже в случае несогласия с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес

. Аргументы, оцениваемые 1 баллом
• Примеры из жизни/ Собственные наблюдения и выводы/ Предположительные примеры/ Ссылки на авторитет/ Пословицы, поговорки, афоризмы (без пояснения)/ Примеры из кинофильмов.

Речевые клише:

1. Первый аргумент.
• В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (рассказ, повесть, пьесу, поэму NN ( указывается автор и дается название произведения). В этом произведении … Главного героя этого произведения отличает…
• Об этом не раз говорили в своих произведениях русские писатели – классики. Вспомним рассказ (повесть, пьесу, поэму NN ( указывается автор и дается название произведения). В этом произведении …

2. Второй аргумент.
• Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
• Следующий литературный пример, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
• Приведу еще один литературный пример, который показывает….
• О том, как важно … говорит в своем рассказе (романе, повести и т.д.) писатель NN
• У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость (важность… далее идут примеры-аргументы).

7. Заключение.

Заключение должно подвести итог рассуждения пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.

Виды заключения

• Обобщение основных мыслей автора. (Итак, автор показал нам, что…)
• Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, который возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая её актуальность.
• Призыв, обращение к читателю (используются побудительные предложения).
• Использование цитат (это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора).

Речевые клише.

• Таким образом, … Следовательно,… Итак,… В заключение важно отметить… Хотелось бы ещё раз подчеркнуть… Обобщая сказанное можно сделать вывод…

8. Вступление.

Основная мысль вступления – подвести к формулировке проблемы.

Виды вступления.

• Проблемный вопрос.
• Общие сведения о проблеме. Оттолкнитесь от типичных фактов событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни).
• Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
• Создание определенного эмоционального настроя.
• Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста (мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой).
• Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
• Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.



Примеры ученических сочинений

1. (по Ермаковой)

Что такое совесть? Как она проявляется? Именно над этими вопросами рассуждает автор текста А.Г. Ермакова.

Лирическая героиня, побывав в детском доме и проведя целый день с детьми-сиротами, познала новое для себя чувство – чувство «тихой и простой, как трава под ногами» вины. Девушке было совестно перед всеми «брошенными другими матерями детьми». Она считала своим долгом сделать всё возможное, чтобы помочь ребятам, сделать их жизнь лучше.

По мнению автора, совесть – это чувство вины перед всеми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Я согласна с точкой зрения А.Г. Ермаковой. Именно совесть не даёт человеку «никаких поблажек», терзает его и заставляет совершать благородные поступки.

Одно из величайших произведений русской литературы подтверждает мою точку зрения. Главный герой «Судьбы человека» М.А. Шолохова – Андрей Соколов – простой солдат советской армии. Именно совесть и величайшая сила духа не дают ему предать своих товарищей, свою Родину. Именно это чувство вины перед нуждающимися в помощи заставляет Соколова призреть сироту Ванюшу.

Проявление совести нередко можно встретить и в современном мире. Так, дети ухаживают за своими пожилыми родителями. Сыновья и дочери чувствуют, что обязаны тем, кто содержал и воспитывал их, кто дарил им тепло и любовь. Именно чувство совести не даёт детям «сдать» родителей в дом престарелых. Именно совесть заставляет людей помогать старшим, ведь они как никто другой нуждаются в этой помощи и заслуживают её.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть – это неотъемлемое человеческое чувство, которое заставляет людей совершать благородные поступки, помогать нуждающимся.

2. (по Сальникову)

Известный русский писатель С.Сальников пишет в данном тексте о том, как люди спасали погибающих китов. Должен ли человек помогать животным? Вот главная проблема, которая находится в центре внимания автора.

Размышляя над этой проблемой, Сальников приводит эпизод из жизни морских капитанов, которые спасают попавшие в беду корабли. Но в случае, описанном автором, им пришлось справиться с необычной задачей: они помогли погибающим китам выбраться на волю. Автор пишет: "Животные метались на узкой полоске чистой воды между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу". Вместе с читателем Сальников размышляет над тем, что капитанам было тяжело, они подвергали опасности собственную жизнь, ведь китов "не убедишь, что ты спасатель, а не китобой". Но тем не менее, подчеркивает автор, спасатели смогли помочь попавшим в беду животным: "Но эти суровые, немногословные люди, много раз смотревшие в глаза опасности, сделали невероятное и вывели морских исполинов в море".

Позиция автора мне понятна. Сальников считает, что человек непременно должен помогать животным. Автор приводит читателей к мысли, что помощь животным должна быть обычным, постоянным делом человека, и каждый день необходимо совершать такие тихие подвиги по отношению к братьям нашим меньшим.

Я согласна с мнением автора. Действительно, мы должны заботиться о животных, помогать им в трудных ситуациях, ведь человек обладает всеми необходимыми средствами: техникой, знаниями в области медицины, лекарствами. Мы обязаны заботиться о животных, потому что они нуждаются в нашей помощи. Животных становится всё меньше и меньше, и людям необходимо сохранить их жизнь и не допустить, чтобы различные виды животных продолжали вымирать.

Когда я читала этот текст, я вспомнила замечательное произведение Н.А.Некрасова "Дед Мазай и зайцы". Во время наводнения зайцы оказались в тяжелой ситуации: им некуда было бежать, потому что вокруг всё было залито водой, они прижимались к деревьям и с ужасом наблюдали за тем, как погибают животные. Шансов на спасение не было, если бы не добрый старик, дед Мазай, который решил помочь бедным зверькам избежать смерти. Он плавал на лодке по лесу и собирал зайцев к себе на борт, спасая таким образом зверей от погибели. Данное произведение учит нас тому, что человек обязан быть неравнодушным по отношению к животным, помогать им в трудных ситуациях, ведь именно на человеке лежит ответственность за братьев наших меньших.

Кроме того, хотелось бы вспомнить и рассказ В.Астафьева "Белогрудка". Это произведение о том, как жители двух сел получили жестокий урок, который впоследствии научил их бережно относиться ко всему живому. Потерявшая своих детенышей куница мстит людям, из-за которых погибли ее дети. Зверьки умерли из-за безответственности, жестокости и равнодушия людей. Белогрудка появляется в селе и днем, и ночью и убивает всех птиц в обоих селах. Одному охотнику приходится ее пристрелить, хотя он прекрасно понимает, чем вызвано такое поведение животного. Данная ситуация стала для жителей деревень хорошим уроком. В обоих селах помнят бедную, убитую горем куницу и запрещают детям обижать зверей и птиц, учат их заботится о попавших в трудную ситуацию животных.

В заключение хотелось бы сказать, что животные не заслуживают издевательства и насилия со стороны людей. Люди обязаны заботиться о животных, помогать им, чтобы сохранить жизнь на планете.

3. (По М. А. Кронгаузу*)

Каждый день в мире, в обществе, в науке происходят стремительные изменения, и у человека возникает проблема – как относиться к этим изменениям? Это одна из проблем, рассматриваемых М. А. Кронгаузом в приведенном отрывке.

Привлекая внимание читателя к данной проблеме, автор рассказывает об изменениях, которые происходят в русском языке в последние годы в связи с внедрением в нашу жизнь Интернета и социальных сетей, из-за которых люди стали больше общаться письменно, нежели устно. Однако изменения эти неизбежны, и каждый сам решает, как к ним относиться.

Позиция автора выражена довольно четко. М. А. Кронгауз понимает, что не может повлиять на то, как развивается мир и считает, что он, «скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу».

Мне близка позиция автора, ведь жизнь неумолимо несется вперед и изменяется, и только лишь приняв эти изменения, человек может существовать в гармонии с миром, эпохой, окружающими людьми и самим собой.

Подтверждение данной позиции мы можем найти в произведениях русской классики. Так, в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…» мы видим лирического героя, воспоминания которого о прошлом и даже «глубоких ранах любви» светлы. Герой принимает перемены, произошедшие в его жизни, и это приносит в его душу гармонию и спокойное отношение к неизвестному будущему.

Другим примером, доказывающим, что необходимо принимать изменения, которые диктует жизнь, является роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов – приверженец консервативных либеральных взглядов, он верит в силу аристократии и придерживается «принсипов». Герой отказывается принимать изменившиеся общественные взгляды, выразителем которых является Базаров. Это ведет к конфликту Павла Петровича как с самим Базаровым, так и со временем, в котором герои живут.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек должен жить в согласии с постоянно меняющимся окружающим его миром, и тогда перемены в жизни не будут казаться непоправимыми или абсурдными, а станут ее органической частью.

4. (по тексту Вертеля)

В данном тексте Л.В. Вертель ставит проблему взаимоотношения человека и животного.

Рассматривая эту проблему, автор призывает читателя быть ответственным перед своим питомцем, не бросать его в трудной ситуации. Рассказчик же, увидев беспомощное животное, «…пошёл в лес, спасаясь от страшной развязки», не в силах смотреть на неминуемую смерть собаки, но вовремя опомнился. Герой осознал, какую подлость совершил по отношению к любимому питомцу. «Дурак, ну и дурак! … Где твои мозги раньше были!» - винит он себя.

Позиция автора легко прослеживается в тексте: человек не должен быть равнодушен к бедам «братьев наших меньших». Любовь и забота о них – это ответственность людей.

Я не могу не согласиться с мнением автора о том, что человек должен заботиться о животных, ведь они тоже часть этого мира.

В литературе существует множество примеров, подтверждающих мою точку зрения. Одним из таких является произведение И.С. Тургенева «Муму». Ошибочно полагать, что Герасим утопил Муму из чувства жестокости. Он сделал это, потому как не мог ослушаться барыню. На самом же деле он очень любил своего питомца и дорожил им. Смерть собаки стала для Герасима большой утратой.

В современном мире люди стали по-другому относится к домашним животным: оставляют на улицах, выгоняют из дома. Поэтому проблема, поднятая автором в тексте, сейчас наиболее злободневна. И чтобы преодолеть ее, на мой взгляд, каждый должен помнить мудрые слова, сказанные Лисом в сказке А. Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Таким образом, читательский опыт учит нас доброте, отзывчивости и ответственности по отношению к животным.



 

ЕГЭ – Единый государственный экзамен.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) http://www.fipi.ru/ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Санкт-Петербург    © 2013-2017     
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz