Задания 10–13 ОГЭ 2024 по тексту Р. Погодина. Вариант 3. Русский язык. Часть 2
Русский язык для школьников
 
 
 
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(варианты задания 1 и 2. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля и его пересказ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
ОГЭ. Части 2 и 3
Задания 10-13
Вариант 3
 
     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 2. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
(Из инструкции к демоверсии.)
 
Задания 10-13
По тексту Р. Погодина
Из книги "36 типовых вариантов по русскому языку в формате ОГЭ"

Прочитайте текст и выполните задания 10–13
(см. ответы и комментарии к ним ниже)
(1)Рота уже залегла перед броском. (2)Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова. (3)Ухнули мины. (4)Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте. (5)Алька выпустил автомат.
(6)«Наверное, кость раздробило...»
(7)Он попытался вытащить руку из рукава, но она не поддавалась. (8)Алька зажал её между колен, потянул – боли не было, но рука не двигалась. (9)Решив, что она держится на каком-нибудь случайно не перебитом сухожилии, Алька стал неторопливо снимать шинель. (10)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. (11)Он был раненый, выбывший из игры!
(12)Наконец он сбросил шинель, закатал рукава гимнастёрки и нательной рубахи – чуть выше локтя сочилось сукровицей отверстие величиной с клюквину.
(13)Внезапно в памяти возник смех легкораненых, одновременно конфузливый и счастливый смех, и он засмеялся тоже, ругая свою поспешную решимость расстаться с рукой, и пошёл, покачивая её на весу, как младенца, будто жалея.
(14)Шёл он, не торопясь, ни о чём не думая, в умиротворении и гордости: он раненый – и может теперь на вполне законных основаниях не воевать!
(15)Миновал горящую «тридцатьчетвёрку», которая стояла чёрная, закопчённая и пустая, а вокруг пахло горелой резиной и раскалённым железом. (16)Башня, покрытая густым слоем сажи, валялась метрах в десяти: её сорвало взрывом и отбросило от танка. (17)И Степан упал где-то здесь...
(18)Степан, сжимая оружие в руках, согнувшись, лежал поодаль, у неглубокой прозрачной лужи, видимо, пытался ползти, причём не в сторону лазарета...
(19)Стыд огнём ударил Альке в лицо! (20)Он оглянулся воровато и тут же осознал, что он открыт для пуль и осколков.
(21)Алька бросился на землю. (22)В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки.
(23)Алька смотрел на неё зачарованно, а мина висела в некоем остановившемся пространстве – времени.
(24)Неожиданно что-то грубо-живое разрушило это жуткое очарование – это Степановы руки дёрнулись, поползли из воды к голове, бороня пальцами мокрую землю.
(25)Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом...
(26)Оглянувшись, Алька вновь увидел свою роту, залёгшую перед новым броском шагах в пятидесяти от него, увидел и поднявшегося уже капитана Польского.
(27)Услышал, как он закричал: «Вперёд!»
– (28)Степан, потерпи, я сейчас... – сказал Алька Степану твёрдым уверенным голосом, левой рукой поднял пулемёт, уложил его ствол на правую, неподвижную и согнутую в локте, и побежал на фланг роты: там – теперь он их видел отчётливо – за соломенным плетнём залегли немцы.
(29) Алька бежал, не помня себя, не чувствуя боли, стрелял на бегу и кричал, кричал слова, которые кричат все солдаты во время атаки и которые почему-то так помогают в бою.
(30)Удар! (31)И как будто резинкой пропахали по волосам ото лба к темени...
(32)Очнулся Алька в госпитальной палате. (33)Над ним склонилась знакомая медсестра, взгляд её был упругим и ласковым, как поглаживание.
– (34)Степана доставили? (35)Сержанта Елёскина?..
(36)Медсестра ответила неторопливым кивком.
– (37)То-то, – назидательно и удовлетворённо прошептал Алька и попросил пить.
(По Р. П. Погодину*)
* Радий Петрович Погодин (1925-1993) – русский советский писатель, поэт и сценарист, художник.

10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Поскольку ранение было не тяжёлое, задета была только правая рука, Алька без колебаний решил остаться в строю и продолжать бить врага.
2) Алька не пошёл в атаку, так как понимал, что необходимо помочь тяжело раненному Степану, который без помощи товарища не сможет добраться до лазарета.
3) Увидев раненого Степана, который держал в руках оружие и не пытался покинуть поле боя, Алька почувствовал стыд от своего желания уйти, прикрываясь лёгким ранением.
4) Превозмогая сильную боль в руке, Алька бежал в атаку.
5) Сержант Степан Елёскин был доставлен в тот же госпиталь, что и Алька.

11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова.
2) Он был раненый, выбывший из игры!
3) Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте.
4) В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки.
5) Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом...

12. Лексический анализ.
В предложениях 2-10 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Николая Фёдоровича Бунакова:
«Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 19 текста:
«Стыд огнём ударил Альке в лицо!».

13.3. Как Вы понимаете значение выражения СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила характера?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.



ОТВЕТЫ:
10 – 35
11 – 13
12 – вовесьрост.

КОММЕНТАРИИ
к заданиям 11-12

11. Сравнение
– это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них обоих признаку.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором имеются словосочетания, удовлетворяющие данным условиям.
1) Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова.
3) Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте.
В данных предложениях сравнение образовано с помощью сравнительных союзов будто и точно.

12. Фразеологизм – это устоявшееся по структуре и составу выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором встречается устойчивое выражение, используемое повседневно именно в таком виде, состоящее из двух или более слов и имеющее переносное значение.
(10)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. – В этом предложении фразеологизмом является выражение «во весь рост», употребляемое в значении «полностью, целиком».

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ЗАДАНИЕ 13.1


Известный лингвист Николай Фёдорович Бунаков пишет: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатством своего внутреннего мира». Смысл этого высказывания заключается в том, что грамматический строй предложений и слов помогают писателю отразить очень многое из того, что у него на душе.
Например, Радий Петрович Погодин в прочитанном мною тексте использует многоточие в предложении 18. Оно даёт автору возможность выразить молчаливое осуждение в адрес главного героя: ты идёшь в лазарет, довольный и радостный, а вот Степан идти даже не может, а движется вовсе даже в другую сторону – навстречу врагу.
Писатель, стремясь показать ужасы войны, использует в тексте большое количество прилагательных. Мы читаем в предложении 15: «горящую», «чёрная, закопчённая и пустая», «горелой», «раскалённым». Автор рисует страшный мир, и читатель понимает: быть на пути к спасению и вернуться в ад кромешный – это настоящий подвиг.
Таким образом, мы убеждаемся, что лингвист Н.Ф.Бунакова прав - грамматика является средством использования языка с целью выражения всего того, что накопилось внутри человека.

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 13.2


Метафора «Стыд огнём ударил Альке в лицо!» - играет важную роль в тексте, представленном для анализа. Она является переломным моментом в сюжете повествования: теперь перед читателем не мальчишка, "выбывший из игры", а настоящий солдат.
В предложении 14 автор описывает состояния Альки: тот счастлив покинуть поле боя: «…он раненый – и может теперь на вполне законных основаниях не воевать».
В такой эйфории Алька пребывал, пока не увидел Степана, раненного гораздо тяжелее Альки, но он «пытался ползти, причём не в сторону лазарета». Вот тут-то и произошёл перелом в сознании главного героя, он вдруг почувствовал, что не может, не имеет права покинуть Степана, что обязан двигаться в ту сторону, куда пытается ползти его товарищ. Теперь читатель видит совсем другого человека: «Степан, потерпи, я сейчас…», - сказал Алька Степану твёрдым, уверенным голосом».
«Стыд огнём ударил Альке в лицо!» - это предложение о том, как мальчишка превращается в солдата.

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 13.3.
Сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила характера?»


Что значит выражение сильный характер? На мой взгляд, сильный характер – это понятие, которое связано с внутренним состоянием человека, способного преодолевать свои слабости, чувствовать ответственность, быть защитником и воином.
Именно об этом пишет в своём произведении Радий Петрович Погодин. Вначале его герой не отличался силой духа, был рад покинуть поле боя после лёгкого ранения. Но пример товарища, раненного куда серьёзнее, но пытавшегося ползти в сторону врага, заставил Альку устыдиться своего малодушия и вернуться в строй. Мальчишка превращается в солдата, чувствующего свою ответственность за спасение друга и осознавшего, что не может спокойно лежать в лазарете, когда нужно защищать Родину. Так на наших глазах рождается сильный характер.
И сегодня есть люди, проявляющие силу характера, думающие не о себе, а о своих товарищах, о своей семье, о Родине. Они готовы жертвовать собой, чтобы выполнить долг. Вот один из примеров. В 2016 году в Сирии погиб старший лейтенант Александр Прохоренко. Он корректировал огонь российской авиации в тылу противника в Пальмире. Боевики окружили его и пытались взять в плен, но русский солдат принял бой, а потом попросил командование нанести авиаудар по своим координатам. Сильный характер нашего солдата восхитил даже западные СМИ, которые назвали его «Русский Рэмбо».
Как мы видим, сила характера проявляется в способности к самопожертвованию и готовности к подвигу.
 

ВАРИАНТ 4
Задания 10-13
По тексту В. Крапивина


*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Для получения аттестата участники сдают экзамены.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Санкт-Петербург    © 2013-2024       
Яндекс.Метрика