Задания 10–13 ОГЭ 2024 по тексту В. Крапивина. Вариант 4. Русский язык. Часть 2
Русский язык для школьников
 
 
 
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(варианты задания 1 и 2. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля и его пересказ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
ОГЭ. Части 2 и 3
Задания 10-13
Вариант 4
 
     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 2. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
(Из инструкции к демоверсии.)
 
Задания 10-13
По тексту В. Крапивина
Из книги "36 типовых вариантов по русскому языку в формате ОГЭ"

Прочитайте текст и выполните задания 10-13
(см. ответы и комментарии к ним ниже)
(1) – Пусти! – крикнул Валерка и бросился назад, в лес. (2) Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.
(3) – Тихий мальчик, спокойный, послушный, – ехидно сказал я, повторяя слова наших знакомых, которые навязали мне и моему другу Виталию такого попутчика.
(4) Впрочем, до последнего момента Валерка был и на самом деле очень спокойным для своих одиннадцати лет попутчиком. (5) До тех пор, пока не обнаружил, что потерял планшет.
(6) Со старой сумкой-планшетом Валерка не расставался ни разу за время плавания. (7) Он таскал его на длинном ремне, а ночью, укладываясь на постель из наших пальто, совал его под голову. (8) Спал Валерка на полу и был в нашей каюте "зайцем", потому что родственники, у которых он гостил в Самарове, купили ему палубный билет четвертого класса.
(9) Мы плыли из Самарова в Тюмень. (10) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по извилистому и обмелевшему фарватеру Туры. (11) Но на Иртыше, несмотря на конец июля, все еще держался разлив.
(12) Однажды ночью "Менделеев" неожиданно остановился. (13) Мы с Виталием вышли на верхнюю, открытую палубу. (14) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. (15) Неожиданно рядом оказался Валерка. (16) Он даже не оделся, выскочил на палубу в трусах и майке, только сунул ноги в тапочки. (17) Однако в руках держал неизменный планшет.
(18) – Зачем ты его таскаешь с собой?
(19) Валерка ответил неохотно:
(20) – Так... Карта там.
(21) – Ну и что?
(22) – Я отмечаю... путешествия.
(23) – И много ты путешествовал? – усмехнулся я.
(24) Валерка смутился. (25) Ответил, вздохнув:
(26) – Немного… (27) Я не только те отмечаю, в которых бывал, а еще те, в которых хочу… (28) Ну, потом когда-нибудь.
(29) Тем временем пароход с трудом приткнулся к невысокому лесистому берегу: поломка колеса.
(30) – Не меньше часа простоим, – сказал матрос.
(31) – Значит, два, – заключил Виталий и предложил прогуляться по лесу. (32) Ему иногда приходили в голову бредовые идеи.
(33) На берегу смутно белели березовые стволы. (34) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды. (35) Мы пошли. (36)
Ничего интересного не было в этой прогулке. (37) Только нашли поляну, где слабо светились венчики густо растущих ромашек. (38) Они отражали те крохи света, которые звезды посылали земле.
(39) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. (40) Он нес его в руках, чтобы сумка не била по ногам и не цеплялась за ветки. (41) Споткнулся, выпустил планшет.
(42) – Я думал, вы его подняли, – сказал он.
(43) – Вот растяпа! – изумился Виталий.
(44) – Надо найти, – почти со слезами сказал Валерка.
(45) – Не валяй дурака! Пароход уйдет.
(46) – Пусть уйдет пароход! (47) А я пойду! – крикнул он.
(48) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.
(49) Валерку мы догнали минут через семь. (50) Он ждал нас, прижимая к груди планшет. (51) Нашел он его случайно, запнувшись за ремешок.
(52) В каюте мы извели, наверное, полчетвертинки спирта, смазывая Валеркины ссадины. (53) Потом он сразу уснул.
(54) Случилось так, что мы с Виталием заспорили о месте, где произошла остановка. (55) В конце концов решили обратиться к карте. (56) У нас ее не было, но на столе лежал Валеркин планшет. (57) Будить парня не хотелось, и мы вытащили карту без разрешения.
(58) – Черт возьми! – сказал я. (59) Вместо ожидаемой карты области перед нами развернулась карта мира, исчерченная во всех направлениях синими пунктирами. (60) Это были будущие Валеркины маршруты. (61) Они пересекали континенты и океаны. (62) И тогда понятным стал недавний Валеркин маршрут, самый короткий, но не самый простой – через ночной лес, за потерянным планшетом.
(63) – Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. (64) – Каждый бережет свою мечту… (65) Как ты думаешь, он боялся в лесу?
(66) Мы оба посмотрели на нашего спутника. (67) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. (68) Иногда у него беспокойно вздрагивали брови.
В. Крапивин*
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – советский и российский детский писатель.

10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Валерка был непослушным мальчишкой пятнадцати лет.
2) Валерка всюду носил с собой сумку-планшет.
3) Пароход причалил к берегу, чтобы пассажиры могли полюбоваться природой.
4) Валерка отмечал на карте путешествия, в которых ему удалось побывать.
5) Попутчики нашли в Валеркиной сумке-планшете карту мира, исчерченную синими пунктирами.

11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.
2) Они отражали те крохи света, которые звёзды посылали земле.
3) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.
4) В чёрной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звёзды.
5) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.

12. Лексический анализ.
Найдите в предложениях 8-16 слово, употреблённое в значении «часть водного пространства, достаточно глубокая и безопасная для прохода судов». Выпишите это слово.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб:
«Если пропустить наречия, смысл текста не будет искажён, но исчезнут полутона, которые придают речи особое художественное значение».

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 60 текста:
«Каждый бережёт свою мечту...».

13.3. Как Вы понимаете значение слова МЕЧТА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку мечта?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.



ОТВЕТЫ:
10 – 25
11 – 34
12 – фарватер или фарватеру.

КОММЕНТАРИИ
к заданиям 11-12

11. Эпитет
– это образное определение, обычно выраженное прилагательным.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором прилагательное указывает на необычный признак, то есть употребляется не в прямом, а в переносном значении.
3) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. – В этом предложении необычным является прилагательное «ртутный».
В прямом значении «ртутный» – соотносящийся с ртутью, связанный с ним (ртутный градусник), в переносном – серебристо-белый, цвета ртути (ртутный свет луны).
4) В чёрной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звёзды. – В этом предложении необычным является прилагательное «страшный».
В прямом значении «страшный» – вызывающий чувство страха (страшный сон), в переносном – очень сильный или очень большой (страшная хохотунья).

12.
В выделенном фрагменте только одно слово удовлетворяет значению «часть водного пространства, достаточно глубокая и безопасная для прохода судов» - фарватеру.
 

ВАРИАНТ 5
Задания 10-13
По тексту В. Железникова


*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Для получения аттестата участники сдают экзамены.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Санкт-Петербург    © 2013-2024       
Яндекс.Метрика