8 класс. Контрольные работы, диктанты, сочинения и изложения по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской
Русский язык
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Cистема контрольных работ, диктантов, сочинений и изложений
по русскому языку для 8 класса
(к учебнику Т.А.Ладыженской)
 
Уроки 6-7. Изложение с грамматическим заданием
по тексту А. Аверченко (упр. 26)

I. Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Разделите текст на части и озаглавьте их.

3. Напишите изложение от 3-го лица, кратко, в двух предложениях, передав содержание первой части текста до слов «Проза жизни тяготила меня», и более подробно после этих слов.

II. Письменное изложение.


Урок 9. Контрольный диктант

Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем.4 Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.4

Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.

Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла. (По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1. Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).

2. Разберите по составу слова:
выкопанную, поставили, заморозок (I вариант); порозовел, лимонный, никаких (II вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор отмеченного предложения (I, II варианты).


Урок 20. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102)

Сочинению «Чудный собор» предшествует подготовительная работа, которая носит рассредоточенный характер. Следует предупредить учащихся о предстоящем сочинении за неделю и предложить отвести в тетради страничку «Заготовки к сочинению». Сюда записываются материалы наблюдений.

Для описания собора может потребоваться специальная лексика, например: фасад, горизонтальное и вертикальное членение собора, которые создают профиль здания, делают его выразительным. Своеобразие зданию придают различные украшения. Важно заметить, как здание связано с окружающей местностью, вписывается в неё.

Но главное — прежде всего определить замысел своего сочинения. Учащиеся должны использовать материалы текста упр. 101.

• Составляется словарь «К описанию собора».

Привлекаются слова, данные в рамке на с. 61: сияет, горит, краснеет, алеет, золотится, белеет.

Опыт показывает, что эффективность подготовительной работы повышается, если ученикам предлагается предварительно устно описать собор. В этом случае можно предложить для обдумывания такие вопросы:

1. Для кого предназначено твоё описание?

2. Что главное ты хочешь сказать, описывая собор?

3. Как связано здание собора с окружающей местностью?

4. Где расположен собор?

5. Каковы особенности вертикального и горизонтального членения здания?

6. Есть ли на соборе украшения?

Учитель обратит внимание восьмиклассников на особенности сооружения, которые они не заметили, и, конечно, на соответствие содержания и речевого оформления высказывания его замыслу.

• К этому сочинению готовятся тексты упражнений 76, 88 и 89.

Можно использовать вопросы, данные в упр. 89.

— Представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах.

— Какой из них вы отдадите предпочтение? А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении?

Описание собора потребует использования оценочных слов, поэтому важно обратить внимание на рамку со словами на с. 54
(великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный) и дополнить её другими словами этого же ряда (чудный, изумительный, необыкновенный, превосходный, прекрасный и т. д.).

Учащиеся могут описать впечатления от собора в разное время года и суток.


Урок 24. Контрольный диктант по теме
«Главные члены предложения»

СКАЗОЧНЫЕ ОБЛАКА

Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака — живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.

Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.

«Такие облака — это сказка», — говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.

«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» — спрашивал удивлённый чудом мальчик.

Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака, словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками — это понимать мечту.

А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.

Грамматическое задание.

1. Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце — I вариант; во втором абзаце — II вариант.

2. Объясните постановку тире между главными членами предложения, графически обозначьте повышение тона и паузу.




Урок 32. Контрольный диктант
БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ

Здесь земля чудесно украсила себя зелёными холмами, долинами, реками, лиственными рощами.

Глаз не устаёт любоваться, и сердце радостно наполняется чувством восторга у человека, поднявшегося на высокий курган у села Бородино.

Отсюда открывается взору живописная окрестность Бородинского поля, и живой язык природы много говорит русскому сердцу. Но не только поэтическая красота здешних холмов, долин, рощ волнует нас.

Бородино — поле русской славы, священное место нашей Родины.

Над полем сейчас стоит невозмутимая тишина, но здесь дважды прогремела история. Стоит на минуту закрыть глаза, и ты увидишь зрелище боя, услышишь стоны земли, содрогающейся от артиллерийских снарядов.

В Бородинском сражении наполеоновской армии была нанесена смертельная рана, от которой она уже не смогла оправиться.

В 1941 году Бородинское поле было очищено от гитлеровских захватчиков советскими воинами-героями.

Грамматическое задание.

1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным именным сказуемым (по два на каждый вид).

2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения, обозначьте части речи (по выбору учащихся).

3. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-два на каждый вид).


Урок 43. Контрольный диктант
Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго2. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударяет хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться2 зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой. (По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1. Найдите в тексте 2—3 односоставных предложения(в том числе и те, которые являются частями сложного), обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений.

2. Разберите по составу отмеченные слова.


Уроки 47-48. Изложение по тексту упр. 242
I. Проверка домашнего задания (упр. 238, 239).

В тексте упр. 238 о двух близнецах проводится мысль, что при всей их похожести они различаются характерами.

Эта мысль выражена в самом начале текста. Далее говорится в сравнительном плане об их отношении к учёбе, затем о внешнем сходстве обеих сестёр, которые только иногда одевались в платья разных цветов.

В упр. 239 учащиеся читают характеристики Лиз и Джесси по плану:

1) внешность;
2) особенности их характеров.

Восьмиклассники рецензируют характеристики.

II. В упр. 242 учитель предлагает ответить на вопросы:

1) Можно ли назвать этот текст сравнительной характеристикой?

2) Чем отличаются двоюродные сёстры?

Далее учитель просит пересказать текст в жанре сравнительной характеристики.

Исходный текст построен так, что обе его героини сравниваются по одним и тем же основаниям: любимые занятия, выполнение домашних заданий.

Этот же текст можно изложить в форме последовательного сравнения, написав вначале, например, всё о Нате, а затем в плане противопоставления — о Лёле, используя данное в учебнике начало сравнительной характеристики.

III. Восьмиклассники пишут изложение, сравнивая Лёлю и Наташу.


Урок 57. Контрольный диктант
I вариант

На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.

В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков*. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея**. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.

Первый зал музея посвящён тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)
(Н. Михайлова)

Грамматическое задание.

1. Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте звёздочкой: I вариант (*), II вариант (**).

2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).

II вариант

Случалось ли вам видеть, как растёт берёзка?

Качается под окном тонкий прутик, шелестит резными клейкими листочками, к солнышку тянется, на ветру подпрыгивает, до старших норовит дотянуться. Обжигают его горячие солнечные лучи. Шелушится слабенькая, тоненькая кожица. Топольки-ровесники уж поднялись, окрепли, до телефонных проводов вот-вот дотянутся. А прутик резвится, подпрыгивает да шелестит листочками.

Идут годы. Падают дожди, греет солнце, зимы сменяются вёснами. А глаз ваш замечать не хочет, что прутик вытянулся, окреп. Появились у подростка свои повадки, своя стать. Он к вам и в окошко заглядывает, и в грозу мокрыми листьями по стеклу, зазвеневшему ночью, хлестнёт. Не видите вы, не замечаете ничего: ни стройности, ни красоты, ни гордости деревца.

Но вот в тихое, ясное утро выходите вы на крыльцо и смотрите изумлённо. А где же прутик-то? Стоит на его месте молодая берёзка и будто сияние излучает. (135 слов)
(Н. Почивалин)

Грамматическое задание.

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения, начертите схему.

2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).


Урок 61. Урок-зачёт по теме
«Обособление определения»
Организация и проведение зачёта.

Учитель объявляет тему урока и знакомит учащихся с его целями:
проверить знание теоретического материала по теме; сформировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями; развить умение использовать обособленные определения в связной речи.

Исходя из целей урока, намечаются 3 этапа работы.

1-й этап.


Проверяется знание теоретического материала, проводится фронтальный опрос.

— С какими правилами по теме «Обособление определения» мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их, дайте определение.

К доске вызываются три ученика. Двое расставляют недостающие знаки в записанных на доске текстах.

1) Вокруг всего пруда шёл старинный сад. Среди лип тянувшихся аллеями мелькали старые сосны с бледно-жёлтыми стволами и великолепные ясени высоко поднимавшие там и сям свои одинокие верхушки. Густая зелень разросшихся сиреней и акаций подступала вплоть до самых домиков. Извилистые дорожки выложенные кирпичом бежали от них в глубину сада. (И. Тургенев)

2) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наложенные чёрным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами валялись кисти. Мальчишки и девочки в испачканных виноградным соком рубашонках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвязанные до глаз платками мамуки вели быков запряжённых в высоко наложённые виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. (Л. Толстой)

Третий должен составить связный рассказ в научном стиле речи об обособленных определениях.

Одновременно класс получает задание его оценить. За полный, аргументированный анализ одному из отвечающих выставляется оценка.

Затем к доске вызывается ученик, который должен не только проверить правильность выполнения заданий, но и дать теоретическое обоснование постановки знаков препинания в предложениях. Кроме этого, он указывает на случаи обособления определений, которые не представлены в данных примерах, и рассказывает о них.

Вызванный к доске ученик проверяет правильность постановки знаков препинания, затем делает синтаксический разбор предложения с обособленным определением (по выбору учащихся).

Учитель оценивает усвоение теоретического материала.

2-й этап.

Он предназначен для проверки применения теоретических знаний на практике. Ученикам выдаются листы с предложениями, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

Даётся следующее задание: выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены:

I вариант — правильно;
II вариант — неправильно.

Из десяти данных предложений на каждый вариант приходится по пять верных, соответственно за пять правильно отмеченных ответов ставится оценка 5, за четыре — 4 и т. д.

1) Отставшие, льдины стукались о борт парохода.
2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.
3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.
4) Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
5) Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.
6) Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.
7) Оглушённый тяжким гулом Тёркин никнет головой.
8) Изумлённый, он не сразу нашёл подходящий ответ.
9) На лестнице показался парень заспанный и опухший в красной рубашке выпущенной из-под жилета.
10) Мать, помолодевшая, похорошевшая, хлопотала на террасе.

После выполнения этого задания учащиеся получают следующее:
списать данный в карточке текст (он напечатан в количестве, соответствующем числу учащихся в классе), расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания и буквы. Задание даётся по вариантам.

I вариант

В первые дни пр..бывания Петьки на даче б..гатство и сила новых вп..чатлений лившихся на него (с)верху и (с)низу смяли его маленькую и ро..кую душ..нку. В противоположность д..карям м..нувших веков терявш..мся при переходе из пустыней в город этот совреме(н, нн)ый д..карь выхваче(н, нн)ый из каме(н, нн)ых объятий городских громад чувствовал себя слабым и бе(з, с)помощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым чувствующ..м и имеющ..м волю. Он боялся леса покойно шумевш..го над его головой тёмного задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. (Л. Андреев)

II вариант

Осе(н, нн)ей ночью светлой и тихой я возвращался с охоты по песча(н, нн)ым просёлкам и заш..л заноч..вать на хутор одиноко стоявший позади скоше(н, нн)ого ржа(н, нн)ого поля. Здесь постоя(н, нн)о жил только старый сторож, а хозяин бывал лишь изредк(а, о).

Хутор имел пусты(н, нн)ый вид, а само жильё — всего-навсего бревенчатый флигель да изба(сторожка). Ни души вокруг. Даже собака (не)залаяла, когда я постучал в окошко. Стучал долго, однако н..кто не выходил. Потом на пороге появился мужич..к (не)высокий в рва(н, нн)ом овчи(н, нн)ом полушубке в старой холсти(н, нн)ой рубахе. Он долго не понимал, что мне надо. Потом пр..гласил меня в дом.

Из прихожей я прош..л в просторную спальню. Здесь были только дощатые полы давным(давно) (не)окрашенные стены да деревя(н, нн)ая кр..вать.

Удивительно яркий месяц светил в окна и оз..рял кровать казавшуюся от этого золоче(н, нн)ой. Всё было прекрасным в этом необыкнове(н, нн)ом лу(н, нн)ом сиянии. (И. Бунин)

3-й этап.

На этом этапе работы проверяется умение учащихся пользоваться обособленными определениями в речи.

• Укажите ошибки, исправьте предложения.

I вариант

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.
2) Проявленная инициатива ребятами помогла отстающим.
3) Собрание, состоявшееся на прошлой неделе, приняло важное решение.
4) Рабочие осматривают станок, который они быстро от ремонтировали и приготовленный к отправке.

II вариант

1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
2) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе во время похода.
3) Товарищ, который указал на этот пример и оказавшийся знатоком темы, привёл убедительные доводы.
4) Старому миру противостанут новые люди, попытающиеся порвать с прошлым.

Домашнее задание: упр. 300.


Уроки 62-63. Рассуждение на дискуссионную тему (§ 49)
Рекомендации учителю:
обратить внимание восьмиклассников на то, как может быть построено сочинение, какие аргументы, факты могут быть задействованы в нём, какие разные положения могут доказываться, как по-разному можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения. В задания (упр. 302 и 304) включены подсказывающие вопросы, даются тексты (упр. 301, 303), которые должны натолкнуть ученика на размышления, вызвать определённый эмоциональный настрой.

На первом уроке школьники анализируют тексты упр. 301, 303, отвечают на вопросы к упражнениям.

Учащиеся делают вывод: в упр. 301 Ю. Яковлев говорит о чувстве сыновней любви к земле; в упр. 303 А. Фефелов рассказывает о семантике слова Родина.

Упр. 305 и 306 подготовят учащихся к речевому оформлению сочинения.

На втором уроке восьмиклассники пишут сочинение-рассуждение по упр. 302 и 304 (по выбору учащихся).


Урок 66. Урок-зачёт по теме
«Обособленные приложения»
Организация и проведение зачёта.

По усмотрению учителя задания могут быть дифференцированными. Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сдаётся сразу. Проверяет работу консультационная группа.

I. Зачётные задания.

1. Перечислите условия обособления приложений (I вариант).

2. Объясните использование тире для выделения приложения (II вариант).

3. Проверочная диагностирующая работа.

— Запишите текст под диктовку. Подчеркните обособленные приложения, выделите определяемые слова |___|.

Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым. Только что они побывали на развалинах Помпеи. Вид улиц мёртвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью — всё это поразило воображение художника. И он рассказал о замысле будущей картины, возникшем под впечатлением увиденного. Демидов, младший в знаменитом и неслыханно богатом роду уральских горнозаводчиков, всегда отличавшихся размахом и широтой натуры, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.

Огромное, содержащее свыше тридцати человеческих фигур полотно было написано как бы единым дыханием. Выставленная в Риме картина сразу же покорила всех. (Л. Волынский)

4. Конструирование.

Из двух предложений составьте одно с обособленным приложением, поставив его до и после определяемого слова. Объясните пунктуацию.

1) Офицер был решительный человек. Он никогда не отменял свои приказы.
2) Петров был опытный шофёр. Он разбирался в машинах различных марок.
3) Иванов был лучшим студентом в университете. Он охотно помогал однокурсникам.

II. Домашнее задание творческого характера:
письменно охарактеризовать действующих лиц комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», обозначить обособленные приложения.


Урок 69. Урок-зачёт по теме
«Обособленные обстоятельства»
Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сдаётся сразу же. Проверяет работу консультационная группа.

I. Зачётные задания.

1. Определите, чем могут быть выражены обособленные обстоятельства. Запишите примеры на каждый случай.

2. Проверочная диагностирующая работа.

Запишите текст под диктовку. По ходу записи подчеркните обособленные обстоятельства.

Давыдов долго бежал, держась за грядушку саней, пытаясь согреть ноги, потом вскочил в сани и, притаившись, задремал. Повизгивали подреза полозьев, позванивал валёк у правой дышловой. Иногда Давыдов из-под запушённых инеем век видел, как фиолетовыми зарницами вспыхивали на солнце крылья стремительно поднимавшихся с дороги грачей, и снова сладкая дрёма смежала ему глаза.

Он проснулся от холода, взявшего в тиски сердце, и, открыв глаза, сквозь блещущие радужным разноцветьем слезинки увидел холодное солнце, величественный простор безмолвной степи, свинцово-серое небо у кромки горизонта и на белой шапке кургана невдалеке — рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису. Лиса мышковала. Она становилась вдыбки, извиваясь, прыгала вверх и, припадая на передние лапы, рыла ими, окутываясь сияющей серебряной пылью, а хвост её, мягко и плавно скользнув, ложился на снег красным языком пламени. (М. Шолохов)

3. Объясните смысл данных словосочетаний и составьте с ними предложения.

Сидеть сложа руки,
слушать затаив дыхание,
трудиться засучив рукава,
сказать положа руку на сердце,
бежать сломя голову.

4. Деепричастный оборот, данный в скобках, поставьте перед сказуемым или после него; объясните правильность выбора места для деепричастного оборота.

1) Он задумался. (Глядя на синие зубцы Кавказских гор.)
2) Путешественники всё же упорно шли вперёд. (Сильно устав.)
3) Солнце золотит его. (Спрятавшись за узкое сизое облако.)

II. Домашнее задание: упр. 319.


Урок 72. Урок-зачёт по теме
«Обособленные уточняющие члены предложения»
Организация и проведение зачёта.

Учитель знакомит учащихся с задачами:

1) проверить знания теоретического материала по теме;
2) сформировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными уточняющими членами;
3) уметь использовать обособленные уточняющие члены в заданной речевой ситуации.

1-й этап. Проверяется знание теоретического материала, проводится фронтальный опрос.

— В каких случаях уточняющие члены обособляются? Приведите примеры.

— При помощи каких специальных союзов могут присоединяться уточняющие члены к уточняемым?

— С какими предлогами употребляются в предложениях уточняющие дополнения?

2-й этап. Проверяется применение теоретических знаний на практике.

З а д а н и е:
спишите текст (он напечатан по вариантам в количестве, соответствующем числу учащихся в классе), расставьте и графически объясните знаки препинания и буквы.

I вариант

Здесь (на)верху всегда дул холодный ветер ст..кавший с ледника на р..внину. Лес в этом месте отступал от скальной стены дальше чем всюду. Видно, никакая жизнь не могла долго переносить дыхание проп..сти. Ущелье напоминало каме(н, нн)ую реку. Казалось, какая(то) сила бушевавшая здесь в стародавние врем..на вылила наружу россыпи чугунно(серых) скал.

Сторона скалы обращённая к горам была покрыта слоем ж..лтого налёта. Трава то(же) не хотела здесь р..сти.

Бе(з, с)порядочно нагромождённые валуны несколько отступали от края проп..сти может, были кем(то) нарочно сброшены (в)низ. Они обр..зовали (не)большую площадку. Её дальний край обрывался в бездну. (От)туда неторопливо клубясь выползал желтоватый туман.

(В)низу под мостом зияла немереная глубина. Никто, наверное, по своей воле не спускался туда и уж никто, конечно, не смог бы подняться обратно. (М. Семёнова)

II вариант

Н..где в Подмосковье вы не увидите такого изобилия густых трав полевых цветов как под Звенигородом. Здесь в деревне Дунино провёл свои последние семь лет жизни Михаил Пришвин писатель и путешественник.

Его дом утопающий в зелени стоит на пр..горке. С круглой те(р, рр)асы открыва..тся широкая панорама реки заречные дали тихие и ласковые. Сюда в дом приобретё(н, нн)ый писателем утомлё(н, нн)ым скитаниями врывались освежающ..й грозой воспоминания об увлекательных путешествиях. О них он рассказ..вал ребятишкам часто приходивш..м к нему. В саду рассаживались на ск..мейке сдела(н, нн)ой, как и стоящий здесь стол, самим Пришвиным. Ребята, конечно, просили рассказать о пр..ключениях. Присев к ним и глядя на шумящие верхушки деревьев писатель вспоминал (не)выдуманные истории о своей жизни удивлявш..й всех. (В. Осокин)

3-й этап. Проверяется умение учащихся пользоваться обособленными уточняющими членами предложения в заданной речевой ситуации.

— В данных предложениях распространите обстоятельства места и времени.

1) На опушке леса мы нашли большой белый гриб.
2) Странник вышел к деревне.
3) Вдали виднелись берёзы и заросли сирени.

— Составьте и запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1) Степь или пустыня, степь, или безлесая равнина.
2) Пинг-понг или волейбол, пинг-понг, или настольный теннис.

Домашнее задание: выполнить упр. 328; рассказать о словах ассортимент, металл.


Урок 76. Контрольный диктант
СОСЕДИ

Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.

Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в своё поместье; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостаивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. (139 слов)
(А. Пушкин)

Грамматическое задание.

1. В тексте диктанта графически обозначить обособленные члены предложения.

2. Сделать синтаксический разбор предложения с обособленными членами (по выбору учащихся).


Урок 88. Контрольный диктант
Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?

Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.

При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.

Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.

Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. (149 слов)
(В. Кудашева)

Грамматическое задание.

1. Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и сделать письменный синтаксический разбор (по выбору учащихся).

2. Указать в тексте диктанта значения вводных слов.


Урок 95. Контрольный диктант по теме
«Чужая речь»
Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звёздами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! — чуть не плача от обиды закричал Петя. — Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)
(В. Катаев)

Грамматическое задание.

1. Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2. Начертить схемы предложений с прямой речью.


Уроки 98-99. Изложение по тексту упр. 443
I. B начале урока учитель напоминает учащимся, как писать подробное изложение, восьмиклассники читают памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 258.

Рекомендации учителю:
обратите внимание учащихся на то, что
необходимо осознать содержание исходного текста (отрывка из очерка В. М. Пескова «Ростов Великий»),
запомнить основные факты, их последовательность,
уяснить основную мысль, отделяя главное от второстепенного,
установить своё отношение к написанному,
вспомнить особенности текста публицистического стиля.

II. Работа на первом уроке. Чтение текста учителем.

1. Беседа с учащимися.


— Что вы знаете о публицисте В. М. Пескове?

— Какие его очерки вам известны?

— Определите стиль и тип текста.

— Выделите в тексте три абзаца и составьте план текста.

— Сформулируйте основную мысль очерка.

2. Учащиеся по плану готовят устный пересказ текста.

3. Учащиеся пересказывают текст, класс рецензирует ответы.

4. Работа по анализу содержания и языковых особенностей очерка.

— Докажите, что это текст публицистического стиля.

— Какие слова и выражения показались вам непонятными или неожиданными? С какой целью, по-вашему, они используются В. М. Песковым?

— Какими словами или словосочетаниями начинается каждая часть? Какими лексическими и синтаксическими средствами соединены части текста?

— Как осуществляется переход от одной части текста к другой?

— Каким образом связываются предложения внутри частей?

5. Записывается на доске:
Ростов Великий, озеро Неро, Ростовский кремль, град Китеж, остров Буян, Московский Кремль.

6. Пунктуационная работа.

Учащиеся читают текст с расставленными знаками препинания.

7. Речевая разминка.

Учащиеся высказывают своё мнение, много ли подобных архитектурных ансамблей в России, есть ли они в их местности.

Далее устно описывают архитектурный ансамбль, предварительно составив опорный конспект для ответа.

На втором уроке
восьмиклассники пишут подробное изложение с элементами сочинения по упр. 442.


Урок 102. Итоговый контрольный диктант
I вариант
НА ТЁПЛОЙ ЗЕМЛЕ


Бывалого охотника, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Всё чисто, радостно и привольно в этом ослепительном, преображённом мире! И, как в далёкие дни детства, над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-каюк.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотистыми летними облаками, застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с тёплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира... (132 слова)
(И. Соколов-Микитов)

II вариант
СКВОЗЬ ГРОЗОВОЙ ФРОНТ


В салоне внезапно потемнело, точно самолёт окунулся в сумерки. Его стало в каком-то напряжении кидать в разные стороны. Казалось, фюзеляж старались там, снаружи, скрутить, искорёжить, и весь самолёт подрагивал, бился в малярийном ознобе.

В иллюминаторе было видно, как тёмные клочковатые обрывки туч налетали на овальное ребро крыла, соскальзывали, клубясь и завихряясь. Вибрируя, крыло раскачивалось, ходило ходуном. Отблески молний, будто отдалённые спичечные вспышки, слабо пробивались сквозь мрачную пелену.

Из пилотской кабины, откинув плотную штору, вышел бортмеханик, мужчина лет сорока, и спокойно сказал: «Товарищи, пробиваем грозовой фронт. Просим застегнуть привязные ремни».

Самолёт круто бросило вниз, оттуда вновь, будто наткнувшись на преграду, он устремился вверх, соскальзывая на крыло, освещённое молниями.

Короткие и ослепительные, они словно старались испепелить самолёт — эту песчинку в безмерном пространстве. Очевидно, лётчики совершили манёвр. Пройдя пик грозового фронта, лайнер уверенно, без тряски стал снижаться. (133 слова)
(Н. Горбачёв)

Источник: Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2014.






 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Cистема упражнений по орфографии
 
 
Литература для школьников
Яндекс.Метрика