Анализ "Слова о полку Игореве" (в таблицах)
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 

Список произведений,
необходимых при подготовке
к   ОГЭ-9  по литературе

 
 
 
 
 
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Слово о полку Игореве"
в таблицах
[1]
 
«Слово о полку Игореве» (1185)
Полное название – «Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова»
 

История публикования и изучения

В начале 1790-х гг. коллекционер древнерусских памятников А. И. Мусин-Пушкин приобрел у Иолия Быковского, архимандрита Спасо-Ярославского монастыря, рукописную книгу под названием «Хронограф», в конце которой находился текст «Слова»
Первые сообщения о «Слове о полку Игореве» были сделаны М. М. Херасковым и Н. М. Карамзиным в 1797 г.
С рукописи «Слова» были сняты копии, одна из которых, принадлежавшая Екатерине II, дошла до нас
В 1800 г. Мусин-Пушкин в сотрудничестве с другими учеными (в частности, с Н. М. Карамзиным) издает «Слово о полку Игореве»
В 1812 г., во время пожара в Москве, сборник, включающий текст «Слова», а также большая часть экземпляров первого издания сгорели
Гибель рукописи «Слова» затруднила его изучение, издателями были допущены неточности в передаче текста «Слова»
Некоторые исследователи усомнились в аутентичности «Слова», приняв его за более поздний текст. Такая точка зрения существует до сих пор, несмотря на доказательства подлинности «Слова»




Время написания
Это не повествование об историческом прошлом, это отклик на недавние события
«Слово» было написано вскоре после похода князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев в 1185 г.
Автор «Слова» обращается к современникам, которым описываемые события были хорошо известны, в тексте множество напоминаний и намеков на еще живые в памяти события
В 1196 г. умер "буй тур" Всеволод
Важные исторические события после 1196 г. не упоминаются в тексте "Слова"
В 1198 г. Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове
"Слово" заканчивается славой князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, сыну князя Игоря, который вернулся из плена только в 1187 г.
Таким образом, "Слово" не могло быть написано ранее 1187 г.
В 1187 г. умер князь Ярослав Галицкий, к которому автор слова обращается как к живому, призывая "стрелять" в Кончака "за землю русскую, за раны Игоревы"
В связи с этим делается предположение, что "Слово" было написано именно в 1187 г. Однако однозначно это утверждать нельзя, так как автор "Слова" обращается и к другим князьям, умершим ко времени похода Игоря
"Слово о полку Игореве" было написано между 1187 и 1196 гг., предположительно в 1187 г.
 

Сюжет и композиция

Вступление
Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна
Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню»
Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»)
Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону»
 
Поход Игоря
Встреча с братом Буй Туром Всеволодом
Описание встречи, сборов в поход дано в радостных тонах: братья полны решимости победить половцев
Знамения
Грозные предзнаменования (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива) контрастируют с настроением воинов и предвещают трагический исход похода. Нежелание Игоря считаться с этими знаками говорит о его честолюбии и самоуверенности, за что впоследствии он поплатится
Победа войска Игоря в первом сражении
Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...»)
Вторая битва, в которой Игорь терпит поражение
Описание боя прерывается авторским отступлением - воспоминанием о временах Олега Святославовича. Этот исторический экскурс поднимает важнейшую тему "Слова" – тему губительных междоусобиц, из-за которых страдают все «Даждьбожи внуки». Хотя битва происходит в далекой половецкой степи, но последствия поражения Игоря скажутся на Руси: «тугою (горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря. Таким образом расширяется хронотоп повествования, события «Слова» приобретают глобальное значение. В еще одном отступлении автор противопоставляет Игорю Святослава Киевского, когда-то разгромившего половцев
 
Сон Святослава
Символы сна: черный покров, «вино, с горечью смешанное», жемчуг из пустых половецких колчанов, крик ворон
Бояре истолковывают сон: «два солнца померкоста» – Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену
 
«Золотое слово» Святослава
Святослав упрекает князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход. «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать»
По мысли Святослава, необдуманный поход северских князей принес родине великое горе
Автор «Слова», продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей с призывом вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Автор вспоминает князя Всеслава Полоцкого, который также не добился победы, несмотря на временные успехи и выдающиеся качества, так как пренебрегал помощью других князей
"Золотое слово" Святослава и обращение к князьям с призывом единения – идейный центр произведения
 
«Плач Ярославны»
Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена
«Плачем Ярославны» в поэму вводится тема личной судьбы Игоря

Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»

В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка

 
Побег Игоря из плена. Заключение
Природа помогает Игорю: беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца, дятлы указывают путь, соловьи приветствуют его песнями
Описание побега тесно связано с «плачем Ярославны», оно насыщено символами, фольклорными образами Ханы Кончак и Гзак спорят о том, как поступить с плененным сыном Игоря Владимиром: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича»
«Слово» заканчивается «славой» князьям и дружине
 
Особенности композиции
Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим
Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева – в Путивль, затем – в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев
Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла
Каждая часть «Слова» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция
Все темы в «Слове» подчинены одной общей теме родины, все чувства – любви к родине

 

Идейное содержание
Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси
Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба
Для победы над степняками необходимо единство всех князей
Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду
Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому
В "Слове" прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились "себе славы искати", с горечью порицает "княжеское непособие". Сам Святослав назван в тексте "отцом" Игоря и Всеволода
Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси
Олег Святославович, "ковавший крамолы", назван в "Слове" Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович)
Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием



Авторские определения жанра

Слово – жанр ораторской прозы, а именно "учительского", дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией:

"Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова"

Историческая повесть как жанр древнерусской литературы – текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях:

"Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!"

Песня – жанр фольклора, ритмизированный текст, исполняется под музыку:

"Начати же ся той песни по былинамъ сего времени..."

 

Вопрос об авторе
«Слово о полку Игореве» является анонимным произведением, как и многие другие произведения древнерусской литературы

Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.

Вопрос об авторе «Слова» остается открытым

 

Влияние на русскую литературу
В древнерусской литературе
Параллели в "Задонщине" – поэтическом произведении начала XV в. о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле
К "Слову" обращались переписчик "Апостола" пскович Диомид (Домид), переписчик "Повести об Акире Премудром"
В новое время
Образы и мотивы «Слова» обнаруживаются в творчестве А. Н. Радищева, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, А. Н. Островского А. А. Блока, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина и др.

«Слово» переведено на многие языки мира.

Лучшие переводы: В. А. Жуковского (положительно оценил А. С. Пушкин), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея.

В начале XX в. стихи по мотивам «Слова» создает А. А. Блок, переводит «Слово» К. Д. Бальмонт

Имя «Боян» стало нарицательным (древнерусский певец, гусляр), а выражение «растекаться мыслью по древу» – фразеологизмом
Источник: Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф. Литература в схемах и
таблицах. – М.: Эксмо, 2012. – стр. 69-76.
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика