Рим. Италия. Литературные путешествия по миру
Литературные путешествия по миру
 
ИТАЛИЯ
Генуя
Сан-Ремо
 
 

booked.net

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РИМ
ИТАЛИЯ
 

Рим
(итал. и лат. Roma [ˈroːma]) — столица и крупнейший город Италии (по населению агломерации уступает Милану и Неаполю).
Столица области Лацио и провинции Рим. Расположен на реке Тибр.
Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Ещё в античности (III век н. э.) Рим называли Вечным городом (лат. Roma Aeterna, Urbs Aeterna). Одним из первых так назвал Рим римский поэт Альбий Тибулл (I век до н. э.) в своей второй элегии.
Рим называют «городом на семи холмах».
Первоначально поселения располагались на холме Палатин, впоследствии были заселены соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних четырёх холмах (Целии, Авентине, Эсквилине и Виминале).
Поэт Иосиф Бродский в Риме бывал в общей сложности 16 раз. Первый приезд в Рим — январь 1973 года. Последний раз — в ноябре 1995 года. Рим оказался последним европейским городом в жизни поэта. Н. В. Гоголь прожил в Риме в совокупности около четырех лет. Здесь здесь он пишет значительную часть текста «Мертвых душ», завершает написание «Шинели».
Население — 2 870 500 человека (2019).
Площадь — 1287,36 км².
Тип климата — средиземноморский.

 

Река Тибр, Рим, Италия


Первые поселения на месте современного Рима появились задолго до традиционно приводимой даты основания города (753 год).

Согласно самой распространённой легенде, братья Ромул и Рем, рождённые от дочери царя Альба-Лонги, Реи Сильвии и бога Марса, выросли на берегу Тибра. Восстановив на троне Альба-Лонги законного правителя — своего деда Нумитора, Ромул и Рем вернулись к Тибру для основания колонии. Между братьями возникла ссора: Ромул убил Рема и основал укреплённое поселение на Палатине.

В I веке до н. э. было вычислено несколько дат основания Рима, наиболее известная из которых — 21 апреля 753 года до н. э.

Ромул называется первым царём Рима. Всего традиция называет семь царей. Царь Сервий Туллий традиционно называется строителем известной Сервиевой стены. Во время царской эпохи в Риме появляются первые храмы, в том числе Храм Весты и Храм Януса.

По сообщению историка Тита Ливия, Сервий Туллий во время первой переписи насчитал в Риме 80 тысяч граждан.

Долгое время город был ограничен Сервиевой стеной, которая являлась не столько физической, сколько сакральной границей города. По мере расширения Римского государства были проложены дороги, которые сперва связали Рим с колониями в Италии, а затем и с отдалёнными провинциями.

Центральной площадью Рима стала долина между Палатином и Квириналом (Форум). Отсюда расходились важнейшие улицы: via sacra, via nova и др.

Также в городе находился храм древней триады Ceres, Liber, Libera, построенный, по преданию, в 496 году до н. э.

Гай Юлий Цезарь воздвиг новое здание сената и заложил основание новой колоссальной базилике на западной стороне форума, названной его именем.

В правление императора Нерона в Риме произошёл «великий пожар». Город полностью отстраивается. Одной из мер Веспасиана было обязательное снабжение каждого дома портиком, благодаря чему улицы получали вид крытых галерей. В долине между Палатином и Эсквилином возник Колизей, вокруг него — ряд построек служебного характера.

Деятельность первых императоров блестящим образом довершает Траян; он окончательно связывает ряд императорских площадей с Марсовым полем колоссальной площадью (forum Traianum). Возведена в это время колонна Траяна. Императоры вели активное строительство грандиозных терм (общественных бань).

В конце III в. были возведены новые укрепления, известные как стена Аврелиана. В IV веке начинается строительство христианских храмов.

В 476 году Одоакр низложил последнего западно-римского императора, но скоро в свою очередь уступил место остготу Теодориху, правление которого ознаменовалось началом широкой реставраторской деятельности в городе.

В войне Византии с остготами (536—552) Рим шесть раз подвергался осаде и переходил из рук в руки.

В течение последующих двух веков (570—750) папы стали играть первенствующую роль в светских делах города при номинальном подчинении слабой Византии (равеннскому экзарху). Все большую роль в городе играет базилика святого Петра и центр города перемещается на Ватиканский холм, вокруг которого уже при Льве IV возводятся новые оборонительные сооружения.

В феврале 1798 года французские войска под командованием Бертье заняли Рим. Была провозглашена Римская республика. От папы Пия VI потребовали отречения от светской власти. Он отказался, был вывезен из Рима и умер в изгнании. 26 ноября 1798 года Рим был занят войсками неаполитанского короля Фердинанда I. В сентябре 1799 года неаполитанцы оставили Рим, а в 1800 году новый папа Пий VII прибыл в него.

20 сентября 1870 года войска Итальянского королевства заняли Рим, и он стал столицей королевства.

В 1929 году в результате Латеранских соглашений на территории Рима было образовано государство Ватикан.

Во время Второй мировой войны Рим, в отличие от многих европейских городов, избежал разрушений, подвергся немецкой оккупации в 1943-44 годах и был освобождён англо-американскими войсками 4 июня 1944 года.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Кафе Греко (Antico Caffe Greco)
Римский форум (лат. Forum Romanum)
Императорские форумы (лат. Fori imperiali)
Колонна Траяна
Колизей (лат. Colosseum), древнеримский амфитеатр
Пантеон (итал. Pantheon), древнеримский храм всех богов
Капитолийский холм (лат. Capitolium, Capitolinus mons, итал. il Campidoglio, Monte Capitolino)
Большой цирк (лат. Circus Maximus)
Аппиева дорога (лат. Via Appia)
Замок Святого Ангела (итал. Castel Sant' Angelo)
Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro)
Пьяцца Навона (итал. Piazza Navona) с Фонтаном Четырёх рек работы Джованни Лоренцо Бернини
Площадь Испании (итал. Piazza di Spagna) и Испанская лестница (итал. Scalianta di Spagna)
Фонтан Треви (итал. Fontana di Trevi)
Фонтан черепах (итал. Fontane delle Tartarughe)
Вилла Боргезе (итал. Villa Borghese)
Пьяцца-дель-Пополо (итал. Piazza del Popolo)
Уста истины (итал. Bocca della Verità)
Витториано (итал. Il Vittoriano)
Квартал всемирной выставки
Музей Пигорини
Дом-Музей Гёте
Итальянский форум
более 900 церквей
Американская Академия


Кафе Греко


Людвиг Пассини. Художники в кафе Греко в Риме. 1856

Кафе Греко (Antico Caffe Greco) – арт-кофейня, которая расположена неподалеку знаменитой Испанской лестницы в Риме.
Уютное заведение, гостями которого были Байрон, Гете, Бальзак, Стендаль, Гоголь, Ганс Христиан Андерсон, Шопенгауєр, Вагнер, Китс и многие другие люди искусства.
"Рим мне очень нравится. Жара. Весело... Сейчас сидим в кафе Греко, где бывали Байрон и Гете," – пишет И. А. Бунин во время своего путешествия по Италии.
Кафе Греко, расположенное на Виа Кандотти (Via dei Condotti 86), в торговом уголке Рима, имеет 2-х вековую историю. Вывеска над входом в заведение гласит «1760 A.D.». Свое необычное название римское кафе получило по аналогии с уже существовавшей кофе-хаусом в Милане, который содержал грек. В записках философа Пьетро Верри (Pietro Verri), кафе Греко упоминается как место, куда он с братом и друзьями-единомышленниками, наведывались для того, чтобы выпить превосходный кофе, почитать газету и пообщаться. Верри отмечает, что таких кафе, связанных некой общей идеей, бывших центром культурной и политической жизни, было достаточно много.
Карло Гольдони (Carlo Goldoni), драматург и мастер либретто, жил в Риме совсем рядом с кафе Греко. Страстный поклонник знаменитой кофейни, Гольдони изобразил это место в одном из своих произведений «Bottega del Caffe».
Облик Греко, каким оно было в 18 столетии, отлично сохранило для нас полотно 1797 г., принадлежащий кисти Марианны Диониджи (Mariana Dionigi). Художница и археолог, вращавшейся в высших кругах итальянской знати, подарила свою работу знаменитому кафе. Картину можно увидеть в стенах заведения и сегодня.
«Немецкое кафе» В 19 веке кафе Греко надолго получило прозвище «Немецкое кафе», а все благодаря тому, что в Риме стали частенько бывать жители Германии. Немецкие туристы ходили в горы, навещали Неаполь, наслаждались великолепием столицы. У них вошло в привычку собираться «около 4 часов пополудни и после заката», как писал брюссельский профессор Фридерих Хайнрих фон Хаген (Friedrich Heinrich von der Hagen).
В 1818 году будущий монарх Людвиг I Боварский (нем. Ludwig I von Bayern) и его соратники сделали кафе Греко негласной штаб-квартирой для своих встреч в Риме. Немецкий период также нашел свое отражение в отделке кофейни — 15 картин и миниатюр украшают его стены. В том числе, работы австрийского художника Джозефа Антона Коха (Joshep Anton Koch) и немца Петера Корнелиуса (Peter Cornelius).
Наиболее полное описание интерьера кофейни можно встретить в книге американского художника Джеймся Эдварда Фримана (James Edward Freeman). Прожив в Риме несколько лет, Фриман хорошо знал культурную жизнь вечного города. Кафе, в котором каждый вечер собирались выдающиеся и неординарные личности, получило целый раздел в книге художника.
Адрес: Via dei Condotti, 86
Время работы: ежедневно с 9:00 до 21:00
Как добраться:
На метро: ветка А (станция Spagna), затем пройти пешком мимо площади Испании (piazza di Spagna).
Автобусом: 117 до остановки Тринита-деи-Монти и пройти так же, как и от остановки метро.


Колонна Траяна


Колонна Траяна, Рим, Италия

Колонна Траяна – колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.
Триумф императора запечатлён в форме скульптурного декора площади, изображающего дакийцев и военные трофеи, а также в форме рельефов колонны Траяна, повествующих о завоевании Дакии.
Выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.
Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта, которая находится на колонне по сей день.
В основании колонны расположена дверь, ведущая к залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов).
Надпись на пьедестале Траяновой колонны: «Сенат и народ римский [воздвигли эту колонну] Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, Великому Понтифику, наделённому властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества, для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений».
Иосиф Бродский упоминает о колонне в "Римских элегиях": "…сами стали катуллом, статуями, траяном, августом…"


Собор Святого Петра


Собор Святого Петра
Basilica di San Pietro

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro) – самая большая церковь Европы, центр католицизма (расположен на территории государства Ватикан).
Крупнейшая историческая христианская церковь в мире.
Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима.
Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
Вместимость — около 15 тысяч человек внутри собора и 60 тысяч человек на площади.
Основатель — Юлий II.
Дата основания — 18 апреля 1506. Строительство велось в 1506—1626 годы.
Высота — 136,6 м.
Папа Римский Юлий II решил построить на месте древней базилики огромный собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви.
Внутри собора четыреста пятьдесят статуй, пятьсот колонн, пятьдесят алтарей, множество надгробий, уникальное собрание произведений искусства. По обеим сторонам главного нефа расположен ряд капелл, многие из них имеют сквозные проходы, образуя, таким образом, подобие боковых нефов.
Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров, что чуть меньше чем у куполов-предшественников.


Фонтан Треви


Фонтан Треви
Panorama of Trevi fountain

Фонтан Треви (итал. Fontana di Trevi) – самый крупный фонтан Рима, вместе с фасадом здания, являющимся частью архитектурно-скульптурной композиции, имеет высоту 25,9 м и ширину 49,8 м.
Фонтан построен в 1732—1762 годах по проекту архитектора Николо Сальви.
Он примыкает к фасаду палаццо Поли (итал. Palazzo Poli; по фамилии владельцев).
Архитектурно-скульптурная композиция позднего римского барокко с элементами неоклассицизма. Название происходит от латинского «trivium» (пересечение трёх дорог). Фонтан расположен в центральной части Рима, у западного склона Квиринальского холма.
В 1732 году по распоряжению папы Климента XII архитектор Николо Сальви создал проект, использовав фасад палаццо Поли, который он превратил в подобие древнеримской триумфальной арки. В работе участвовали скульпторы Пьетро Браччи и Филиппо делла Валле. Все работы завершили в 1762 году.
Итальянский живописец Джованни Паоло Паннини запечатлел этот фонтан на картине «Папа Бенедикт XIV посещает фонтан Треви».


Фонтан черепах


Фонтан черепах
Fontane delle Tartarughe

Фонтан черепах (итал. Fontane delle Tartarughe) – фонтан в позднеренессансном стиле, расположенный в Риме на площади Маттеи (итал. Piazza Mattei).
Создан между 1580 и 1588 годами по проекту архитектора Джакомо делла Порта скульптором Таддео Ландини.
Бронзовые черепашки, карабкающиеся на верхнюю чашу фонтана, добавлены значительно позже постройки фонтана — в 1658—1659 годах, при реконструкции фонтана, которая проводилась Бернини или Сакки.
Считается, что дельфины и черепахи символизируют античный девиз «Festina lente» (с лат. — «Поспешай медленно», любимое выражение императора Октавиана Августа. Похожую эмблему (дельфин, обвивающий якорь), иллюстрирующую это выражение, использовал знаменитый итальянский издатель Альд Мануций. Некоторые связывают фонтан с мифом о Юпитере и Ганимеде.
Сооружение фонтана финансировалось богатой римской семьёй Маттеи, дворец которой находится по соседству. По легенде великолепие только что сооружённого фонтана так поразило будущего тестя герцога Маттеи, что он тут же согласился выдать замуж свою дочь. После этого герцог решил замуровать окно дворца, из которого был такой прекрасный вид. И до сих пор одно из окон дворца замуровано. Однако в действительности нынешний дворец был построен значительно позднее сооружения фонтана.
Фонтан состоит из квадратного бассейна с шаром из африканского мрамора на постаменте в центре. Вокруг шара помещены четыре головки путти, из которых в бассейн течёт вода. На четырёх сторонах бассейна расположены мраморные раковины. Вокруг шара четыре бронзовых отдыхающих юноши закидывают одну ногу на головы бронзовых дельфинов, чтобы, придерживаясь за хвост дельфинов, дотянуться до верхней чаши с другими дельфинами. Вода льётся изо ртов дельфинов в раковины, а оттуда в нижний бассейн. Иосиф Бродский, бывая в Риме, часто останавливался в доме на пьяцца Маттеи в квартире Микелы Продан, с которой его познакомила Бенедетта Кравери (см. комментарии Бродского к "Римским элегиям"). Микелина работала в кино, и, уезжая, часто оставляла квартиру Бродскому. В 1981 году поэт написал стихотворение "Пьяцца Маттеи" ("Я пил из этого фонтана в ущелье Рима..."), благодаря которому для русских туристов теперь эта маленькая площадь с упомянутым в стихах фонтаном, именуется площадью Бродского.


Витториано

<
Витториано. Рим, Италия
Monument to King Vittorio Emanuele II in Rome, Italy

Витториано (итал. Il Vittoriano) – монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II.
Располагается на Площади Венеции в Риме, на склоне Капитолийского холма.
Проект был разработан Джузеппе Саккони в эклектичном стиле неоклассицизма с элементами второго ампира. Именно так понимали в то время возрождение "национального стиля" римской архитектуры.
Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы.
Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества».
Мраморный пьедестал конной статуи короля Виктора Эммануила II украшают статуи работы Эудженио Макканьяни — аллегории четырнадцати «благородных городов Италии» (città italiane nobili), то есть по преимуществу столиц итальянских государств, существовавших до объединения Италии. Их изображают женские фигуры в старинных одеждах, с гербовыми щитами городов.
Также в Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота.


Дом-Музей Гёте


Дом-Музей Гёте, Рим, Италия
Casa di Goethe. Via del Corso, 18

Дом-Музей Гёте (итал. Casa di Goethe) – многоэтажное здание в центральной части Рима, в котором в конце XVIII века, во время двухлетнего путешествия по Италии, останавливался Иоганн Вольфганг фон Гёте. В комнатах, где проживал известный писатель и поэт со своим другом–художником, сегодня размещается единственный, расположенный за пределами Германии, немецкий музей. Здание, построенное в XVIII веке, принадлежало одной из знатных римских семей Браччи. В те времена помещения первого этажа были заняты под коммерческую деятельность, на втором уровне находились жилые покои хозяев, а комнаты, расположенные выше, сдавались в аренду гостям города.
Здесь проживали многие выдающиеся деятели культуры и науки, знаменитые художники и скульпторы, свою популярность данный многоэтажный дом приобрёл только после того, как среди его постояльцев появился немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гёте.
Музей Гёте в Риме был открыт в 1997 году. Основная экспозиция музея рассказывает о путешествии Гёте по Италии, о его жизни и деятельности в Риме. Помимо оригинальных писем и дневников писателя, здесь можно увидеть несколько картин, написанных его другом и попутчиком Иоганном Генрихом Вильгельмом Тишбейном (тоже жил в этом доме), где Гёте предстает перед зрителем совершенно в другом облике. Представлена также репродукция картины Вильгельма Тишбейна "Гёте в Римской Кампанье", 1786 г. (см. подробнее: Гете в Риме).
Коллекция хранит некоторые зарисовки, выполненные Гёте и свидетельствующие о его любви к искусству.
В музее представлены работы и других немецких деятелей искусства, чьё творчество так или иначе было связано с Италией: картины, скульптуры, книги, черновики и открытки с автографами.
Гордостью музея считается библиотека, насчитывающая порядка 4000 изданий на немецком, английским и итальянском языках.
Среди них особое место занимают произведения Гёте и, в частности, их первые публикации. Некоторые книги посвящены жизни самого писателя, другие же — критике его произведений.
График работы музея
пн. — выходной
вт. — вс. 10:00 — 18:00
Входные билеты
5 евро — полный билет
11 евро — семейный билет
бесплатный вход — дети до 10 лет


Американская Академия в Риме


Американская Академия, Рим, Италия
American Academy in Rome. Via Angelo Masina 5.

Американская Академия в Риме – учреждение искусств, расположенное на Gianicolo (Холм Janiculum) в Риме.
Американская академия в Риме была создана в 1894 году по подобию Французской академии, которая, в свою очередь, была учреждена Людовиком XIV в 1666 году.
Основная идея состоит в том, чтобы ученые и художники могли пожить в вечном городе, вдохновляясь его великолепием, изучая архитектуру и искусство, созерцая потрясающие виды Рима.
С 1895 года академия располагается на вилле Аурелия, которая расположилась на самом любимом туристами месте — холме Яникул (Gianicolo), с которого открывается панорама города.
Идея плодотворности пребывания в таком месте созвучна с идеей Бродского о том, что человек есть то, на что он смотрит.
В 1981 году Иосиф Бродский провел несколько месяцев в Американской академии в Риме в качестве приглашенного стипендиата. Об этом времени он позже неоднократно вспоминал, как о самых счастливых днях своей жизни, назвав их «короткой дорогой в рай».
Членский билет Американской академии в Риме на имя И.А.Бродского, действительный до 30 сентября 1981, хранится в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, куда он поступил в 2015 году в дар от Марии Соццани (дочери Бродского).
В свою последнюю поездку в Венецию, в октябре 1995 года, Бродский написал проект создания Русской Академии в Риме. Он обращался к мэру Рима с просьбой посодействовать в создании, выделив здание. К сожалению, проект так и не состоялся. Мемориальный фонд Бродского, выполняя его завещание, с 2000 года отправляет русских поэтов и художников на трехмесячную стажировку в Американскую академию в Рим.

Страница из издания «Amacademy» за 1981 год
с фоторепродукцией «Поэт на кампусе, Иосиф Бродский, в действии».
Американская Академия, вилла Аурелия, Рим, Италия

Фотографу посчастливилось выхватить динамический момент игры, когда взоры игроков участников обеих команд и зрителей прикованы к траектории невидимого нами летящего мяча, находящегося где-то за пределами левого верхнего угла композиции. И только один центральный персонаж этого сюжета смотрит прямо в камеру — это Иосиф Бродский.

 
 
Джованни Паоло Паннини. Папа Бенедикт XIV посещает фонтан Треви. Около 1750 г.
Холст, масло. 104×167 см. ГМИИ, Москва.
Подпись у основания ниши слева: IP.P.Romae
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика