Венеция. Италия. Литературные путешествия по миру
Литературные путешествия
 
 
 
 
 

booked.net

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
 
 
 
 
     
 
 
ВЕНЕЦИЯ
ИТАЛИЯ
 

Вене́ция
(итал. Venezia) — город на северо-востоке Италии. Административный центр области Венеция и провинции Венеция.
Образует коммуну, разделённую на 6 самоуправляемых районов.
Покровителем города считается апостол Марк, евангелист, чьи мощи хранятся в Соборе Св. Марка, в связи с чем в город всегда приезжало много паломников-христиан со всего мира.
Расположена на материке (после объединения с городом Местре в 1926 году) и 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря. Место проведения Венецианского карнавала и Венецианского кинофестиваля.
Английский поэт Байрон жил в Венеции в 1817-1818 гг.
Поэт Иосиф Бродский посещал Венецию больше 20 лет, обычно приезжая сюда зимой, на рождественские каникулы (впервые в 1972 году).
Население — 259 939 человек (2019).
Площадь — 1415,9 км².


 

Островная часть Венеции, Италия


Во времена античности район Венеции населяли венеты (отсюда название города). Островной город с IX века.

В Средние века — центр Венецианской республики с многочисленными колониями в Средиземном море.

Рост Османской империи привёл к упадку Венеции в XVII—XVIII веках; во время Наполеоновских войн попала под власть Австрии. В 1866 году вошла в состав Италии.

Первое подтверждённое источниками избрание дожа состоялось в 727 году; всего за всю историю города было избрано 120 дожей. Последний, Людовико Манин, отрёкся от власти в 1797 году.

Исторический центр Венецианской Ривьеры расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов (в том числе Риальто и так называемый мост Вздохов, оба относятся к концу XVI века).


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Площадь Сан-Марко
Собор Сан-Марко
Колокольня Кампаниле
Собор Санта-Мария-делла-Салюте
Собор Сан-Джорджо-Маджоре
Собор Сан-Пьетро
Церковь Иль Реденторе
Галерея Академии
Музей Ка-Реццонико
Гранд-канал
Дворец дожей
Дворец Ка’д’Оро
Кафе «Флориан»
Мост Вздохов
Мост Риальто
Библиотека Марчиана
Венецианский арсенал
Набережная Дзаттере (в прошлом набережная Неисцелимых)



Площадь Сан-Марко


Венеция. Площадь святого Марка, работы Каналетто, 1730.
Площадь выглядит так же, как и в наши дни.

Площадь Святого Марка (итал. Piazza San Marco) — главная городская площадь Венеции, Италия. Cостоит из двух частей: Пьяцетты — площадки от Гранд-канала до колокольни, и непосредственно Пьяццы (площади).
Площадь образовалась в IX веке как небольшое пространство перед собором Святого Марка.
В 1177 году по случаю встречи Фридриха Барбароссы и папы Александра III она была расширена до своих нынешних размеров. На этой площади традиционно проходили основные городские празднества, включая венецианский карнавал. В конце XVII века русский путешественник П. А. Толстой записал в своём дневнике:
"На той же площади по вся дни поутру и ввечеру сходятся венецыяне, шляхта и чесные люди гуляют и о всяких делех друг з другом говорят. И розделена та площадь, которая блиско моря, на три части..."
На площади находится знаменитое кафе «Флориан». Поэт Н. А. Заболоцкий, приехав в Венецию в октябре 1957 г. в числе делегатов от Союза писателей, пишет о площади Сан-Марко в стихотворении "Венеция".


Собор Санта-Мария-делла-Салюте


Собор Санта-Мария-делла-Салюте. Венеция, Италия

Собор Санта-Мария-делла-Салюте (Chiesa di Santa Maria della Salute — Церковь во имя Святой Марии Спасительницы) — соборная церковь в Венеции на Гранд-канале в районе Дорсодуро.
Её главная архитектурная особенность заключается в том, что она имеет не базиликальный план, а представляет собой редкий для Венеции образец центрического церковного здания.
Построена в 1631—1687 гг. в память избавления города от чумы 1630—1631 годов (итал. salute — здравие, спасение, избавление).
Церковь открывает вход в Большой канал из Венецианской лагуны, и её силуэт с огромным куполом высотой 60 метров эффектно выделяется на фоне неба.
В 1631 году молодой архитектор Бальдассаре Лонгена приступил к строительству по решению Большого Совета, дожа Николо Контарини и по желанию жителей города. Строительство продолжалось более полувека и закончилось в 1681 году.
Церковь была освящена после смерти архитектора. По сохранившимся данным, для фундамента церкви было использовано более миллиона деревянных балок, из них более 100 000 было забито в дно в качестве свай.
В церкви Санта-Мария делла Салюте ежегодно служат мессу в память избавления от чумы.
21 ноября, в день, когда Католическая церковь отмечает праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы», отмечается праздник Феста делла Салюте. В этот день от Дворца дожей до храма наводят понтонный мост.


Церковь Иль Реденторе


Церковь Иль Реденторе. Венеция, Италия
Il Redentore

Церковь Иль Реденторе (итал. Il Redentore — Искупитель) — церковь в Венеции на набережной острова Джудекка.
Строительство было одобрено дожем Себастьяном Веньером и Большим Советом и поручено Андреа Палладио. В мае 1577 года церковь была заложена в честь благодарения Спасителя за избавление города от эпидемии чумы, которая разразилась в Венеции в 1575—1576 годах и унесла до трети населения города, или 46000 жизней. В 1592 году здание было построено и освящено. Церковь было отдана ордену Капуцинов.
В знак избавления от чумы с XVI века в Венеции празднуют праздник Феста дель Реденторе.
Каждый год в третье воскресенье июля, дож посещал церковь, пройдя по понтонному мосту, который наводился от Дворца дожей до церкви. Там он служил мессу.
В церкви находятся шедевры Франческо Бассано, Лаццаро Бастиани, Карло Сарачени, Леандро Бассано, Джакомо Пальма, Якопо Бассано, Франческо Биссоло, Рокко Маркони, Паоло Веронезе, Альвизе Виварини, Тинторетто.
Гёте, побывав осенью 1786 года в Венеции, оставил воспоминания о посещении: "Церковь Il Redentore — прекрасное, величавое творение Палладио. Фасад ее примечательнее фасада Сан-Джорджио. ...Внутри Il Redentore тоже все очаровательно, вплоть до росписи алтарей, собственноручной работы Палладио. К сожалению, ниши, предназначавшиеся для статуй, заполнены плоскими размалеванными дощатыми фигурами." (Гёте. Итальянское путешествие. Венеция).


Кафе «Флориан»


Кафе «Флориан». Венеция, Италия
Caffè Florian

Кафе «Флориан» (итал. Caffè Florian) — венецианское кафе, расположенное на площади Сан Марко, 29.
«Флориан» считается самым старым кафе Италии и является одним из символов Венеции.
Кафе было открыто Флориано Франческо(а)ни 29 декабря 1720 года и называлось в ту пору итал. Alla Venezia Trionfante. Но все посетители предпочитали в разговорах называть кафе по имени его хозяина — «Флориан».
Это была первая кофейня в Венеции, которую могли посещать не только мужчины, но и женщины.
Популярность кафе была причиной тому, что именно в нём в 1760 году открыли пункт продажи самой первой венецианской газеты — «Гадзетта Ве́нета», которая выходила дважды в неделю и печатала информацию о городских событиях, как прошедших, так и ожидаемых (театральные программы, расписания праздничных мероприятий и тому подобное).
После включения Венеции в состав Австрийской империи кафе «Флориан» служило местом собраний для итальянских патриотов — там собирались противники Габсбургов, в то время как представители австрийской администрации и офицеры расквартированных в Венеции австрийских полков собирались в кафе «Квадри» (итал. Quadri), расположенном напротив, с противоположной стороны площади Сан Марко.
Бальзак писал, что «Флориан» было одновременно биржей, театральным фойе, читальным залом и исповедальней: коммерсанты обсуждали в нём сделки, адвокаты вели дела своих клиентов, некоторые проводили в нём целый день и театралы забегали в кафе в антрактах представлений, даваемых в расположенном неподалёку театре «Ла Фениче».
В кафе «Флориан» побывали все знаменитости, посетившие Венецию с 1720 года. В нём бывали Гёте, Байрон, Казанова, Ратнер В. М., Обыдёнников А.В., Руссо, Диккенс, Пруст, Модильяни, Хемингуэй, Стравинский, Бродский.
"Высокое гладкое окно "Floriana", хорошо освещенное и не прикрытое щитом, горело сквозь клочья тумана. Я подошел к нему и заглянул внутрь. Внутри был 195? год. На красных плюшевых диванах, вокруг мраморного столика с кремлем бутылок и чайников, сидели Уистан Оден со своей главной любовью Честером Калманом, Сесил Дэй Льюис со своей женой и Стивен Спендер со своей. Уистан рассказывал какую-то смешную историю, и все хохотали..." (Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»).



Мост Вздохов

Мост Вздохов (итал. Ponte dei Sospiri) — название одного из мостов в Венеции через Дворцовый канал — Рио ди Палаццо.
Общая длина — 11 м.
Мост Вздохов был построен Антонио Конти в 1602 году и украшен в барочном стиле.
Два небольших окошка, забранные узорной мраморной решеткой, и замысловатые пилястры служат своеобразным украшением моста.
Мост соединяет здание Дворца дожей, в котором располагался зал суда, и здание тюрьмы.
«Вздохи», от которых берёт название этот мост — это не вздохи влюблённых, а печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту, в последний раз бросали взгляд на Венецию.
Вздохов мост отличается от других мостов тем, что является закрытым – высокие боковые стены и крыша делают строение своеобразным крытым переходом из одного здания в другое. Сделано так было по той простой причине, чтобы преступники не имели возможности сбежать, прыгнув в воды Дворцового канала.
Многие писатели, поэты и художники находились под большим впечатлением от Моста Вздохов. Поэт лорд Байрон пишет о нём в поэме "Паломничество Чайльд Гарольда". Художник Врубель в 1894 г. написал одноименную картину после своего путешествия по Италии. Писатель Эдгар По упомянул достопримечательность в новелле «Свидание».


Набережная Дзаттере


Набережная Дзаттере. Венеция, Италия
Fondamenta delle Zattere

Набережная Дзаттере (Fondamenta delle Zattere), в прошлом набережная Неисцелимых (Fondamenta degli Incurabili) — набережная венецианского квартала Дорсодуро, самая южная в городе.
Проложена вдоль канала Джудекка параллельно острову Джудекка. Протяженность — почти 2 км. Главная достопримечательность — собор Санта-Мария-делла-Салюте.
Изначально — пристань для перевалки древесины.
Во времена эпидемии чумы на этой набережной располагался госпиталь для неизлечимо больных, отсюда название «набережная Неисцелимых».
После избавления от эпидемии воздвигнут собор Санта-Мария-делла-Салюте. Позднее улице было присвоено более оптимистичное название, но и сегодня на домах висят таблички: «Дзаттере, бывшая Неизлечимых» (Zattere agli Incurabili).
Русским читателям набережная известна по эссе Иосифа Бродского «Набережная неисцелимых» (Fondamenta degli incurabili).
Поэт писал о Венеции: «Это город для глаз; остальные чувства играют еле слышную вторую скрипку». Статья вышла впервые на итальянском языке.
В 2009 на набережной появилась памятная доска Иосифу Бродскому работы Георгия Франгуляна.
«Набережная неисцелимых» (итал. Fondamenta degli incurabili; англ. Watermark) — автобиографическое эссе Иосифа Бродского 1989 года, посвящённое Венеции. Переведено на русский язык в 1992 году Григорием Дашевским.
Книга была написана к ноябрю 1989 года по заказу «Консорциума Новая Венеция» (it:Consorzio Venezia Nuova), который регулярно заказывал к Рождеству произведение искусства, воспевающее город: картину, скульптуру или эссе.
Короткая книга Бродского является автобиографическим эссе, рассказывающим о взаимоотношениях Бродского с Венецией. В полусотне коротких глав, каждая из которых посвящена отдельному эпизоду из визитов автора в город (или его мыслям), поэт описывает атмосферу города.

Иocиф Бpoдcкий в Вeнeции. 1974 гoд. Фото Дианы Майерс.
Диана Майерс (англ. Diana Myers, 1937 — 2012) — британский филолог российского происхождения.
Со времён своей работы в Ленинграде Диана Майерс была дружна с Иосифом Бродским. Ей (единолично или вместе с мужем) посвящён ряд стихотворений Бродского, в том числе цикл «В Англии» (1977).
В личном архиве Майерс хранилось значительное количество важных материалов, связанных с Бродским.

«И я поклялся, что если смогу выбраться из родной империи,… то первым делом поеду в Венецию, сниму комнату на первом этaже кaкого-нибудь пaлaццо, чтобы волны от проходящих лодок плескaли в окно, нaпишу пaру элегий, тушa сигaреты о сырой кaменный пол, буду кaшлять и пить, а нa исходе денег вместо билетa нa поезд куплю мaленький брaунинг и не сходя с местa вышибу себе мозги, не сумев умереть в Венеции от естественных причин». (Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»)
 
Маршрут "Венеция Иосифа Бродского".
1. Пансион Accademia
2. Ресторан Antica Locanda Montin
3. Любимое кафе-мороженое Niko
4. Набережная неисцелимых
5. Палаццо Marcello
6. Harry’s Bar
7. Кафе "Флориан"
8. Траттория Alla Rivetta
9. Arsenale di Venezia
10. Собор Сан-Пьетро
 
САН-МИКЕЛЕ
ИТАЛИЯ
 


 
Сан-Мике́ле
(итал. San Michele) — остров Святого Михаила Архангела в Венеции.
Долгое время в крепости на острове находился монастырь, затем тюрьма, но по распоряжению Наполеона I остров был в 1807 преобразован в исключительное место для захоронения венецианцев.
На кладбище три отдела: католический, православный и протестантский.
Главная достопримечательность острова — церковь Сан-Микеле ин Изола, построенная в 1469 году по проекту Мауро Кодуччи, один из самых первых образцов архитектуры Возрождения в Венеции.
На протестантском кладбище похоронен русский поэт И. А. Бродский.


Венеция всегда привлекала людей своей уникальностью и величием, но лишь немногие удостоились чести остаться с ним навсегда.
Остров-кладбище Сан-Микеле стал последним домом для многих великих людей, включая и наших соотечественников.

Кладбище Сан-Микеле разделено на зоны: католическое, православное, еврейское.

Остров обнесен красной кирпичной стеной, поверх которой – другая стена, из кипарисов, и белый купол церкви пятнадцатого века Сан-Микеле-ин-Изола. Это один из самых зеленых островов Венецианской лагуны.

Городские власти приняли решение позволить хоронить на нем выдающихся людей, жизнь которых была связана с городом.

Почетное место в одном ряду с Кристианом Допплером, Франко Базальей и Луи-Леопольдом Робером заняли и наши соотечественники.

Игорь Федорович Стравинский. Выдающийся композитор, дирижер и пианист был одним из отцов музыкального модернизма и крупнейшим представителем музыкальной культуры XX века.

С 1922 года он жил в Париже. На протяжении десятилетий Стравинский активно гастролировал как дирижёр в Европе и США, не раз заезжая в Венецию.

Хотя Игорь Стравинский никогда длительное время не жил в Венеции, однако после его смерти в Нью-Йорке власти «города на воде» согласились выделить место для захоронения великого музыканта. Позже рядом с ним была похоронена и жена. Семья Стравинских похоронена в так называемой «русской» части кладбища, рядом с могилой Сергея Павловича Дягилева.

Сергей Павлович Дягилев. Один из основоположников группы «Мир Искусства» и организатор «Русских сезонов» в Париже.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew) и эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений» — фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли.

Один из крупнейших русских поэтов XX века Иосиф Бродский также нашел последнее пристанище в Италии.

4 июня 1972 года лишенный советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда в Вену. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии. Получил американское гражданство.

28 января 1996 года поэт умер и был похоронен в США. 21 июня 1997 года могила поэта была перенесена на кладбище Сан-Микеле в Венеции.


Могила И. Бродского. Сан-Мике́ле, Венеция, Италия

Первоначально тело поэта планировали похоронить на русской половине кладбища между могилами Стравинского и Дягилева, но это оказалось невозможным, поскольку Бродский не был православным. Также отказало в погребении и католическое духовенство. В результате решили похоронить тело в протестантской части кладбища.

«И я поклялся, что если смогу выбраться из родной империи,… то первым делом поеду в Венецию, сниму комнату на первом этaже кaкого-нибудь пaлaццо, чтобы волны от проходящих лодок плескaли в окно, нaпишу пaру элегий, тушa сигaреты о сырой кaменный пол, буду кaшлять и пить, а нa исходе денег вместо билетa нa поезд куплю мaленький брaунинг и не сходя с местa вышибу себе мозги, не сумев умереть в Венеции от естественных причин». (Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»).

Петр Вайль (1949 — 2009) – российский и американский журналист, писатель и радиоведущий, как и Бродский, в 1970-х годах эмигрировавший из Советского Союза. Скончался на 61-м году жизни в Праге. Похоронен на кладбище Сан-Микеле.

Автор сборника путевых эссе «Гений места» и ведущий одноимённого цикла телепередач в 1990-х основал Академию русской современной словесности. Был составителем нескольких сборников произведений Иосифа Бродского. В соавторстве с Александром Генисом написал книгу "Родная речь".



Панорама острова Сан-Мике́ле, Венеция, Италия

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика