Иллюстрации К.В.Лебедева к "Запискам охотника"
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
Тест. Характеристика героя (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иван Сергеевич Тургенев
(1818 – 1883)
Иллюстрации К.В.Лебедева*
к "Запискам охотника"
Среди первых известных работ К.В.Лебедева в области иллюстрирования книг – иллюстрации к ряду рассказов из "Записок охотника" И. С. Тургенева, датированные 1883-1884 годами. Выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности тургеневской прозы, они вызвали столь широкий интерес у читающей публики, что почти сразу же были изданы в виде отдельного альбома, обложку которого весьма оригинально оформил сам художник.
Бежин луг. Иллюстрация к "Запискам охотника". 1884
 
Бурмистр. Иллюстрация к "Запискам охотника". 1884.
 
Бирюк. Иллюстрация к "Запискам охотника". 1884

*Клавдий Васильевич Лебедев (1852–1916) – русский исторический и церковный живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Среди первых известных работ художника в области иллюстрирования книг – иллюстрации к ряду рассказов из «Записок охотника» Тургенева, датированные 1883-1884 годами, видимо, связанные с желанием художника почтить память ушедшего из жизни писателя. Совершенствуясь в качестве иллюстратора, Лебедев взялся за сложную работу именно над тургеневскими текстами. Эти живописные иллюстрации, выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием тургеневского слова, вызвали необычайно широкий интерес у читающей публики, что удивило самого автора. Вскоре они были изданы отдельным альбомом, а его обложку весьма оригинально оформил сам Клавдий Васильевич. Он изобразил в центре обложки портрет великого русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.

Один из таких альбомов в 1960 году был подарен Орловскому объединенному государственному литературному музею И.С. Тургенева накануне 150-летнего юбилея писателя. Ряд иллюстраций из этого альбома представлены в экспозиции музея. Среди них наиболее известны: «Бирюк», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бежин луг».

Написанные в эстетике школы передвижничества, эти картины волнуют зрителя правдивыми сценами быта крестьянской Руси. Вглядываясь в иллюстрацию к рассказу «Бирюк», и юный посетитель, и маститый исследователь могут окунуться в атмосферу нелегкой, трагической жизни главного героя, чтобы посочувствовать ему.

Иллюстрация превосходно дополняет эти пронзительные строки: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». Значимым является тот факт, что самому художнику, родившемуся в крестьянской семье, познавшему нужду, были близки эти трогательные тургеневские строки.

Близкий друг, соратник Клавдия Васильевича Лебедева Владимир Егорович Маковский подтверждает это своими воспоминаниями: «Вначале он брал сюжеты из крестьянской среды и московской бедноты, но в этих картинах никогда не было рассудочного повествования, которое так часто встречалось в то время у других художников, подходивших к тем же сюжетам «извне», со стороны. К.В. писал то, что любил, как «свое» кровное, родное, и потому в его произведениях нет ничего надуманного, фальшивого, подчеркнутого».

Не меньше впечатляет, вселяет в душу тоску от понимания драматического положения крестьянства, иллюстрация к рассказу «Бурмистр». Несмотря на многофигурность композиции, помещики, которых изображает Лебедев, не вызывают столь ярких чувств, как сейчас говорят, «не цепляют» зрителя. Особое внимание привлекают именно образы крестьян: их истрепанная заплатанная одежда, изможденные лица, понурые головы, вызывают сочувствие, сострадание. Тургенев так описал сцену, изображенную Лебедевым: «В нескольких шагах от двери, подле грязной лужи, в которой беззаботно плескались три утки, стояло на коленях два мужика…». Тяжелый осадок остается на душе…

Совсем иной и по настроению, и по колориту предстает другая работа художника, которая среди посетителей музея пользуется особой «популярностью» — иллюстрация к самому любимому читателем рассказу «Бежин луг». Акварель с одноименным названием тонко и весьма живо изображает знакомую со школьных лет сцену. Здесь художник использует совсем иной «метод воздействия» на зрителя – поэзию деревенской жизни. Рассматривая работу, так и хочется вспомнить знаменитые строки: «Это <…> были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун <…>. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. <…> Кругом не слышалось почти никакого шума. <…>Всех мальчиков было пять». По сути, это одна из первых иллюстраций к рассказу, ставшему одним из самых любимых в отечественной литературе.

В Орловском музее изобразительных искусств хранится подлинная акварель Лебедева, иллюстрация к рассказу «Бежин луг», приобретенная музеем уже в 1980-е годы. Нужно заметить, что до сих пор иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам охотника» считаются непревзойденными.

К.В. Лебедев предстает истинным почитателем творчества великого классика, и сюжеты «Записок охотника» художник выбирает для иллюстрирования не случайно. Клавдий Васильевич, выходец из народа, знал, насколько появление антикрепостнических «Записок» Тургенева взволновало всю читающую Россию и страны зарубежья, какое влияние они оказали впоследствии на русский общественный уклад, и какую цену Тургенев заплатил за издание первого двухтомника. Лебедев, по-видимому, считал долгом внести свой вклад в дело увековечения памяти И.С. Тургенева и его знаменитого произведения.

Иллюстрациями к произведениям Тургенева не исчерпывается художественное наследие К.В. Лебедева. Среди работ художника, хранящихся в Третьяковской галерее, полотна на исторические темы, которые были востребованы в конце 19-начале 20 веков: «Боярская свадьба», «К сыну», «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского вече», «На родине» и др.

К концу 19 века. К.В. Лебедев приобрел известность не только в России, но и за ее пределами. В 1896 году его работы экспонировались в Чикаго. В течение 6 лет Клавдий Васильевич путешествует по России, желая запечатлеть неповторимые пейзажи родины.

Лебедева сумели оценить и при Дворе. Он был приглашен к участию в издании коронационного альбома императора Николая II и выполнил для него две акварели: «Причащение государя Императора» и «Посещение Троице-Сергиевой лавры». Его работу «Христа ради (юродивый)», представленную на выставке передвижников, приобрел сам Император Николай II.
По материалам сайта Орловского государственного литературного музея И.С. Тургенева.



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тест.
Характеристика героя

(по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг")
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика