Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет И.А.Гончарова.
Художник Крамской И.Н. 1874 г.
 
Портрет И.А.Гончарова.
Художник Горбунов К.А. 1847 г.
 
Гончаров И. А.
Обломов

("К уроку литературы")
 
Обломов и Ольга.
Иллюстрация Н. В. Щеглова
к роману И. А. Гончарова
"Обломов"
 
 
 


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
(1812 – 1891)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»


УРОК 35
И. А. Гончаров. «Обломов».
ДИАЛЕКТИКА ХАРАКТЕРА ОБЛОМОВА,
СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Цель:

показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти; сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон Обломова»; актуализировать навыки выявления авторской позиции в романе; выявить связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины XIX в.; формировать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся дают читательскую оценку герою на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?

• Наше первое представление о герое романа уже сложилось. Каково же это впечатление?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Наше имя — легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.

Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Главная тема романа — судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная обломовщина?

Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей.

Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике характеров.

2. Аналитическая работа в группах:
диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

(с последующей презентацией результатов аналитической работы представителями групп)

Задание для групп и предполагаемые ответы

1-я группа. «Один день из жизни Обломова»


• Проанализируйте начало романа «Обломов».
Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова?
Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

Предполагаемый ответ

Лицо Обломова вызывает у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица. Герой полулежит на диване в расслабленной позе. Он облачён в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX в. эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчины аристократического общества спали с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX в., мужчины, как и женщины, надевали ночные сорочки. Причём имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, украшенными ручным шитьём.

Обстановка комнаты героя.
Гончаров со свойственным ему искусством живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной…». Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нём был халат…». Халат. Эту деталь Гончаров затем последовательно использует. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стёганые атласные халаты, которые одевали поверх одежды, и шёлковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломова, потому что через милые хозяину вещи мы узнаём о его пристрастиях. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шёлковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

Парад гостей во 2-й главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга — они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы. Каждый из них — напоминание о трёх этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Высказывания Обломова о гостях — последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. «Человека, человека дайте мне! — говорил Обломов,— любите его…» Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьёзных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т. п.

2-я группа. «Сон Обломова: его место и значение в романе»

• Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, гл. IX).
Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом.
Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её!»

Предполагаемый ответ

«Сон Обломова» — глава, помогающая понять сущность личности Обломова.

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой?..», перенесёмся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле», и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы и когти дикого зверя, а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом «благословенном Богом уголке».

Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Всё в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит её жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть — вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

3-я группа. Обломов и Штольц

• Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц.
Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?

Предполагаемый ответ

Обломов и Штольц — главные герои романа И. А. Гончарова «Обломов».

Они — люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность.

Что же делает их разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как в детстве закладываются основы их характеров.

Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению — немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда мальчик подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, немецкому языку. Позже Штольц-отец стал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

Родители Обломова дворяне. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Главным в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьёй решали, «какие блюда будут в обед или ужин». После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую, что «Илья прошёл все науки и искусства». Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу: боялись, как бы он не ушибся, не заболел. Итак, Обломов вырос не образованным, но добрым.

Взгляды на жизнь.
Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Для Обломова — бременем. Он был барин, а значит, трудиться не должен. Он ленится встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется (он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницы этой книги пожелтели). Штольц же ведёт деятельную жизнь. С того момента, как он ушёл из дома, он живёт своим трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей.

Идеал счастья Обломова — полный покой и хорошая еда. Идеал счастья Штольца — жизнь в труде.

3. Составление таблиц (коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Сон Обломова: его место и значение в романе
Таблица
Сон Обломова: его место и значение в романе
Характер атмосферы в Обломовке
•Любовь и умиротворение
Влияние на формирование сознания героя
•Легенды и сказки, былины и притчи
Качества, сформированные у героя
•Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы
Отторжение чуждого нравственным идеалам Ильи Ильича
•Служба, лишённая человеческого взаимопонимания;
•друзья, мечтающие только о карьере;
•женщины, не способные любить
«Всё это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку»

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Таблица
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Критерий
Обломов
Штольц
Социальное положение
Барин
Представитель нового класса буржуазии
Отличительные черты
Паралич воли и беспробудная лень
Непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии
Чем живёт
Воображением
Практическим делом, опытом, фактами
Жизненные идеалы
Безмятежный покой
Культ труда и предприимчивости
Жизненная позиция
Апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету
Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается
Штольц — друг Обломова с детства. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. Штольца является как бы фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Какие художественные средства использует И. А. Гончаров при обрисовке характера своего героя?

• Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?

• Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в изображении героя — сочувствие или ирония?

• Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»? В чём смысл финальной истории из обломовского детства и авторского комментария к ней?

• Что связывает Обломова и Штольца, каковы их взаимоотношения? Какие факты биографии доказывают, что образ Штольца задуман как воплощение идеала гармоничной личности?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Кто необходим будущей России — деятельный Штольц или созерцательный добряк-ленивец Обломов?» (по желанию учащихся).

2. Подобрать текстовый материал для характеристики образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Следующий урок: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Фотографический снимок кабинета И.А.Гончарова был помещен в журнале «Новь» (1888, № 7).
Небольшая комната, посередине которой стоит обыкновенный письменный стол на двух шкафиках. Перед столом два кресла: одно с вогнутой спинкой соломенного плетения, для письменной работы, другое, возле, сбоку, кожаное, вольтеровское, для чтения. У стены книжный шкаф и мягкий диван. На письменном столе обращают на себя внимание часы с бронзовой фигурой молодой девушки, Марфиньки из «Обрыва». Эти часы – юбилейный подарок, поднесенный Ивану Александровичу от редакторов изданий, в которых он сотрудничал. На стенах висят картины: сцены и лица из его романов.
 

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика