Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»
Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти
Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе
Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»
УРОК 35
И. А. Гончаров. «Обломов».
ДИАЛЕКТИКА ХАРАКТЕРА ОБЛОМОВА,
СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Цель:
показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти; сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон
Обломова»; актуализировать навыки выявления авторской позиции в романе; выявить связь проблематики романа
с важнейшими вопросами российской действительности середины XIX в.; формировать интеллектуально-образное
и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.
Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся дают читательскую оценку герою на основе соотношения личных и авторских представлений о мире
и человеке; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?
• Наше первое представление о герое романа уже сложилось. Каково же это впечатление?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность
поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».
Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного
человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством.
«Наше имя — легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.
Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот
вопрос.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Главная тема романа — судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность романа
определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».
В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная обломовщина?
Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек,
превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей.
Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике характеров.
2. Аналитическая работа в группах:
диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти
(с последующей презентацией результатов аналитической работы представителями групп)
Задание для групп и предполагаемые ответы
1-я группа. «Один день из жизни Обломова»
• Проанализируйте начало романа «Обломов».
Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова?
Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Как оценивает Обломов каждого из посетителей?
Предполагаемый ответ
Лицо Обломова вызывает у нас симпатию, добродушное, большие глаза,
мягкий овал лица. Герой полулежит на диване в расслабленной позе. Он облачён в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной
колпак с кисточкой. В XIX в. эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчины аристократического общества спали с покрытой головой. Вместо
пижам, которые появились в начале XX в., мужчины, как и женщины, надевали ночные сорочки. Причём имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин,
шились они из батиста, с длинными рукавами, украшенными ручным шитьём.
Обстановка комнаты героя.
Гончаров со свойственным ему искусством живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась
прекрасно убранной…». Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нём был халат…». Халат. Эту деталь Гончаров затем последовательно
использует. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили
домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стёганые атласные халаты, которые одевали поверх одежды, и шёлковые халаты,
одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломова, потому что через милые хозяину вещи мы узнаём
о его пристрастиях. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шёлковый,
следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.
Парад гостей во 2-й главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга — они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски
характеристики гостей одноплановы. Каждый из них — напоминание
о трёх этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество.
Высказывания Обломова о гостях — последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. «Человека, человека дайте
мне! — говорил Обломов,— любите его…» Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьёзных интересов, за страстное стремление к стяжательству и
карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т. п.
2-я группа. «Сон Обломова: его место и значение в романе»
• Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, гл. IX).
Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом.
Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её!»
Предполагаемый ответ
«Сон Обломова» — глава, помогающая понять сущность личности Обломова.
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой?..», перенесёмся в
благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.
Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек едины, и, кажется,
небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле», и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Нет
там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы и когти дикого зверя, а вся территория вокруг представляет
собой «ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце
так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым
счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом «благословенном Богом уголке».
Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей,
потому что нет лесов. Всё в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы
довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено.
Ничто не тревожит её жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается
там годовой круг». Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть — вся жизнь
Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.
3-я группа. Обломов и Штольц
• Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц.
Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?
Предполагаемый ответ
Обломов и Штольц — главные герои романа И. А. Гончарова «Обломов».
Они — люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы
с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность.
Что же делает их разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как в детстве закладываются
основы их характеров.
Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению — немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда мальчик подрос,
отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, немецкому языку. Позже Штольц-отец стал отправлять
сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературе и сумела
дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.
Родители Обломова дворяне. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Главным в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей
семьёй решали, «какие блюда будут в обед или ужин». После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили дни:
сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую,
что «Илья прошёл все науки и искусства». Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу: боялись, как бы он не ушибся, не заболел.
Итак, Обломов вырос не образованным, но добрым.
Взгляды на жизнь.
Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Для Обломова — бременем. Он был барин, а значит, трудиться не должен. Он
ленится встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь на диване, ничего
не делает, ничем не интересуется (он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницы этой книги пожелтели). Штольц же
ведёт деятельную жизнь. С того момента, как он ушёл из дома, он живёт своим трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому
кругу людей.
Идеал счастья Обломова — полный покой и хорошая еда. Идеал счастья Штольца — жизнь в труде.
3. Составление таблиц (коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)
Сон Обломова: его место и значение в романе
Таблица
Сон Обломова: его место и значение в романе |
Характер атмосферы в Обломовке |
•Любовь и умиротворение |
Влияние на формирование сознания героя |
•Легенды и сказки, былины и притчи |
Качества, сформированные у героя |
•Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы |
Отторжение чуждого нравственным идеалам Ильи Ильича |
•Служба, лишённая человеческого взаимопонимания;
•друзья, мечтающие только о карьере;
•женщины, не способные любить |
«Всё это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич.
Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку» |
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Таблица
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца |
Критерий |
Обломов |
Штольц |
Социальное положение |
Барин |
Представитель нового класса буржуазии |
Отличительные черты |
Паралич воли и беспробудная лень |
Непреклонная воля и огромный
запас деятельности и энергии |
Чем живёт |
Воображением |
Практическим делом, опытом, фактами |
Жизненные идеалы |
Безмятежный покой |
Культ труда и предприимчивости |
Жизненная позиция |
Апатичен к происходящему,
всякую деятельность воспринимает не иначе как суету |
Всегда что-то делает, к чему-то
стремится, чего-то добивается |
Штольц — друг Обломова с детства. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова
к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух
героев расходятся. Штольца является как бы фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц
и Ольга называют «хрустальной», чистой душой |
|