Нравственные уроки русской литературы XIX века. Итоговый урок. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Салтыков-Щедрин М.Е. Портрет работы И.Н.Крамского, 1879
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 92.
 
Портрет Н.С.Лескова работы
художника В.Серова. 1894.
Портреты Н.С.Лескова
(на сайте "К уроку литературы")
 
А.П.Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Итоговый урок


Уроки литературы в 10 классе[1]
 



УРОК 105
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Итоговый урок

Цель:

выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся в конце учебного года; систематизировать и обобщить полученные теоретические знания; расширять и углублять предметную компетенцию; воспитывать эстетический вкус и творческие способности.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, выставка произведений, изученных в 10-м классе, иллюстративный материал.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся участвуют в беседе, привлекая знания, приобретённые в 10-м классе; анализируют историческое развитие России во второй половине XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров; выполняют аналитическую работу в парах, группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя



— Вот и подошло к концу изучение русской классической литературы XIX в., за которым прочно закрепилось название — «золотой век» русской литературы.

В 11-м классе вам предстоит «общение» с литературой XX в., и на первых же уроках вы услышите выражение «Серебряный век русской поэзии». Да, именно так принято называть первые два десятилетия XX в. Означает ли это, что мы больше уже не прикоснёмся к сокровищницам Золотого века, что этот век уже позади, мы его опередили и поэтому можем относиться к его художественному наследию немного свысока? Конечно же, нет! Там, в XIX в., осталось невероятное богатство, которое нам долго ещё предстоит изучать, потому что и сегодня мы ещё не постигли в должной мере важнейших уроков классической литературы…

Давайте же ещё раз окунёмся в атмосферу гениального прошлого, которое отличалось смелой постановкой вечных вопросов человеческого бытия, самых жгучих социально-политических, философских, нравственных, эстетических проблем, значение которых выходит далеко за пределы определённого исторического времени.

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа:
выявление уровня читательского развития


• Что нового вы почерпнули для себя из курса литературы 10-го класса? Актуальны ли и сегодня проблемы, поднятые в художественных произведениях, которые вы прочитали в этом учебном году?

• Какие из произведений запомнились вам больше всего и почему? Повлияли ли уроки литературы на ваши читательские интересы?

• Расскажите, какие «вечные образы» предстали перед вами со страниц учебника.

• Что интересного и важного вы узнали из рубрики «В творческой лаборатории мастера»? Что вам запомнилось больше всего и почему?

• Прочитанные вами произведения нашли своё творческое воплощение и в других видах искусств. Какие материалы рубрики «Под сенью дружных муз» стали для вас наиболее интересными?

• Какие виртуальные путешествия вы совершили с помощью рубрики учебника «Прогулки по местам великих вдохновений»? Какие из них вам понравились больше всего и почему?

• Перелистывая страницы учебника, вспомните поэзию А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Можете ли вы согласиться с высказыванием русского писателя и художника Максимилиана Волошина: «Поэзия пророчественна по своему существу, она выражает не пережитую жизнь, а возможную будущую»?

• Согласны ли вы с утверждением М. Горького: «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России… беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев… Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их»? Аргументируйте свой ответ.

• Французский писатель О. де Бальзак считал, что «книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух её устремлён в будущее». Знаете ли вы такие книги? Расскажите о них.

• Расскажите о роли книги и художественной литературы в вашей жизни.

• Выскажите своё мнение о том, что может сегодня повлиять на формирование читателя XXI в. Помогали ли вам в этом задания под рубрикой «Умники и умницы»?

2. «Умники и умницы» (работа в парах)

1) Заполнение обобщающей таблицы «Общественно-политическая и культурная жизнь России второй половины XIX в.»

• Заполните таблицу.
Выполняя это задание, используйте материалы учебника, знания и умения, приобретённые на уроках литературы.

Основные темы поэзии «чистого искусства»
Общественно-политическая и культурная жизнь России второй половины XIX в.
Период, годы
Общественно-политическая жизнь
Журналистика, литературная критика
Живопись, музыка, театр
Художественная литература
1850–1860
  
  
  
  
1861–1870
  
  
  
  
1871–1880
  
  
  
  
1881–1890
  
  
  
  
1891–1899
  
  
  
  



2) «Теоретическая разминка»:
самоконтроль теоретических знаний, приобретённых в течение учебного года (по вариантам)


• Подготовьтесь дать определение (устно) литературных понятий.

1-й вариант.
Драма, гротеск, историко-литературный процесс, реализм, эзопов язык.

2-й вариант.
Драматический конфликт, лирический герой, мотив, подтекст, поэма-эпопея.

3-й вариант.
Лирика, роман-эпопея, сказ, новелла, литературный тип.

3. «Практикум начинающего литературоведа»:
«По страницам изученных произведений» (работа в группах)

Карточка № 1


• Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Укажите жанр произведения.

• Назовите имя героя, о котором идёт речь в данном отрывке.

• Образ данного героя стал нарицательным. Объясните, что он обозначает (4–5 предложений).

Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определённо; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное.

• Прочитайте отрывок из художественного произведения. Ответьте на вопросы.

• Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Укажите жанр произведения.

• Как называется направление философской мысли, приверженцем которого был главный герой этого произведения?

• Почему автор заканчивает своё произведение словами «о великом спокойствии» и «вечном примирении»?

Карточка № 2

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре.

Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

4. «В творческой мастерской» (работа в группах)

1-я группа.

На основе изученных в 10-м классе прозаических произведений подготовьте творческий проект-презентацию «Русская проза второй половины XIX в.». Предложите иллюстрации для данного проекта.

2-я группа.
На основе изученных в 10-м классе стихотворений подготовьте творческий проект-презентацию «Мир поэтической души». Предложите иллюстрации к данному проекту.

3-я группа.
Подготовьте рекламный проект на одно из прочитанных в этом учебном году произведений. Обоснуйте свой выбор.

5. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• В этом учебном году вы читали произведения русской и зарубежной классической литературы. Уже как опытные читатели выразите своё мнение к высказыванию: «Классика и современность… Классика — это модно?».

• Подумайте, какая литература сейчас является наиболее востребованной в обществе. Поделитесь своими соображениями на эту тему.

• Может ли Интернет способствовать развитию интереса к художественной литературе?

• Какова роль электронных библиотек в современном мире?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»


• Прокомментируйте, как вы поняли изречение русского поэта А. А. Блока, «спрятанное» в криптограмме (запись на доске).

Изречение А. А. Блока
12
15
10
4
1
3
6
13
10
12
1
33
3
6
27
30
,
17
16
12
1
25
6
13
16
3
6
12
21
14
6
6
20
6
32
17
16
13
30
9
16
3
1
20
30
19
33

Ответ. «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» (А. А. Блок).

• Создайте высказывание:
В ожидании новой встречи с искусством слова. Что вы ждёте от уроков литературы в следующем году?».

2. Заключительное слово учителя

— Итак, на уроках литературы в этом учебном году нашими собеседниками были произведения русской литературы и зарубежной классики XIX в.

Конечно, у каждого из нас свой вкус, свои литературные предпочтения, свой путь к любимым авторам и книгам, но как бы ни отличались наши оценки и пристрастия, всех нас волнуют одни и те же вопросы, связанные со смыслом жизни, выбором пути, пониманием добра и зла, чести и справедливости. И, как ни странно, над этими вопросами ломало голову не одно предшествующее поколение.

И все эти вечные вопросы и поиски ответа на них находили своё отражение в произведениях литературы разных времён. Изучая в школе эти произведения, вы получаете уникальную возможность вступить в диалог с ними, задать свои вопросы и получать на них ответы, а значит, формировать свой взгляд на жизнь, разобраться в самом себе, познать духовный опыт прошлого, так необходимый всем нам.

Открывая для себя новые имена и произведения, каждый из нас сможет найти что-то своё, сокровенное, предназначенное только ему.

На пути к вершинам искусства слова желаю вам маленьких и больших открытий, радости общения и подлинного эстетического наслаждения от встречи с прекрасным. Как писал русский поэт Валерий Брюсов:

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и прелестью сонета
И буквами спокойной красоты![2]

Поэтому читайте и размышляйте, наслаждайтесь и переосмысливайте, спорьте и не соглашайтесь… Дерзайте и познавайте себя!


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Из стихотворения «Сонет к форме» поэта Валерия Брюсова (1873 — 1924), написанного в 1895 году:

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты! (вернуться)
 
 
«Вишневый сад. Комедия в 4-х действиях»
Иллюстратор: Алимов С.

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика