Любовь и счастье в романе «Отцы и дети». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Фотография С.Л. Левицкого. И.С. Тургенев. 1856 г.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
 
И.С.Тургенев.
Отцы и дети

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
Роман "Отцы и дети" в таблицах
(на сайте "К уроку литературы")
 
Рисунок И.С. Тургенева "Базаров" из романа "Отцы и дети". "Игра в портреты".
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
П.М. Боклевский. Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX в.
 
П.М. Боклевский. Павел Петрович Кирсанов. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX в.
 
Д.Б. Боровский. Одинцова. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе

Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»

Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция

Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе

Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике


УРОК 48
И. С. ТУРГЕНЕВ. «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ В РОМАНЕ

Цель:

помочь учащимся увидеть, как в любовных коллизиях раскрываются характеры героев и авторская философия любви; показать особенности сложных взаимоотношений героев, их отношения к любви; раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; помочь осмыслить общечеловеческие, нравственные ценности, раскрываемые Тургеневым в романе.

Оборудование:
раздаточный материал, текст романа «Отцы и дети», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок; урок-диалог с комментированным чтением эпизодов романа.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся выполняют аналитическую работу в группах; рассказывают о том, как в любовных коллизиях раскрываются характеры героев и авторская философия любви; раскрывают сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Беседа


• На основе анализа первых глав романа и особенно споров Базарова с Павлом Петровичем покажите трагический характер основного конфликта между отцами и детьми. Что вас привлекает и что отталкивает в позициях героев-антагонистов?

• С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том, почему начиная с XIII главы конфликт произведения из внешнего (Базаров и окружение) переводится во внутренний план (в душу самого Базарова)?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Любовная интрига составляет основу большинства произведений русской классической литературы. Особое значение истории любви героев придавал и И. С. Тургенев, поэтому во всех его произведениях главные герои, обязательно проходят испытание любовью.

«Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь…»,— писал И. С. Тургенев. Писателя интересуют не столько личные отношения героев, сколько их общественные взгляды. Этой теме и подчиняется любовная интрига. Наибольшей функциональности она достигает в романе «Отцы и дети»: в отличие от других романов, в этом произведении Тургенев представил не одну, а сразу четыре любовные линии, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа «Испытание любовью» в романе «Отцы и дети» (в группах)

1-я группа.
Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р.


• Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?

Предполагаемый ответ
Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он пользовался большим успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно жёлчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывая зависть у мужчин. В двадцать семь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. Однако, всё внезапно изменилось: в петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой.

Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Мучительно привязавшись к княгине Р., Кирсанов никогда не мог понять её, его поражала её странность, неуравновешенность, что-то «заветное и недоступное» в её душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду». Любовь не принесла Павлу Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. «Ему было сложно, когда она его любила, но когда она охладела к нему, он чуть с ума не сошёл». Мы видим, что его любовь, которая вначале («когда она его любила») должна бы быть счастливой, лёгкой назвать нельзя. Возможно, она сродни базаров ской «тёмной страсти, похожей на злобу». Ради этой женщины он ставит на карту всё: карьеру и репутацию, и всё это теряет. Много лет он пытался хранить эти отношения, много лет эта иссушающая, изнуряющая страсть не давала ему покоя. Его любовь трагична — он остался побеждённым, собираясь посвятить княгине Р. жизнь. Павел Кирсанов не выдержал «испытания любовью», и Фенечка — не более, чем его неумелая попытка обрести хоть какое-то обречённое на провал счастье. Ведь Фенечка — будущая жена Николая Кирсанова.

2-я группа.
Николай Петрович и Фенечка


• Как характеризует Николая Петровича история любви и выбор женщин?

Предполагаемый ответ
Для Николая Петровича любовь — это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее же — как бы примирение с жизнью. Добрый и скромный человек, Николай Петрович выбирает один и тот же тип женщин.

Это небогатые, юные, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие, настоящие матери и жёны. Мария образованнее, чем Фенечка. Он познакомился с Фенечкой, когда ей минул семнадцатый год. Через год он лечил Фенечку, и ему долго «мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки». Понемногу она привыкла к нему. Вскоре умерла её мать. Фенечка наследовала от матери любовь к порядку, рассудительность и степенность. Но «она была так молода, так одинока; Николай Петрович был такой добрый и скромный…» Он любит музыку, поэзию, природу, красоту. Одним словом, романтик, как сказал бы Базаров.

Тяга к красоте и молодости, неумение жить в одиночестве, необходимость семьи приводят его к такому выбору. Для него главное в жизни — семья. Для Фенечки любовь — это служение «благодетелю» Николаю Петровичу. Фенечка: «Мне Николая Петровича не любить — да после этого мне и жить не надо!» Через полгода после смерти Базарова они поженились.

3-я группа.
Базаров и Одинцова


• Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

• Дайте анализ авторского описания душевного состояния героя после его увлечения Одинцовой (глава XVII). Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису. Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?

Предполагаемый ответ
До встречи с Одинцовой Базаров относился к женщинам потребительски. Он ценил женскую красоту, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл «белибердой, непростительной дурью». «Нравится тебе женщина,— говорил он,— старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась».

Недаром же он говорит перед поездкой к Одинцовой: «Пожива есть…» Однако при первой встрече с Одинцовой Базаров, к удивлению Аркадия, краснеет. Но ему очень не хочется выглядеть слабовольным мальчиком, который не в состоянии владеть собой. И потому сначала отзывается об Одинцовой грубо, развязно, небрежно: «На остальных баб не похожа», «эта госпожа — ой-ой-ой».

«В тихом омуте… ты знаешь!» — делится он с Аркадием.

Евгений и дальше находит возможным говорить о ней цинично: «баба с мозгом», «вишь, как она себя заморозила!» Но постепенно становится ясно, что за этой резкостью суждений скрывается желание «не рассиропиться», не поддаться «романтизму», что цинизм Базарова по отношению к Одинцовой носит исключительно внешний характер. Молодая женщина покорила Базарова своей красотой, увлекла необычностью поведения. Он стал конфузиться перед ней, волноваться при встрече, необычно много говорить и даже краснеть. И через некоторое время «он с негодованием сознавал романтика в самом себе». А ведь всего несколько дней назад он утверждал: «Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, такой человек — не мужчина, не самец».

Отношение Базарова к Одинцовой также имеет большое значение для его характеристики. В любовном конфликте этих героев есть что-то новое, отличающееся от тех, которые мы встречаем в других романах Тургенева. Желая показать нежизнеспособность взглядов Базарова, Тургенев во второй части романа «переносит» своего героя в новую обстановку, в новые условия, где ему приходится действовать в полном противоречии со своими убеждениями. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров оказывается охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению и по характеру.

4-я группа.
Базаров и Одинцова


• Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите своё мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову взаимностью?

Предполагаемый ответ
Анна Сергеевна Одинцова — аристократка, красавица, вдова 28 лет, до встречи с Базаровым многое успела пережить в жизни, передумать и перечувствовать. Она умна, независима, горда, хотя и лишена сословной спеси. Эта женщина наделена свободным и решительным характером и к мужчинам вообще проявляет некоторую холодность, испытывая «тайное отвращение». Но встреча с Базаровым поразила её. Этот человек заставил её много думать о нём, и она также привлекла внимание Базарова своим безмятежным спокойствием, свободой мыслей, суждений, незаурядностью, начитанностью и демократизмом и вызвала в душе героя настоящий перелом.

Утратив привычное самообладание («это страсть в нём билась сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей»), герой произносит слова любовного признания, над которыми раньше жестоко бы посмеялся: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Но эта любовь-страсть, любовь-вспышка сильного искреннего чувства испугала Одинцову. Привыкшая вести размеренно-спокойную жизнь, Анна Сергеевна ничего не искала и ни к чему не стремилась в своей жизни, ничто её не томило. При всей незаурядности своей натуры, она боялась сердечных тревог и жизненных осложнений. «Нет,— решила она наконец,— Бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете».

В образе Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев постарался изобразить одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени даже искреннего и умного человека принуждали становиться холодным и расчётливым.

Базаров-нигилист — человек чужого я чуждого Одинцовой мира: его вкусы и политические убеждения расходятся с её вкусами, привычками и взглядами, его безоглядная любовь может погубить её спокойный ритм жизни. Одинцовой трудно с Базаровым, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от любви. Анна Сергеевна предпочитает самый простой для себя выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая им привычный покой, Тургенев тем самым указывает на её принадлежность к поколению «отцов».

5-я группа.
Аркадий и Катя


• Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюблённость Аркадия в Анну Сергеевну?

• Докажите цитатами из текста, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).

• Какова идейно-композиционная роль образа Кати?

Предполагаемый ответ
История Аркадия, как её показал Тургенев,— очень типична для дворянской молодёжи 1860-х гг., временно попавшей под влияние революционно-демократической идеологии. Поверхностное увлечение Аркадия нигилизмом Базарова не выдерживает «испытания любовью».

Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий знакомятся и с её сестрой Катей, молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился.

Сцена объяснения Аркадия и Кати — кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение: каждый из них как будто и не думал о своём соседе, а втайне радовался его близости». Катя соглашается со словами Аркадия, и это даёт ему возможность про себя сравнить её отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова — нетерпимое, резкое безапелляционное. Внутренне соглашаясь с ней, Аркадий поражается про себя: «Если б Базаров это слышал!» И действительно, Катя делает вывод, что он уже не находится под влиянием Базарова: он не ссорится со стариками, сопровождает тётушку в церковь: «Не мог же я отказать!» Привычки, воспитанные с детства, уважение к старшим преобладают над атеистическим мировоззрением. И Катя чувствует, что Базаров чужой и Аркадию, и ей самой: «Он хищный, а мы с вами ручные».

Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой. Тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия


• Каким видят своё будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе?

• Почему самый деятельный и уверенный в своём праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный, неуверенный, размазня становится активным и полезным членом общества?

2. Заключительное слово учителя

— Надеюсь, что сегодня на уроке вы смогли увидеть главную особенность таланта Тургенева: его философичность, умение создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить конкретные политические баталии и объяснить читателям, в чём же состоят главные ценности человека: не в спорах, а в любви, согласии и взаимопонимании.

VI. Домашнее задание

Перечитать эпизод «Смерть Базарова» романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», подготовиться к его анализу.

Следующий урок: И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова» >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

ОТЦЫ И ДЕТИ
И. С Тургенев
фрагмент главы XXVII
(Смерть Базарова)


  Доктор, тот самый уездный лекарь, у которого не нашлось адского камня, приехал и, осмотрев больного, посоветовал держаться методы выжидающей и тут же сказал несколько слов о возможности выздоровления.
   – А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?[3] — спросил Базаров и, внезапно схватив за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места.
   – Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот по крайней мере успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! Кто там плачет? — прибавил он, погодя немного. — Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом? А ты, Василий Иванович, тоже, кажется, нюнишь? Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли![4] Ведь ты хвастался, что ты философ?
   – Какой я философ! — завопил Василий Иванович, и слезы так и закапали по его щекам.
  Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся. «Не хочу бредить», — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» — Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчишники к желудку... кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой.
  Ночь была не хороша для Базарова... Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю. Василий Иванович оживился немного
.    – Слава Богу! — твердил он, — наступил кризис... прошел кризис.
   – Эка, подумаешь! — промолвил Базаров, — слово-то что значит! Нашел его, сказал: «кризис» — и утешен. Удивительное дело, как человек еще верит в слова. Скажут ему, например, дурака и не прибьют, он опечалится; назовут его умницей и денег ему не дадут — он почувствует удовольствие.
  Эта маленькая речь Базарова, напоминавшая его прежние «выходки», привела Василия Ивановича в умиление.
   – Браво! прекрасно сказано, прекрасно! — воскликнул он, показывая вид, что бьет в ладоши.
  Базаров печально усмехнулся.
   – Так как же, по-твоему, — промолвил он, — кризис прошел или наступил?
   – Тебе лучше, вот что я вижу, вот что меня радует, — отвечал Василий Иванович.
   – Ну, и прекрасно; радоваться всегда не худо. А к той, помнишь? послал?
   – Послал, как же.
  Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились. Василий Иванович сидел подле Базарова. Казалось, какая-то особенная мука терзала старика. Он несколько раз собирался говорить — и не мог.
   – Евгений! — произнес он наконец, — сын мой, дорогой мой, милый сын!
  Это необычайное воззвание подействовало на Базарова... Он повернул немного голову и, видимо стараясь выбиться из-под бремени давившего его забытья, произнес:
   – Что, мой отец?
   – Евгений, — продолжал Василий Иванович и опустился на колени перед Базаровым, хотя тот не раскрывал глаз и не мог его видеть. — Евгений, тебе теперь лучше; ты, Бог даст, выздоровеешь; но воспользуйся этим временем, утешь нас с матерью, исполни долг христианина! Каково-то мне это тебе говорить, это ужасно; но еще ужаснее... ведь навек, Евгений... ты подумай, каково-то...
  Голос старика перервался, а по лицу его сына, хотя он и продолжал лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное.
   – Я не отказываюсь, если это может вас утешить, — промолвил он наконец, — но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше.
   – Лучше, Евгений, лучше; но кто знает, ведь это всё в Божьей воле, а исполнивши долг...
   – Нет, я подожду, — перебил Базаров. — Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают.
   – Помилуй, Евгений...
   – Я подожду. А теперь я хочу спать. Не мешай мне.
  И он положил голову на прежнее место.
  Старик поднялся, сел на кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы...
  Стук рессорного экипажа, тот стук, который так особенно заметен в деревенской глуши, внезапно поразил его слух. Ближе, ближе катились легкие колеса; вот уже послышалось фырканье лошадей... Василий Иванович вскочил и бросился к окошку. На двор его домика, запряженная четверней, въезжала двуместная карета. Не давая себе отчета, что бы это могло значить, в порыве какой-то бессмысленной радости, он выбежал на крыльцо... Ливрейный лакей отворял дверцы кареты; дама под черным вуалем, в черной мантилье, выходила из нее...
   – Я Одинцова, — промолвила она. — Евгений Васильевич жив? Вы его отец? Я привезла с собой доктора.
   – Благодетельница! — воскликнул Василий Иванович и, схватив ее руку, судорожно прижал ее к своим губам, между тем как привезенный Анной Сергеевной доктор, маленький человек в очках, с немецкою физиономией, вылезал не торопясь из кареты. — Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! Жена! жена!.. К нам ангел с неба...
   – Что такое, господи! — пролепетала, выбегая из гостиной, старушка и, ничего не понимая, тут же в передней упала к ногам Анны Сергеевны и начала, как безумная, целовать ее платье.
   – Что вы! что вы! — твердила Анна Сергеевна; но Арина Власьевна ее не слушала, а Василий Иванович только повторял: «Ангел! ангел!»
   – Wo ist der Kranke?(Где больной? (нем.) И где же есть пациент? — проговорил наконец доктор не без некоторого негодования.
  Василий Иванович опомнился.
   – Здесь, здесь, пожалуйте за мной, вертестер герр коллега,(уважаемый коллега (нем. wertester Herr Collegа) — прибавил он по старой памяти.
   – Э! — произнес немец и кисло осклабился.
  Василий Иванович привел его в кабинет.
   – Доктор от Анны Сергеевны Одинцовой, — сказал он, наклоняясь к самому уху своего сына, — и она сама здесь.
  Базаров вдруг раскрыл глаза:
   – Что ты сказал?
   – Я говорю, что Анна Сергеевна Одинцова здесь и привезла к тебе сего господина доктора.
  Базаров повел вокруг себя глазами.
   – Она здесь... я хочу ее видеть.
   – Ты ее увидишь, Евгений; но сперва надобно побеседовать с господином доктором. Я им расскажу всю историю болезни, так как Сидор Сидорыч уехал (так звали уездного врача), и мы сделаем маленькую консультацию.
  Базаров взглянул на немца:
   – Ну, беседуйте скорее, только не по-латыни; я ведь понимаю, что значит: jam moritur.( уже умирает (лат.)
   – Der Herr scheint des Deutschen mächtig zu sein,(Сударь, по-видимому, владеет немецким языком (нем.) — начал новый питомец Эскулапа, обращаясь к Василию Ивановичу.
   – Их... габе...(Я... имею... (нем. Ich habe) — говорите уж лучше по-русски, — промолвил старик.
   – А, а! так этто фот как этто... Пошалуй...
  И консультация началась.
  Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет. Доктор успел шепнуть ей, что нечего и думать о выздоровлении больного.
  Она взглянула на Базарова... и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила — мгновенно сверкнула у ней в голове.
   – Спасибо, — усиленно заговорил он, — я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали.
   – Анна Сергеевна так была добра... — начал Василий Иванович.
   – Отец, оставь нас. — Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь...
  Он указал головою на свое распростертое бессильное тело.
  Василий Иванович вышел.
   – Ну, спасибо, — повторил Базаров. — Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.
   – Евгений Васильич, я надеюсь...
   – Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...
  Анна Сергеевна невольно содрогнулась.
   – Ничего, не тревожьтесь... сядьте там... Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.
  Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.
   – Великодушная! — шепнул он. — Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Всё равно: вилять хвостом не стану.
  Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.
   – Меня вы забудете, — начал он опять, — мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...
  Базаров положил руку на лоб.
  Анна Сергеевна наклонилась к нему.
   – Евгений Васильевич, я здесь...
  Он разом принял руку и приподнялся.
   – Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...[5]
  Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.
   – И довольно! — промолвил он и опустился на подушку. — Теперь... темнота...

См. текст романа полностью: И.С.Тургенев. Отцы и дети (на сайте "К уроку литературы")
(вернуться к уроку)

3. ...отправляются в Елисейские? – умирают. В греческой мифологии: Елисейские поля – страна на краю земли, где блаженствуют избранники богов. (вернуться)

4. ...будь философом, стоиком, что ли! – Базаров советует своему безутешному отцу вспомнить о следующих вознаграждениях стоиков тем людям, которые сетуют на краткость человеческой жизни: «...рассуди по справедливости: ты ли должен подчиняться природе, или природа тебе? Какая разница, скоро или нескоро уйдешь ты оттуда, откуда все равно придется уйти? <...> Я не откажусь, конечно, если мой срок продлится на много лет, но если он будет урезан, не стану говорить, будто мне чего-то не хватило для блаженной жизни... на всякий день я смотрю как на последний... Не с таким уж большим разрывом обгоняем мы друг друга; смерть никого не минует, убийца спешит вслед за убитым. То, о чем ты так хлопочешь, ничтожно». (вернуться)

5. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет... – образ «умирающей лампады» создает, в сущности, аналогичное настроение и на страницах романа «Рудин». Беседуя в последний раз с Лежневым, Рудин говорит о себе устало и печально: «...все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль... Смерть, брат, должна примирить наконец...» В обоих случаях подчеркивается мысль о трагической гибели. В этом смысле «лишний человек» Рудин — предтеча «нигилиста» Базарова. По-видимому, не случайно в эпилоге обоих романов провозглашаются тосты «за здоровье Рудина» и «в память Базарова». (вернуться)

 
 
Д. Б. Боровский. Аркадий и Катя.
Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Источник: Тургенев И.С. Сочинения: В 2-х т. - М.: Художественная литература, 1990.


 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика