Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Фотография С.Л. Левицкого. И.С. Тургенев. 1856 г.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
 
И.С.Тургенев.
Отцы и дети

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
Роман "Отцы и дети" в таблицах
(на сайте "К уроку литературы")
 
Рисунок И.С. Тургенева "Базаров" из романа "Отцы и дети". "Игра в портреты".
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
П.М. Боклевский. Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX в.
 
 
Портрет Д. И. Писарева.
Источник: Д. И. Писарев. Избранные произведения. Л.: Худ. литература. 1968.
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе

Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»

Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция

Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе

Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике


УРОК 50
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
В РУССКОЙ КРИТИКЕ

Цель:

показать учащимся различие интерпретаций романа и образа главного героя современными И. С. Тургеневу критиками (М. А. Антоновича, Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова); подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове; помочь осмыслить общечеловеческие, нравственные ценности, раскрываемые Тургеневым в романе; воспитывать читателя, способного видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста.

Оборудование:
раздаточный материал, текст романа «Отцы и дети», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о различии интерпретаций романа и образа главного героя современными И. С. Тургеневу критиками (М. А. Антоновича, Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова); подводят итог размышлениям о романе, главном герое — Базарове; осмысляют общечеловеческие, нравственные ценности, раскрываемые И. С. Тургеневым в романе, принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Выполнение интерактивного упражнения «Ролевая игра»
с последующей презентацией результатов работы


• Известно, что в процессе работы над образом Базарова, пытаясь понять характер его персонажа, автор от имени героя вёл дневник.
Напишите несколько дневниковых записей от лица Базарова (например, о днях пребывания в Марьино, чувствах к Одинцовой, последних днях жизни и т. п.).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

1. Слово учителя


— С выходом в свет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» начинается оживлённое обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах «Современник» и «Русское слово». Спор, по существу, шёл о типе нового революционного деятеля русской истории. Главным объектом полемики был образ центрального героя романа, Евгения Базарова. Разногласия доходили до крайних суждений. Споры продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевидно, проблематика романа сохраняла злободневность и для последующих поколений.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Появление романа «Отцы и дети» в печати вызвало огромное количество откликов и критических статей. «Ну и досталось же ему (И. С. Тургеневу) за Базарова…» — сочувственно отмечал Ф. М. Достоевский о разгоревшейся ожесточённой полемике вокруг романа. О романе писали А. И. Герцен, Д. И. Писарев, М. А. Антонович, Н. Н. Страхов и другие критики.

Споры об «Отцах и детях» велись в основном вокруг образа Базарова. Так, представитель революционно-демократического лагеря М. А. Антонович[2], сменивший в журнале «Современник» Добролюбова, оценил роман как грубо реакционный, антихудожественный пасквиль. Его статья «Асмодей* нашего времени» написана резко, критик обвинил Тургенева в сведении личных счётов с представителями молодого поколения.

* Асмодей — дух ада, дьявол.

Д. И. Писарев[3] на страницах журнала «Русское слово», напротив, восторженно оценил роман И. С. Тургенева. Опираясь на роман и личный жизненный опыт, критик в своей статье «Базаров» сделал попытку раскрыть истинное лицо нового человека. Д. И. Писарев увидел в Базарове и конфликте отцов и детей знамение времени. И. С. Тургенев отметил, что «разбор Писарева необыкновенно умён… и… что он почти вполне понял всё то, что я хотел сказать Базаровым».

Несмотря на противоположные точки зрения, содержащиеся в этих двух статьях, оба критика подошли к трактовке произведения Тургенева как к осмыслению исторической основы конфликта романа и характера главного героя. При этом роман Тургенева как явление искусства Антонович и Писарев не рассматривают или ограничиваются отдельными замечаниями.

Наиболее объективно к тургеневскому роману подошёл Н. Н Страхов[4] (статья «Отцы и дети»), который попытался осмыслить внутренний трагизм главного героя.

Развернувшаяся вокруг романа Тургенева полемика показала, что современников писателя в произведении интересовал, прежде всего, образ Базарова как исторический эпохальный характер, герой времени. И автора призывали определиться: он за или против Базарова, забывая при этом, что истинная цель настоящего художника — исследование жизни.

2. Аналитическая работа с отрывками из литературно-критических статей
(в группах)

Карточка № 1

…Всё внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц,— впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения.

…О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей.

…И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, миленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура самая злостная.

…В новом произведении г. Тургенева нет даже того психологического анализа, с которым он, бывало, прежде разбирал игру чувств у своих героев и который приятно щекотал чувство читателя; нет художественных изображений картин природы, которыми действительно нельзя было не залюбоваться и которые доставляли всякому читателю несколько минут наслаждения чистого и спокойного и невольно располагали его симпатизировать автору и благодарить его.

…Роман есть не что иное, как беспощадная, разрушительная критика молодого поколения.

…автор находит свой идеал совершенно в ином месте, именно в «отцах», в более или менее старом поколении.
(М. А. Антонович «Асмодей нашего времени»)

Карточка № 2

…Новый роман Тургенева даёт нам всё то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша. …Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям.

…Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он — представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчётливо вырисовывается перед воображением читателя.

На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно необходимо.

…Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности.

…Если базаровщина — болезнь, то она болезнь нашего времени, и её приходится выстрадать, несмотря ни на какие паллиативы* и ампутации. Относитесь к базаровщине как угодно — это ваше дело; а остановить — не остановите; это та же холера.

* Паллиатив — полумера, средство, не излечивающее болезнь, а лишь на время смягчающее её симптомы.

…Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принёс ему полную дань уважения. Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели…

…Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и результатами.

…Умереть так, как умер Базаров,— всё равно что сделать великий подвиг. Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева…

…Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идёт по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда.

…Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».
(Д. И. Писарев «Базаров»)

Карточка № 3

…Базаров есть тип, идеал, явление, возведённое в перл создания; понятно, что он стоит выше действительных явлений базаровщины.

…Базаров прямо отрицает искусство, но отрицает его потому, что глубже понимает его. Искусство всегда носит в себе элемент примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примиряться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отречение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы.

…Базаров не охотник до споров и разглагольствий и не придаёт им большой цены. Он видит, что логикой много взять нельзя; он старается больше действовать личным примером и уверен, что Базаровы сами собою народятся в изобилии, как рождаются известные растения там, где есть их семена.

…Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре. Весьма замечательно, что он, так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества. Кто этого не ценит, кто не понимает всей важности такого явления, тот пусть лучше не судит о нашей литературе.

…Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова. Вот великое достоинство романа, которое содержит в себе главный его смысл и которого не заметили наши поспешные нравоучители.

…Базаров есть прямой, непосредственный продолжатель Онегиных, Печориных, Рудиных, Лаврецких. Точно так, как они, он живёт пока в умственной сфере и на неё тратит душевные силы. Но в нём жажда деятельности уже дошла до последней, крайней степени; его теория вся состоит в прямом требовании дела; его настроение таково, что он неизбежно схватится за это дело при первом удобном случае.

…Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний….Смена поколений — вот наружная тема романа. Если Тургенев изобразил не всех отцов и детей или не тех отцов и детей, каких хотелось бы другим, то вообще отцов и вообще детей, и отношение между этими двумя поколениями он изобразил превосходно.
(Н. Н. Страхов «Отцы и дети»)

3. Аналитическая беседа

• Как вы думаете, чем можно объяснить возникновение жарких споров и противоречивых мнений о романе И. С. Тургенева?

• С кем из критиков романа «Отцы и дети» вы согласны? Чью точку зрения не разделяете? Аргументируйте свой ответ.

• Сравните характеристику образа Базарова, данную критиками М. А. Антоновичем, Д. И. Писаревым и Н. Н. Страховым. Кто из них, на ваш взгляд, был объективнее?

4. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(в парах, с раздаточным материалом)

• Познакомьтесь с высказываниями И. С. Тургенева о Базарове, определите и обоснуйте своё отношение к этому герою.
Составьте тезисный план собственной литературно-критической статьи, посвящённой Евгению Базарову.

Карточка

…Базаров всё-таки подавляет все остальные лица романа. Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей. А вы не находите в нём хороших сторон. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Н-я П-а, П-а П-а, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?

…Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего…

…Личные мои наклонности тут ничего не значат, но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения…
(И. С. Тургенев «По поводу “Отцов и детей”»)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Таким образом, вскоре после выхода «Отцов и детей» перед читателем предстали три разных Базарова. Но тургеневская книга живёт. Знакомство со статьями о романе позволяет современному читателю прочесть «Отцов и детей» своими глазами, найти свою позицию в неоконченных спорах.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к зачётной работе за I полугодие, повторив изученные произведения.

Следующий урок: Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям) >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Макси́м Алексе́евич Антоно́вич (1835 — 1918) — русский литературный критик, публицист и философ, геолог-любитель.
После смерти Добролюбова руководил литературно-критическим отделом «Современника», с конца 1862 участвовал в редактировании журнала. Напечатал здесь множество статей.
Отрицательно относясь к целому ряду писателей, Антонович особенно нападал на «почвеннические» журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха», где его главными оппонентами были Ф. М. Достоевский и Н. Н. Страхов.
В статье «Асмодей нашего времени» («Русский вестник», 1862, № 2), получившей скандальную известность, Антонович охарактеризовал роман Тургенева «Отцы и дети» как пасквиль на молодое поколение, отказав роману в художественности. Расхождение в оценке романа с Писаревым повело к полемике с журналом «Русское слово» и острой критике Писарева и Зайцева.(вернуться к уроку)

3. Пи́сарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ. Считается третьим, после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником.
Писарев погиб, не достигнув двадцати восьми лет. Его литературная деятельность началась рано, когда ему было всего восемнадцать лет, и продолжалась недолго — около восьми лет, если не считать вынужденных перерывов. Но она оставила глубокий и яркий след в истории русской общественной мысли.
В судьбе Писарева есть много общего с судьбой Добролюбова. Их деятельность началась рано и преждевременно оборвалась, оба они были властителями дум передовой демократической молодежи своего времени.
Писарев отрицал значение творчества Пушкина: Пушкин, Лермонтов и Гоголь были для Писарева пройденной ступенью.
В 1867—1868 годах сотрудничал с журналом «Дело» и «Отечественными записками». В статьях о художественной литературе в развитие «реальной критики» Н. А. Добролюбова трактовал художественные образы как объективное изображение социальных типов (статья «Базаров» о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», 1862; «Борьба за жизнь» о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 1867, и другие). (вернуться)

4. Никола́й Никола́евич Стра́хов (1828 — 1896) — русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской академии наук (1889).
Высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества.
Автор статей о Л. Н. Толстом (в том числе о «Войне и мире»); первый биограф Ф. М. Достоевского (одновременно с О. Ф. Миллером).
Литературно-критические работы Страхова, включенные в сборник «Критические статьи об И С Тургеневе и Л Н Толстом»: «Отцы и дети», «Дым», «Два письма Н Косицы», «Последние произведения И С Тургенева (1871)», «Поминки по Тургеневу».
Написание и публикация статьи о романе И С Тургенева «Отцы и дети» (1862) относится к первому периоду критической деятельности Н Н Страхова. Близость к «почвенническому» направлению сказалась как на понимании и оценке романа, так и на критическом методе Страхова, который отличается здесь относительной объективностью подхода к разбираемому произведению. (вернуться)

 
И. С. Тургенев в Группе сотрудников журнала "Современник"
... Важнейший момент в литературно-общественной биографии Тургенева отражает широко известная фотография С.Л.Левицкого, на которойзапечатлены крупнейшие русские писатели - сотрудники журнала "Современник". Это одна из первых групповых фотографий в России, сделанная в ателье именитого петербургского фотографа. Появление здесь И.С.Тургенева рядом с И.А.Гончаровым, Л.Н.Толстым, Д.В.Григоровичем, А.В.Дружининым, А.Н.Островским естественно и закономерно.
В начале 1856 года с издателями "Современника" Н.А.Некрасовым и И.И.Панаевым было заключено "обязательное соглашение", по которому И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович и А.Н.Островский должны были печататься "исключительно" в "Современнике".

 
Фефилова Г. Уроки литературы в 10 классе
(главы из книги)

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика