Ф. И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Ф.И.Тютчев. Портрет работы С.Ф.Александровского, 1876.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Урок 53. Ф. И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта

Урок 54. Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева

Урок 55. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»


УРОК 53
Ф. И. ТЮТЧЕВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
ЕДИНСТВО МИРА И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
В ЛИРИКЕ ПОЭТА

Цель:

ознакомить учащихся с фактами биографии поэта и особенностями лирических стихотворений Ф. И. Тютчева; показать единство мира и философии природы в лирике Ф. И. Тютчева; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; приобщать к ценностям духовной культуры; прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Ф. И. Тютчева, тексты стихотворений Ф. И. Тютчева; иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни, творчестве и судьбе Ф. И. Тютчева, об особенностях его лирических стихотворений; составляют тезисы сообщений о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева; участвуют в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ зачётной работы за I полугодие

2. Вводно-ориентировочная беседа


• Вспомните и расскажите, что вам известно о Фёдоре Ивановиче Тютчеве.

• Какие произведения поэта вы знаете? Прочитайте наизусть ваши любимые стихотворения.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Имя Фёдора Ивановича Тютчева оставалось неизвестным русскому читателю долгое время даже после того, как художественное дарование этого замечательного поэта достигло зрелости, и он не только создал, но и опубликовал многие свои стихотворения, ставшие впоследствии хрестоматийными и вошедшие в число лучших образцов русской лирики. Обратим внимание на портрет поэта.

«Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнажённый, необыкновенной красоты лоб, всегда оттенённый глубокой думой; с рассеянием во взоре, с лёгким намёком иронии на устах,— хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли»,— так, по воспоминаниям И. Аксакова, выглядел Тютчев — поэт, о котором Лев Толстой сказал: «Без него нельзя жить».

Сейчас стихи этого поэта каждый знает с детства: «Люблю грозу в начале мая…», «Зима недаром злится, прошла её пора…», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…».

Сам Тютчев поэтом себя не считал, печатать произведения не стремился, никогда не собирал своих стихов, они сохранились случайно в письмах к родным и друзьям, на счетах и подорожных, на закладках в книгах. Опубликованы были без его стараний, усилий, возможно, и желания. Как-то князь И. С. Гагарин привёз А. С. Пушкину из Мюнхена подборку стихов, и тот напечатал их в журнале «Современник» в 1836 г. Это была первая публикация Тютчева, не считая юношеского переложения «Послания Горация к Меценату».

«…Тютчев может сказать себе, что он… создал речи, которым не суждено умереть…»,— писал И. С. Тургенев в своей статье о поэте.

Что же это были за речи, которые и сейчас, много лет спустя после смерти их творца, не перестают пленять нас своей неувядающей прелестью?

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя

— Ф. И. Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия — способ познания мира, то для Тютчева — возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко — он ничто. Его присутствие — не более как точка в пространстве, его отсутствие — всё пространство…» — писал Тютчев. Основными темами его творчества являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия — то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Его лирический герой не является выразителем какой-то определённой философской концепции, он только задаётся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? в чём загадка природного бытия?

Если в первый период творчества Ф. И. Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы.

Человек и природа едины. «Всё во мне, и я во всём!..» — утверждает Ф. И. Тютчев. Природа не просто лишена души, памяти, любви — она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения:

…перед ней мы смутно сознаём
Себя самих — лишь грёзою природы.

Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) — один из ключевых мотивов тютчевской лирики.

Пройдут годы, и он напишет:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах!
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах!

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой![2]

Тютчев был поэтом не по профессии, а по своему предназначению. Может быть, поэтому его поэзия наполнена ощущением гармонии мирозданья. Он ничего не выдумывал, а просто записывал то, что видел и чувствовал. И, наверное, потому ему удалось создать свою художественную модель Вселенной. Его пейзажные образы рождаются из мгновенных впечатлений от жизни природы, о которых он рассказывает своим неповторимым языком.

3. Ознакомление со статьёй учебника по теме урока
(с последующей записью в тетрадях)

Особенности поэзии Ф. И. Тютчева

• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлечённых, абстрактных категорий.

• Тютчев — открыватель новых образных миров в поэзии.

• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен.

• «Двойное бытие» расколотой человеческой души наиболее ярко выражено в любовной лирике Тютчева.

Основные темы и мотивы лирики

• Поэт и поэзия; духовный кризис современного поколения; свобода и счастье.

• Россия; природа; любовь.

• Христианские мотивы.

4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!».
См. текст ниже:

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

3) Аналитическая беседа


• Какие два мира поэт изображает в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
(Чувства, мечты, мысли, душевные движения)

• Каковы приметы внешнего мира? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
(Звёзды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи)

• Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Какой смысл в том, что лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

• Какой характер придаёт тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

• Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

4) Обобщение учителя

— Слово silentium переводится с латыни на русский язык как молчание.

В этом слове и заключена основная мысль стихотворения — одиночество поэта, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Произведение состоит всего из трёх строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу можно считать отдельной частью стихотворения. Очевидно, что внутренний мир человека для Тютчева аналогичен Космосу, включая весь мир, но в странном, трансформированном виде, непривычном и непонятном человеку. Именно поэтому автор предписывает сохранять молчание.

5. Аналитическая работа
с текстом стихотворения Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»
См. текст выше:

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

3) Аналитическая беседа


• К кому обращены первые строки стихотворения?

• Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?

• В чём родство природы и человека?

• Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?

4) Обобщение учителя

— Ни для кого из русских поэтов, кроме А. А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Ф. И. Тютчева.

Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придаёт ему более глубокий смысл. Главная идея — взаимоотношения человека и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она — «голос матери самой». Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

6. Аналитическая работа
с текстом стихотворения Ф. Тютчева «Природа — cфинкс…»
См. текст ниже:

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

3) Аналитическая беседа


• Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?

• Какой философский смысл вкладывает поэт в утверждение, что природа «своим искусом губит человека»?

• Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?

• Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?

4) Обобщение учителя

— Лишь в особенно горькие минуты природа представляется Тютчеву царством пустоты и «вечного бессмыслия». Для Тютчева характерны поиски смысла во всём: во Вселенной, в бытии. Такого рода размышления и приводят, в конце концов, к странному высказыванию: «Природа — сфинкс». Умиротворение, покой, исцеление — только в «природе — сфинксе». Видимо, такое наименование природе было дано в минуты тяжелейшего, безысходного отча яния. Ведь что ни говори, окружающий мир постоянно был для Тютчева живым, а отнюдь не каменным.

7. «Умники и умницы»: сопоставительная работа
(в парах, с последующей презентацией результатов работы классу)

• Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»


• Согласитесь или опровергните одно из высказываний о лирике Ф. И. Тютчева.

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее — а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли (И. С. Аксаков).

Если Пушкин был полон веры в чистый разум, если он был «эллином» послегомеровского периода, то Тютчев тянулся к мифологическому гомеровскому ощущению мира. Он, с одной стороны, человек, проживший большую часть жизни на Западе, европеец, скептик XIX в. С другой стороны, он был эллин мифологического, трагического ощущения мира (Е. Винокуров).

2. Заключительное слово учителя

— «Великий поэт всегда современен будущему. Он принадлежит Вечности»,— так сказал о Ф. И. Тютчеве русский поэт XX в. Лев Озеров. Прикоснуться к Вечности сможете и вы, вчитавшись в тютчевские строки:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живёт,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдёт!..

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Философские идеи Тютчева и их созвучие моим мыслям».

2. Опережающие задания
1) Подготовить сообщения «Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева» (2 учащихся).
2) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Цицерон», «Над этой тёмною толпой…», «Умом Россию не понять…» (3 учащихся).

Следующий урок: Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева >>>


Silentium!
Ф. И. Тютчев
[3]

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..
1830 (вернуться к уроку)

Природа — сфинкс. И тем она верней…
Ф. И. Тютчев
[4]

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
1869
(вернуться к уроку)

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Не то, что мните вы, природа... — впервые — в журнале «Современник», 1836, том III, № 1, с. 21—22.
Вторая и четвертая строфы, замененные в первой публикации многоточиями, были исключены из печати по требованию цензуры и не дошли до нас. Судя по содержанию стихотворения в целом, в этих строфах, вероятно, была высказана «безбожная», с точки зрения цензора, мысль о том, что природа живет и развивается не по воле бога, а по своим собственным законам. (вернуться)

3. Silentium — Молчание! (лат.). Впервые напечатано в газете «Молва», 1833, № 33, 16 марта, стр. 22. (вернуться)

4. Природа — сфинкс. И тем она верней... – дата написания: 1869 г. Впервые напечатано в изд. 1886 г., стр. 340.
В списке СП датировано: «Овстуг, август 1869».
Л. Н. Толстой отметил это четверостишие буквами «Т. Г.» (Тютчев. Глубина). (вернуться)

 
Овстуг. Дорога на мельницу. Акварель О.Петерсона. 1861 г.

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика