Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Ф.И.Тютчев. Портрет работы С.Ф.Александровского, 1876.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 53. Ф. И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта

Урок 54. Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева

Урок 55. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»


УРОК 54
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. И. ТЮТЧЕВА.
ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ
В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Цель:

ознакомить учащихся с политическими и историко-философскими взглядами Ф. И. Тютчева; показать, как в лирике поэта представлена тема «Человек и история»; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; приобщать к непреклонным ценностям духовной культуры; способствовать воспитанию гуманистических и гражданских чувств.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Ф. И. Тютчева, тексты его стихотворений; иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о политических и историко-философских взглядах Ф. И. Тютчева; выразительно читают стихотворения; участвуют в аналитической и сопоставительной работе в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Выполнение интерактивного упражнения «Ассоциативный ряд»
(работа в парах с раздаточным материалом)

• Прочитайте стихотворения Ф. И. Тютчева «Смотри, как облаком живым…» и высказывание А. А. Фета о поэтическом даре Ф. И. Тютчева.

Поэтическая сила, то есть зоркость г. Тютчева,— изумительна. Он не только видит предмет с самобытной точки зрения,— он видит его тончайшие фибры и оттенки» (А. А. Фет).

• Согласны ли вы с мнением поэта? Докажите его точность на примере прочитанного стихотворения Ф. И. Тютчева «Смотри, как облаком живым…».

• Это стихотворение Ф. И. Тютчев написал в 1836 г., когда ему было 33 года. Какие культурно-исторические ассоциации возникают при упоминании об этом возрасте? Как они оттеняют звучание стихотворения?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Современный читатель не ошибётся, если, вслед за Л. H. Толстым, произнесёт о Ф. И. Тютчеве: «Без него нельзя жить…», потому что тютчевский поэтический мир базируется на поиске подлинных человеческих ценностей, проникнут истинным гуманизмом. Видя, чувствуя кровную, неразрывную связь индивидуального, частного и всеобщего, поэт ставил именно те проблемы взаимоотношений Человека, Человечества, Природы, Вселенной, без понимания которых невозможно гармоническое существование людей и которые встали во всей своей остроте на повестку дня разнообразной и противоречивой эпохи конца ХХ в. Отсюда высокая степень нравственной значимости тютчевского творчества. «Пора, наконец, понять,— писал выдающийся русский философ П. А. Флоренский,— что похвала Тютчеву не есть слово, ни к чему не обязывающее, а, будучи сказано искренне, оно подразумевает неисчислимые, мирового порядка, последствия».

Всякий истинный художник, как известно, неразрывно связан со своим временем, с прошедшим и современным ему опытом развития представляемой им национальной литературы. Hе является исключением и гениальный русский лирик Ф. И. Тютчев, своеобразие которого можно понять только соотнеся его наследие с окружавшей его общественно-литературной и поэтической действительностью.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений «Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева»

1 - й   у ч а щ и й с я.


Несмотря на то что значительную часть своей жизни Фёдор Иванович Тютчев по роду своей служебной деятельности провёл за границей, в общественной и политической жизни страны он неизменно принимал живейшее участие, горячо откликаясь на происходящие на Родине изменения.

Это участие проявлялось и в деятельности Тютчева уже после его возвращения в Россию, и в тех статьях, которые он публиковал за границей в разные годы жизни. Занимая с 1858 г. пост председателя комитета иностранной цензуры, он считал свою политическую деятельность главным смыслом своей жизни — известно, что сам Ф. И. Тютчев никогда не полагал себя поэтом, а говорил о себе как о политике.

За свою долгую жизнь поэт был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война (1812), восстание декабристов (1825), революционные события в Европе (1830 и 1848), реформа (1861)… Все эти события волновали Ф. И. Тютчева как поэта и гражданина. Ко времени возвращения Тютчева в Россию завершилось становление политических взглядов писателя, изложенных в трёх статьях — «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».

В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в православном её существе. Существенные перемены происходят и в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется.

В зрелых произведениях автор говорит о православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения. Одновременно в лирике позднего Тютчева совершается поэтическое открытие народной России.

2 - й   у ч а щ и й с я.

Политические взгляды Тютчева вызвали одобрение императора Николая I. В 1848 поэт получил должность при Министерстве иностранных дел в Петербурге, в 1858 был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В Петербурге Тютчев сразу же стал заметной фигурой в общественной жизни. Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. К этому времени относится и подъём поэтического творчества Тютчева.

В 1854 в приложении к «Современнику» было опубликовано 92 стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И. С. Тургенева был издан его первый поэтический сборник.

Суть своего понимания России поэт выразил в стихотворении «Умом Россию не понять…» (1866). Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

В течение всей своей жизни Ф. И. Тютчев жадно следил за всеми перипетиями социально-политической жизни страны, всем сердцем ощущая грядущие общественные катастрофы и сочувствуя России и её народу.

2. Аналитическая работа
с текстами стихотворений «Цицерон», «Над этой тёмною толпой…», «Умом Россию не понять…»
(в группах)

• Опираясь на статью учебника, текст и план анализа стихотворения, дополнительный раздаточный материал, подготовьте выразительное чтение и анализ предложенного вам стихотворения.

Памятка «План анализа стихотворения»

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значимость стихотворения для всего творчества поэта.

1-я группа. «Цицерон»
Карточка № 1.
См. текст стихотворения ниже:

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) — римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданской войны в Риме. За несколько веков республиканского правления Римом были захвачены огромные территории, в результате чего особое значение в жизни республики приобрели полководцы с верными им войсками. Это привело к установлению военной диктатуры и многочисленным гражданским войнам. Республиканское правление декабристы считали идеалом государственного устройства, беря за образец Римскую республику.

Стихотворение «Цицерон» было написано Ф. И. Тютчевым предположительно в 1830 г. Поводом к написанию послужила, по мнению исследователей, Июльская революция 1830 года во Франции. В этот период поэт много размышляет об обречённости Европы, для которой наступает эра революций, о возможной гибели европейской культуры, о роли и месте личности в эпоху исторических катаклизмов. Впервые стихотворение было напечатано в альманахе «Денница» за 1831 г. Затем — в журнале «Современник» в 1836 г.

2-я группа. «Над этой тёмною толпой…»
Карточка № 2.
См. текст стихотворения ниже:

Стихотворение было написано в 1857 г., впервые опубликовано в 1858 г. в десятой книжке журнала «Русская беседа», который редактировал И. С. Аксаков. 1853–1856 гг. — Крымская война. 1861 г. — отмена крепостного права в России.

Из письма Ф. И. Тютчева А. Д. Блудовой: «…Истинное значение задуманной реформы сведётся к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет обличён во внешние формы законности, заменит собой произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий…». В. С. Соловьёв в статье «Поэзия Тютчева» рассматривает стихотворение «Над этой тёмною толпой… » в контексте «патриотических пророчеств нашего поэта».

3-я группа. «Умом Россию не понять…»
Карточка № 3.
См. текст стихотворения ниже:

«Умом Россию не понять…» — стихотворение (четверостишие), написанное 28 ноября 1866 г. Эти строки — одна из характеристик российского государства и русского менталитета, акцентирующая некоторую иррациональность поведения, стали известным литературным образом «загадочной русской души», носящим романтический характер.

Споры относительно стихотворения, написанного Ф. И. Тютчевым, не утихают почти полтора столетия. Стихотворение русского поэта превратилось в крылатую фразу. Особенно часто его цитировали в конце XIX — начале XX века новые «славянофилы» и «западники».

Нередко это стихотворение соотносят и с известной фразой германского «железного канцлера» Бисмарка: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». Экс-президент Франции Жак Ширак, получая Государственную премию РФ, прочитал строчки из Тютчева «Умом Россию не понять…».

3. Сопоставительная работа
по стихотворениям Ф. И. Тютчева
«Эти бедные селенья…» и «Слёзы людские, о слёзы людские…»


1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися

2) Аналитическая беседа

• Выпишите ключевые слова, «слова-острия» этих двух стихотворений (рекомендуем выбрать эпитеты, поскольку именно они и создают колорит стихотворения) и после этого ответьте на следующие вопросы.

1. Какой образ «земли родной» рисует поэт в этих стихотворениях?

2. Какие события истории России и биографические вехи в жизни Тютчева отразились в этих произведениях?

3. Как расшифровать метафору «удручённый ношей крестной»? Как вы понимаете слова «в рабском виде»?

4. Почему Тютчеву важно придать Христу простонародный облик, противопоставить «свою» Россию в её «наготе смиренной» той стране, которую видит «гордый взор иноплеменный»?

5. Как, с вашей точки зрения, конкретная бытовая ситуация, отражённая в стихотворении «Слёзы людские, о слёзы людские…», становится поэтическим образом? Раскройте мысли и чувства лирического героя этого стихотворения.

6. В чём, с вашей точки зрения, близость («бывают странные сближенья») стихотворений «Эти бедные селенья…» и «Слёзы людские, о слёзы людские…»?

3) Обобщение учителя

Стихотворение «Эти бедные селенья…» проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию. Подспудно в строках стихотворения отразилось многое:
позор злополучной Крымской войны, разочарование Тютчева в Николае I, в направлении развития внутренней и внешней политики России. В этом произведении впервые в тютчевском творчестве (пусть и в контексте традиционной религиозной символики) прозвучало слово «рабство».

В стихотворении «Слёзы людские, о слёзы людские…» уже нет указаний на конкретную страну, нет конкретного образа России николаевской эпохи; восприятие родины поэтом скорее эмоциональное. Об истории создания этого лирического шедевра оставил свидетельство И. С. Аксаков, зять Ф. И. Тютчева: «…однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал встретившей его дочери: “J’ai fait guelgues rimes” («Я сочинил несколько стихов») и, пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение: “Слёзы людские, о слёзы людские…”».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов


• Каково отношение Тютчева-политика к современной ему российской действительности и как это отношение выразил Тютчев-поэт?

• Какие общественно-политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева, отразившиеся в статьях и политической лирике, дают основание сблизить его позицию со славянофильством?

2. Заключительное слово учителя

— Поэзия Ф. И. Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. «Он не шутит с музой,— говорил о поэте Л. Н. Толстой,— и всё у него строго: и содержание, и форма».

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Лирика Ф. И. Тютчева в моём восприятии».

2. Опережающие задания (4 учащихся)
1) Подготовить рассказ о любовной лирике Ф. И. Тютчева.
2) Подготовить выразительное чтение стихотворений (5 учащихся): «Я помню время золотое…», «К. Б.», «Ещё томлюсь тоской желаний…», «О, как убийственно мы любим…», «Так здесь-то суждено нам было…».

Следующий урок: Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» >>>


ФОНТАН
Ф. И. Тютчев
[2]

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
10 О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты…
Источник: Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1987. (вернуться к уроку)

Цицерон
Ф. И. Тютчев
[3]

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»[4]
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты[5]
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..[6]

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие[7]
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
(вернуться к уроку)

Над этой темною толпой...
Ф. И. Тютчев


Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы…
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота
Что гложет ум и в сердце ноет, —
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…
(вернуться к уроку)



Умом Россию не понять…
Ф. И. Тютчев
[8]

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
28 ноября (10 декабря) 1866 г.
(вернуться к уроку)

Эти бедные селенья…
Ф. И. Тютчев


Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что́ сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855
(вернуться к уроку)

Слезы людские, о слезы людские...
Ф. И. Тютчев


Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Фонтан (Смотри, как облаком живым...) — впервые — в журнале «Современник», 1836. Т. III. С. 9. (вернуться)

3. Цицерон — впервые напечатано в альманахе «Денница» на 1831 г., стр. 40.
Цицерон (106-43 до нашей эры) — римский политический деятель, оратор и философ. (вернуться)

4. Застигнут ночью Рима был... – Тютчев имел в виду произведение Цицерона «Брут, или Диалоги о славных ораторах», где сказано: «Скорблю, что, выйдя в жизненный путь несколько позже, чем следовало бы, я, прежде чем закончил дорогу, впал в эту ночь республики». (вернуться)

5. С Капитолийской высоты... – главный из семи холмов, на которых расположен Рим; здесь находилась цитадель города и центр его политической жизни. (вернуться)

6. Закат звезды ее кровавый!.. – речь идет о гибели потопленной в крови гражданской войны 48—45 гг. до н. э. римской аристократической республики, идеологом которой был Цицерон. Результатом этой войны было установление диктатуры Юлия Цезаря. Мотив 2-й строфы стихотворения заимствован из стихотворения Шиллера «Боги Греции». (вернуться)

7. Его призвали всеблагие... – мифологические божества древних. (вернуться)

8. Умом Россию не понять… – стихотворение написано 28 ноября (10 декабря) 1866 года.
Кроме этого стихотворения, Тютчев написал несколько других философских миниатюр-моностроф («Когда пробьёт последний час природы», «Природа — сфинкс», «Нам не дано предугадать»).
И. С. Тургенев отмечал: «Самые короткие стихотворения Тютчева почти всегда самые удачные». Ю. Н. Тынянов писал, что тютчевская афористическая краткость «позволяла сосредоточить силу оды на маленьком пространстве». (вернуться)

 
«Умом Россию не понять…». Автограф Тютчева

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика