Анализ поэтического текста стихотворения И. Бродского «Сретенье». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
И.А.Бродский. Фото
 
И.А.Бродский.
Фото 1956 г. на балконе дома.
Ленинград, Литейный пр., 24/Пестеля ул., 27
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
 
ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ
(1940 – 1996)


Уроки литературы в 11 классе[1]
 

Урок 1. «БРОДячий русСКИЙ». Жизненный путь Иосифа Бродского

Урок 2. «Молчанье и непрерывный свет». Анализ поэтического текста стихотворения И. Бродского «Сретенье»

Урок 3. «Речи дар в глухонемой Вселенной». Поэт и творчество в произведениях И. Бродского

Л. В. Сыроватко.
Урок 1. Урок без названия


Урок 2. Парка и Муза


УРОК 2
«Молчанье и непрерывный свет».
Анализ поэтического текста
стихотворения И. Бродского «Сретенье»

Информация для учителя.

Ученики получают предварительное домашнее задание.

Общие задания:
1. Найти в Евангелии от Луки эпизод, связанный со Сретеньем.
2. Найти в словаре Даля толкование слова «Сретенье», уметь объяснить смысл события.
Индивидуальное задание: сопоставить стихотворение И. Бродского «Сретенье» с текстом Евангелия, найти сходства и различия.

Учитель.
Сознание человека, особенно личности такого масштаба, как Иосиф Бродский, представляет собой особое пространство, особый мир. В нем есть своя география, своя история, свои действующие лица. Исследуя творчество Бродского, мы открываем его страну, путешествуем по незнакомым нам городам, встречаемся с новыми людьми, понимаем их мысли. Давайте вспомним замечательное высказывание друга Иосифа Бродского — Владимира Уфлянда, знакомое нам по предыдущему уроку (см. урок 1).

На прошлом уроке мы уже начали знакомство со страной поэта, на следующих уроках мы постараемся открыть ее заветные уголки.

Обратимся к одному из ключевых произведений И. Бродского — стихотворению «Сретенье».

У поэта есть целый ряд стихотворений, посвященных евангельским сюжетам. Его любимый праздник — Рождество. Из года в год обращается поэт к этому празднику, каждый раз осознавая и воспринимая его по-новому.

Среди рождественских стихотворений «Рождественский романс» (1961), «В Рождество все немного волхвы» (1972), «Рождественская звезда» (1987), «Бегство в Египет» (1994) и др.

Задача нашего урока — понять, для чего поэт XX века обращается к древнему евангельскому сюжету, который так хорошо известен, который не раз был использован художниками и поэтами.

Творческая работа

Представьте себе, что вы получили задание рассказать о празднике Сретенья[2] людям, которые мало о нем знают. Вы имеете право расширить сжатое библейское повествование, уделив внимание переживанию действующих лиц.

Выслушаем рассказы учеников, определим, кому из персонажей они уделяют особое внимание.

Теперь посмотрим, как обращается к сюжету Иосиф Бродский.

Первая учебная ситуация
Сопоставление стихотворения
с текстом Евангелия

Подготовленное чтение стихотворения.

СРЕТЕНЬЕ


Когда она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие...»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковская тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
Раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Март 1972

Карточка №1

1. Прочитайте отрывок из Евангелия от Луки, глава 2, параграф 25.

2. Сохранил ли Бродский сюжет и главную идею праздника?

В чем особенность авторского взгляда на эту тему? Для ответа на этот вопрос нужно:

а) выписать имена персонажей, место и время действия;
б) выписать сходные слова, фразы, эпитеты.

3. Оформите таблицу.

Евангелие от Луки

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый... и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица... которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме...»[3] Таблица может иметь следующий вид[4]:

Таблица
Сопоставление стихотворения с текстом Евангелия
Что сравниваем?
Стихотворение
Евангелие
Персонажи (по мере появления в тексте)(1962)
Мария, Младенец, Симеон, Анна
Симеон, Мария, Иосиф, Младенец Иисус, Анна
Место и время действия
Утро, храм
Утро, храм
Лексика
— Увидит он смертную тьму / не прежде, чем Сына увидит Господня.
— Реченное некогда слово храня, / Ты с миром, Господь, отпускаешь меня...
— Глаза мои видели это Дитя...
— ...Он — Твое продолженье и света / источник для идолов чтящих племен / и слава Израиля в Нем.
— И странно им было.
— В лежащем сейчас на раменах твоих / паденье одних, возвышенье других, / предмет пререканий...
— И тем же оружьем... твоя / душа будет ранена. Рана сия / даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око
Не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
— Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром...
— ...Видели очи мои спасение Твое...
— ...свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
— ...дивились сказанному...
— ...се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий...
— Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец


Вывод по карточке № 1.

Сюжет сохранен и повторен Бродским наиболее точно, как сюжет Нового Завета, вплоть до сохранения лексики Евангелия.

В чем же особенность авторского взгляда на праздник Сретенья? Сюжет стихотворения окаймлен, имеет вступление и завершение. Особое внимание Бродский обращает на образ Симеона и через его сознание видит происходящее в храме событие.

Одна из важнейших тем стихотворения — завершение жизни, переход из мира физического в «пространство, лишенное тверди», где «время утратило звук». Почему Симеон ушел умирать «не в уличный гул»? Что значит для него «образ Младенца с сияньем вокруг / пушистого темени»? В каком случае «образ Младенца» может стать «светильником» в темноте? И для чего вообще была необходима Симеону эта встреча — Сретенье?

Попытаемся ответить на все эти вопросы сразу.

Главное условие продолжения жизни — душа Симеона несла светильник — образ Младенца — принадлежность мира Высшего. Только вместив в сердце сиянье Младенца, тот огонь, которым он светился, ту любовь, которой Он жил, Симеон становится частью Высшего мира, его носителем, а значит, бессмертным (но не в теле, а в духе).

Поэтому значение праздника Сретенья сводится не просто к встрече умирающего старца с Младенцем, а к мысли о том пути, который избирает Симеон: «уменьшаясь в значеньи и в теле», он стал «душой», вместившей свет. Произошла встреча, слияние чистейшего в человеке — его души и вечного источника света.

Только при такой состоявшейся встрече возможен их дальнейший бесконечный совместный путь.

Вторая учебная ситуация
Стихотворение «Сретенье»
и произведения живописи

Некоторые особенности поэтического мастерства Бродского в стихотворении «Сретенье».


I. Внимательно рассмотрите русскую икону «Сретенье Господне» из праздничного чина (XV в.).
Вслушайтесь в описание иконы, сделанное специалистом.



Описание иконы

«Окруженный небесной лазурью развертывается Иерусалимский храм. Он предстает здесь в виде необычайной, округлой золотистой стены, которая смыкается с башней. Перед башней, на ступенях высокой лестницы, стоит Симеон. Безмерная старость и готовность принять избавление от нее воплощены в необычайно могучей согбенной фигуре с простертыми руками, с которой ниспадают крупными складками бирюзовые одежды...

А навстречу Симеону друг за другом движутся Богородица с Младенцем на руках, Анна и Иосиф, несущий белых горлиц. Мерно ступают они; подчиненные единому ритму, ложатся складки их неярких вишневых, охристых одежд, а впереди, как вспышка света, сияет белизной рубашечка Младенца. Неуклонно их движение навстречу Симеону, навстречу будущему, которое он пророчит».[5]

Какую особенность стихотворения И. Бродского помогает понять древняя икона?

Стихотворение И. Бродского очень близко древнерусской иконе, но икона фиксирует момент встречи, а Бродский дает его развитие. Благодаря неожиданному продолжению эпизода в стихотворении появляются новые грани, по-другому расставлены акценты. «Сретенье» Бродского — не иллюстрация иконы, не пересказ Евангелия. Сохраняя связь с источниками, поэтический текст имеет собственную жизнь, собственное содержание, собственную энергию.

II. Однажды Бродского спросили: «Какая живопись может быть для вас источником творчества?.. Было предположение критиков о влиянии Рембрандта...»

На этот вопрос поэт ответил: «Я обожаю живопись... Вот в „Сретенье“, например, там даже такой рембрандтовский ход с этим лучом. <...> Но это в общем происходит бессознательно».[6]

Объяснить слова И. Бродского.
Найти в «Сретенье» «рембрандтовский ход с этим лучом».

Ученикам предлагается посмотреть несколько репродукций художника XVII века Рембрандта:
«Симеон во храме» (1631), «Апостол Павел» (1629), «Снятие с креста» (1632), в которых «Рембрандт использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов».[7]


Симеон во храме. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1631 г.
Королевская картинная галерея Маурицхейс, Гаага.

Ребята без труда заметят, что на всех этих картинах источником света является Тот, Кто несет его в своем сердце: Младенец, Христос.

Источником света в стихотворении является «образ Младенца с сияньем вокруг».

Мы подошли к разгадке одной из особенностей мировосприятия Бродского: определили его тесную связь и с древнерусской живописью, и с западноевропейской. Хотя, по словам поэта, «это происходит бессознательно».

Карточка №2

Задание.


Самостоятельно составьте таблицу «Лексика света и звуков в храме», разделив ее на две графы: «Звуки в храме» и «Лексика света в храме», по стихотворению И. Бродского «Сретенье».
Какой дополнительный смысл вносит она в понимание стихотворения?

«Здесь вступаем в многоликое царство образов тишины, молчания. Как известно, паузы не нейтральны, они являются частью музыкальной ткани. Семантика тишины достаточно разработана в мировой поэзии. Бродский является одним из самых чутких певцов молчания. Безмолвие, тишина, немота — их он слышит в широком диапазоне.

Молчание имеет различные уровни погружения, различные этические полюсы. В „Сретенье“ предстает многозначное, всеобъемлющее надгробное молчание при встрече с Высшим. В драматургии стихотворения может быть услышана борьба „шума жизни“ и тишины, с победой последней. Святой Симеон при вступлении в „глухонемые владения смерти“ наконец слышит, что „время утратило звук“. Подобно белому цвету, суммирующему цветовые оттенки, тишина поглощает сиюминутные звуки жизни. Она не фон, спутник оцепенения, одиночества, отчаяния; она подчас превращается в персонаж...».[8]

В конце урока мы предлагаем еще раз прочитать стихотворение. Это чтение будет отличаться от начального, поскольку текст осознан, он понимается, чувствуется гораздо глубже и точнее и должен прозвучать в совершенно ином качестве.

В качестве домашнего задания мы предлагаем ответить на вопрос, который послужит мостиком к третьему уроку: почему стихотворение «Сретенье» посвящено Анне Ахматовой?

Следующий урок: «Речи дар в глухонемой Вселенной». Поэт и творчество в произведениях И. Бродского >>>


1. Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс / Сост. Т. Ю. Угроватова; под ред. В. Г. Маранцмана. Серия: Библиотека учителя. — М.: Просвещение, 2007. (вернуться)

2. Сретенье Сре́тение Госпо́дне, также Сретение (греч. «встреча»), Принесе́ние во Храм (греч. «представление Господа») — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях.
Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания.
В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец.
В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Сретение 2 (15) февраля (в XX—XXI веках 2 февраля по юлианскому календарю соответствует 15 февраля по новоюлианскому и григорианскому).
Остальные поместные православные церкви празднуют Сретение 2 февраля по новоюлианскому календарю (совпадает с григорианским до 2800 года).
В католицизме празднуется 2 февраля по григорианскому календарю, Армянская апостольская церковь — 14 февраля.
Согласно Евангелию от Луки (Лк. 2:22-40), на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса. По закону Моисееву (Исх. 13:1-2,11-16), родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных. (вернуться)

3. Евангелие от Луки. — Глава 2, параг. 25 // Новый Завет. — Милан: Издание итальянского францисканского движения, 1990. — С. 89. (вернуться)

4. В целях экономии времени на уроке таблица может быть оформлена дома группой учеников и представлена в классе уже в готовом виде. (вернуться)

5. Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской живописи. — М.: Просвещение, 1993. — С. 72. (вернуться)

6. Болотова Л. Интервью с И. Бродским // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 100. (вернуться)

7. Популярная художественная энциклопедия. Книга II. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 162. (вернуться)

8. Петрушанская Е. «Слово из звука и слово из духа» (Приближение к музыкальному словарю Иосифа Бродского) // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 227. (вернуться)


 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика