Постижение автором исторических процессов в романе «Тихий Дон». Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Шолохов в рабочем кабинете.
Cт. Вёшенская. 1938 г.
Фото Фото. Г. Петрусова[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»

Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов

Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны

Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова

Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)

Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»


УРОК № 66
Тема.
М. А. Шолохов «Тихий Дон».
Глубокое постижение автором исторических процессов

Цель:
показать учащимся развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и значение «Тихого Дона» как романа, передавшего правду о Гражданской войне, о трагедии народа; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом; развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений; формировать чувство сострадания, милосердия; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, неприятие насилия, патриотизм.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа «Тихий Дон», иллюстрации к роману, видеозапись кинофильма «Тихий Дон» реж. С. А. Герасимова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; комментируют текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, картины войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Погружение в тему урока:
вводно-ориентировочная беседа


• Как изображается в романе война?
• С какой целью М. А. Шолохов описывает события военного времени с натуралистическими подробностями?
• Какие эпизоды романа поражают особой жестокостью описаний?
• Меняется ли характер описаний военных событий в третьей и четвёртой книгах романа, когда писатель обращается к изображению «горших бед и тягот, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне»?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Экспозиция романа «Тихий Дон» захватывает читателя. Писатель вводит его в мир российского пограничья, казачества. Быт этих воинов-поселенцев, сложившийся столетия тому назад, ярок и самобытен. Описание предков Мелехова напоминает старинный сказ — неторопливый, полный любопытных подробностей. Спокойствие и довольство разрушает Первая мировая война.

Тяжело расставаться с домом и родными, но казак всегда помнит о своём великом предназначении — защите России. Пришло время показать свою боевую выучку, послужить Богу, Родине и царю-батюшке. Главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов и его товарищи испытывают на себе убийственную мощь войны, не только губящей тело, но и разлагающей дух. Империалистическая война переросла в гражданскую. И брат шёл на брата, отец сражался с сыном.

Идеи революции донское казачество восприняло в целом негативно: среди казаков были слишком сильны традиции, а их благосостояние было гораздо выше, чем в среднем по России. Однако, по свидетельству исторических источников, большинство казаков поддержало белых, меньшинство пошло за красными.

Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдём описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках. Шолохова интересует другое — что делает война с человеком. Вычленение именно этого аспекта темы позволит почувствовать особенности шолоховского психологизма.

IV. Работа над темой урока

1. Слово учителя


— Старинные казачьи песни, взятые автором как эпиграф к роману, предваряют рассказ о противоестественной, братоубийственной войне, о гибели казачьих родов, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь («лошадиными копытами»), не тем засеяна («казацкими головами»), не тем полита и не тот урожай собран будет. В песнях, сложенных казаками, обозначена противоречивость всего их несчастного племени — племени воинов и земледельцев одновременно, правдиво объясняющая и раскрывающая суть трагедии, произошедшей с потомками неизвестных авторов уже в XX в. Это не обычные крестьянские будни, не посевная, а то страшное, отвратительное, что взрывает мирный уклад и наполняет волны «в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами».

Эпиграф не просто описывает атмосферу казачьего уклада, а предвосхищает главную идею всего произведения.

2. Слушание нескольких сообщений
«Уклад казачьей жизни и сословные традиции,
отражённые в первой книге романа “Тихий Дон”»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

3. Аналитическая работа с текстом романа
(с чтением и пересказом отдельных эпизодов)

• Определите позицию автора романа «Тихий Дон». Для этого, работая с текстом, находите слова, определяющие состояние человека на войне и отношение автора к войне, заполняйте таблицу.
ТАБЛИЦА
Отношение М. А. Шолохова к войне
Состояние человека на войне
Автор и герои о войне
 
 


У ч и т е л ь.
В романе сильно выражен нравственный протест против бессмысленности войны, её бесчеловечности. Рисуя эпизоды боевого крещения, Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. В цепи подобных эпизодов выделяется своей психологической выразительностью эпизод «Григорий убивает австрийца», вызвавшая у героя сильное потрясение.

Выразительное чтение эпизода
«Григорий убивает австрийца»

(кн. I, ч. третья, гл. V)

• Какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца?
• Как Шолохов передаёт состояние Григория?
• В каких словах выражена авторская оценка происходящего?
• Что открывает эта сцена в герое романа?

— Война в изображении М. А. Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей назвали подвигом.

Анализ гл. IX, ч. третьей

• Война в романе представлена в крови, страданиях. Приведите примеры страданий героев романа на войне. Как война повлияла на Григория Мелехова? (Шолохов изображает Григория Мелехова мужественным воином, вполне заслуженно получившим высокую награду — Георгиевский крест.)

Анализ гл. XX, ч. третьей

У ч и т е л ь.

Война сталкивает Григория с разными людьми, общение с которыми заставляет его задуматься и о войне, и о том мире, в котором он живёт. Судьба сводит его с Гаранжой, который и перевернул жизнь Григория.

• Что можно сказать о Гаранже?

Чтение монолога Гаранжи
(ч. третья, гл. XXIX)

• Почему запали в душу Григория наставления Гаранжи?

— Война принесла полное разочарование, хотелось вернуться к мирной жизни. Именно на эту благодатную почву и упали семена «большевистской правды», обещание мира. Григорий делает попытки разобраться в сложном устройстве жизни, начинается его трагический путь к истине, к народной правде. Мучительные вопросы задаёт Григорию Октябрьская революция, расколовшая весь мир, и казаков в частности, на своих и чужих. Шолохов снова ставит своего героя перед выбором, и снова разные люди внушают ему разную правду.

Анализ гл. X, ч. пятой

• Как влияет на Григория общение с Извариным и Подтёлковым?

Выразительное чтение
эпизода казни из романа

(ч. пятая, гл. XXX)

У ч и т е л ь.
Неоправданная бесчеловечность оттолкнула Мелехова от большевиков, так как она противоречила его представлениям о совести и чести. Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью враждебного и непонятного мира. Тянуло к большевикам — шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем». Котлярову, увлечённо доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права, равенство, Григорий возражает: «Казакам эта власть, окромя разору, ничего не даёт!». Григорий спустя некоторое время начинает службу в белоказачьих частях.

• Как воспринимает казнь Григорий?

Чтение и анализ
последнего эпизода второй книги
от слов:
«…А спустя немного тут же возле часовни…» до конца книги

• Финал второй книги романа имеет символический смысл. Как вы думаете какой?

 


4. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

• Каково соотношение войны и мира в романе М. А. Шолохова?
Сопоставьте композицию «Тихого Дона» с композицией романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
В чём М. А. Шолохов следует за Л. Н. Толстым?
Что необычного в художественной структуре романа «Тихий Дон»?

5. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение учителя, сопровождаемое
показом фрагментов из кинофильма «Тихий Дон» или фотопрезентации


— Целый ряд произведений М. А. Шолохова был перенесён на экран.

В 1930 г., когда были известны только две первые завершённые книги романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», режиссёры Ольга Ивановна Преображенская и Иван Константинович Правов сняли по своему сценарию немую версию романа.

В 1957 г. вышли две серии кинофильма «Тихий Дон» (режиссёр С. А. Герасимов). Первый зритель, которому показали только что смонтированный фильм, был сам Михаил Шолохов. Писатель воскликнул: «Я рад, что фильм идёт в одной дышловой упряжке с моим романом!». При первых же показах фильм посмотрели 47 миллионов зрителей, и своим успехом он во многом обязан участию Элины Авраамовны Быстрицкой, сыгравшей роль Аксиньи. Недаром Михаил Шолохов, увидев её в отснятых пробах, воскликнул: «Так вот же Аксинья!»

Гений режиссёра создал полотно на все времена, которое подобно мощному локомотиву, отправившись из «оттепельных» пятидесятых, промчалось сквозь советскую эпоху, проложило путь через лихое безвременье девяностых и наконец прибыло к перрону нынешнего «антигероического» периода. Картина с тех пор не только не утратила своей мощи, но и, пожалуй, приобрела новые смыслы.

Сегодня мечущийся между гигантскими жерновами истории Григорий Мелехов нам близок и понятен. Гениально подана концовка фильма, где состояние души Мелехова передано через окружающую природу и предметы: скованная льдом река, покосившийся плетень, осевшие без хозяйской руки хаты. И надежда, без которой финал выглядел бы беспросветно,— встреча с сыном.

«Тихий Дон» Сергея Герасимова остаётся на сегодняшний день лучшей экранизацией романа-эпопеи Михаила Шолохова.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Беседа с использованием
интерактивного приёма «Микрофон»


• Какова роль первой книги в романе «Тихий Дон»? Почему М. А. Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до Первой мировой войны?
• Как изображается в романе война? С какой целью Шолохов описывает события военного времени с натуралистическими подробностями?
• Какие эпизоды романа поражают особой жестокостью описаний?
• Меняется ли характер описаний военных событий в третьей и четвёртой книгах романа, когда писатель обращается к изображению «горших бед и тягот, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне»?
• Роман М. А. Шолохова является предупреждением о том, что несёт с собой война. Она сама по себе страшна. Но ещё страшнее, если это война гражданская, братоубийственная. Какие эпизоды произвели на вас самое сильное впечатление?

2. Обобщающее слово учителя

— Справедливых войн не бывает. Расстрелы, предательства, пытки становятся привычными для обеих воюющих сторон. Шолохов находился под идеологическим прессом, но всё же ему удалось донести до читателя бесчеловечный дух эпохи, где бесшабашная удаль победы и свежий ветер перемен соседствовали со средневековой жестокостью, равнодушием к отдельно взятому человеку, жаждой убийства.

Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихо творением Максимилиана Волошина «Гражданская война». Хотя политические взгляды и эстетические установки Волошина и автора «Тихого Дона» весьма далеки друг от друга, великая гуманистическая идея русской литературы связывает этих художников:

…И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание романа «Тихий Дон».

2. Подготовиться к беседе, продумав ответы на вопросы:
1) «Добрый казак» — какой смысл вкладывает М. А. Шолохов в эти слова, говоря так о Григории Мелехове?
2) В каких эпизодах наиболее полно раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова?
3) Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». Что даёт сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?

3. Опережающие задания.
Подготовить сообщения об истории создания памятника «Григорий и Аксинья» (скульптор В. Н. Десянчук и архитектор Н. В. Можаев).

Следующие уроки: Урок № 67. Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны в романе «Тихий Дон» >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Источник фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Из коллекции фотокорреспондента Георгия Петрусова.
Снимки из коллекции были сделаны в августе 1938 года, когда руководство журнала «СССР на стройке», задумав специальный номер, посвящённый казачеству и писателю М. А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора Георгия Петрусова. Шолохов работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина».
Часть снимков Г. Петрусова была опубликована в первом номере журнала «СССР на стройке» за 1939 год. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика