Становление характера Григория Мелехова. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Шолохов в рабочем кабинете.
Cт. Вёшенская. 1938 г.
Фото Фото. Г. Петрусова[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]
 
 


Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»

Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов

Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны

Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова

Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)

Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»


УРОК № 67
Тема.
М. А. Шолохов «Тихий Дон».
Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны

Цель:
раскрыть перед учащимися особенности становления характера главного героя романа через призму событий Гражданской войны; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщать к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон», схема.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; раскрывают особенности становления характера главного героя романа через призму событий Гражданской войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Это святая обязанность — любить страну, которая
вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М. А. Шолохов


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• Какое место в художественной структуре романа занимает история семьи Мелеховых? Какое своеобразное развитие находит в «Тихом Доне» «мысль семейная» Л. Н. Толстого?

• Как вы прокомментируете высказывание современного литературоведа В. В. Кожинова о том, что «история семьи Мелеховых — это в определённом смысле и есть история революции», что «переворот в частном, личном и собственно общественном, социальном бытии… начинается именно в истории любви»?

2. Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм» (работа в группах)


• В романе «Тихий Дон» много батальных сцен, изображающих сражения как Первой мировой войны, так и Гражданской. Они написаны с размахом и заставляют читателя задуматься о бессмысленности и абсурдности войны. Найдите и зачитайте одну из батальных сцен в романе. На примере этого эпизода докажите гуманистическую позицию автора.

Презентация результатов работы

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вёшенская, вся в засыпи желтопесков. Там, где Дон, выгибаясь, уходит от станицы к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро в мелководье. В конце озера кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Шолохов. Отсюда, с привольного Дона, родом и главный герой романа Шолохова «Тихий Дон» — Григорий Мелехов.

Шагает по страницам «Тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на этом фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который всегда оказывается в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве.

Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона»: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним. Нелегко сложилась жизнь Григория, трагически завершается его путь в «Тихом Доне». Кто же он? Жертва заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?

IV. Работа над темой урока
1. Рассказ учителя

(с элементами беседы, зачитыванием и комментированием эпизодов романа)

Учащиеся записывают на доске и в тетрадях ключевые слова, составляя характеристику образа Григория Мелехова.

• Каким же предстаёт перед читателями с первых страниц романа Григорий Мелехов? (Ответы учащихся с опорой на цитаты из текста.)

У ч и т е л ь.
Рассмотрим несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, как происходит становление характера Григория Мелехова, через призму событий Гражданской войны. Григорий Мелехов — самая яркая личность среди героев «Тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Самая яркая черта Григория — искренность. Он никогда не врал, всегда был верен себе.

С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни: на рыбалке, с конём у водопоя, в любви, в сценах крестьянского труда: «Ноги его уверенно топтали землю…». Мелехов слит с миром, является его частью. Но в Григории необычайно ярко проявляются личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться с нарушениями естественного хода жизни.

Главного героя романа отличает острая эмоциональная реакция на всё происходящее, у него отзывчивое сердце. В нём развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе» (когда Григорий нечаянно подрезал дикого утёнка), эпизод с Франей. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье).

 


Анализ эпизода «На сенокосе»
(ч. первая, гл. X)

• Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка?
• Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо?
• Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде?
• Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?

Анализ эпизодов

А) «Последняя встреча Григория с Натальей»

(ч. седьмая, гл. VII)
Б) «Смерть Натальи и связанные с ней переживания»
(ч. седьмая, гл. XVI–XVIII)
В) «Смерть Аксиньи»
(ч. восьмая, гл. XVII)

У ч и т е л ь.
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этих эпизодах, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя и не раз будут проявляться в романе.

Анализ эпизода с убитым австрийцем
(ч. третья, гл. X)

У ч и т е л ь.
Забегая немного вперёд, сопоставим прочитанные эпизоды с одним из событий военного времени, когда Григорий Мелехов убивает австрийского солдата. Но остановим своё внимание не на самом эпизоде убийства, а на переживаниях главного героя.

• Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». Что даёт сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?
• В каких эпизодах наиболее полно раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова?

Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым, Григорий проявляет себя как человек, способный на рискованный поступок.

Анализ эпизодов

А) «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи»

(ч. первая, гл. XII)
Б) «Уход с Аксиньей в Ягодное»
(ч. вторая, гл. XI–XII)
В) «Столкновение с вахмистром»
(ч. третья, гл. XI)

У ч и т е л ь.
Мечта главного героя романа Григория Мелехова — пожить мирным тружеником, семьянином — постоянно разрушается Гражданской войной. И так от эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие окружающей жизни и внутренних устремлений Григория Мелехова.

Последние эпизоды романа рушит и возвышает трагедия. Когда Григорий Мелехов почувствовал, что Аксинья умирает, он, «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни,— уже случилось». Именно после того, как «схоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете», он, подняв голову, «увидел чёрный диск Солнца». Всё потеряно? Нет, жизнь продолжается. Григорий Мелехов держит на руках сына Мишутку.

• Что поражает в трагической любви Григория и Аксиньи?
• Через какие испытания проходят оба героя?
• Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его её любовь или нет.
• Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?

2. Составление схемы
к образу Григория Мелехова

Комментарий.


Итог данного вида работы — схема из ключевых слов, которые учащиеся записывали по ходу беседы и анализа эпизодов.
(Запись на доске и в тетрадях.)



3. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение заранее подготовленного учащегося
с опорой на фотопрезентацию


— Как красива донская земля, как она неповторима! Здесь действительно становится ясно: только в таком месте мог быть написан гениальный «Тихий Дон». Тут всё дышит историей. Кажется, сам воздух, поющие птицы, склоняющиеся под ветерком травинки, гладь древней реки готовы поведать нам, что такое истинное казачество, какая это мощная сила и как сильны казачьи корни.

Сейчас казачество стало возрождаться. Приезжайте на Дон в Вёшенскую, прочувствуйте это. Другого такого места не найти! Скульптура «Григорий и Аксинья» когда-то стояла в Ростове-на-Дону, на левом берегу Дона, напротив речного вокзала. Пожалуй, она действительно была не на месте. Зато как замечательно смотрится эта пара в Вёшенской!

Искусствоведческий глоссарий.
«Григорий и Аксинья» — монументально-декоративная скульптура по произведениям М. А. Шолохова. Эта скульптура высотой в три человеческих роста была установлена на берегу Дона, у того обрыва, где Григорий поил коня и встретил Аксинью.
Бронза, высота 6,5 м, масса 12 тонн.
В 1995 г. по решению властей композиция «Григорий и Аксинья» перевезена из Ростова в станицу Вёшенскую.
Авторы этой работы — скульптор В. Н. Десянчук и архитектор Н. В. Можаев.

 /p>


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока


— Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого «недоумённого» существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле? Шолохов не отвечает на эти вопросы. Писатель обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Образ Григория Мелехова — своеобразное художественное открытие Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи. Герой и время, герой и обстоятельства, поиск самого себя как личности — вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске — смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход»,— говорит он о себе. При этом он всё время стоит перед необходимостью выбора, который не был лёгким и простым.

Сам М. А. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно,— движение души человека… Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове…».

Итак, в центре романа — образ Григория Мелехова, казака-труженика, рождённого для труда и любви, но вынужденного убивать. Это противоречие судьбы героя тоже часто связано с символическим образом земли, родной степи: «Отдохнуть бы Григорию, отоспаться! А потом ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем… и неотрывно пить винный запах осенней, поднятой плугом земли…». А сам Григорий, движимый любовью и ревностным чувством к земле, думает: «Бьёмся за неё, будто за любушку». Подобное сравнение раскрывает всю глубину трагедии человека на войне.

VI. Домашнее задание

2. Подготовить рабочие материалы (цитаты, эпизоды из текста романа) к характеристике образа Григория Мелехова.

Следующие уроки: Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Источник фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Из коллекции фотокорреспондента Георгия Петрусова.
Снимки из коллекции были сделаны в августе 1938 года, когда руководство журнала «СССР на стройке», задумав специальный номер, посвящённый казачеству и писателю М. А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора Георгия Петрусова. Шолохов работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина».
Часть снимков Г. Петрусова была опубликована в первом номере журнала «СССР на стройке» за 1939 год. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика