Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Шолохов в рабочем кабинете.
Cт. Вёшенская. 1938 г.
Фото Фото. Г. Петрусова[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

 


Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»

Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов

Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны

Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова

Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)

Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»


УРОК № 71
Тема.
Контрольное сочинение
по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Цель:
учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень читательских умений и творческих способностей; содействовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: черновые варианты сочинений, запись на доске, раздаточный материал.
Тип урока: урок развития речи, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя прозаическое художественное произведение.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Стильная одежда… Стильные манеры… Что вкладываем мы в эти понятия?

Стильный — своеобразный, отличающийся ярко выраженной индивидуальностью. Ваше сочинение также должно быть стильным. Таким его сделают найденное вами оригинальное направление давно известной темы, новое понимание классического произведения, использование нетрадиционного для школьного сочинения жанра, отражение в сочинении вашей неповторимой индивидуальности. Но всё это так и останется замыслом, если вы не научитесь облекать свои мысли в словесную форму, помня при этом, что грамотное использование словесного материала требует значительной предварительной подготовки.

Для сегодняшнего контрольного сочинения вам предлагается роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это роман возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознавать ту простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

Итак, напишите сочинение, проверьте его, исправьте все недочёты. Удачи вам! И помните: «Где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Бальтасар Грасиан).

III. Работа над темой урока

1. Анализ образа Аксиньи

А) Аналитическая беседа с опорой на текст романа

1. Беседа

по ранее предложенным и отработанным дома темам сочинения

Темы
1) «Тема войны и революции в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;
2) «Особенности изображения пейзажа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;
3) «Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;
4) «Григорий Мелехов в поисках правды»;
5) «Человек и природа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”».

Комментарий.
Учитель записывает темы на доске и организовывает их обсуждение, помогает учащимся подобрать цитаты, говорит о возможных путях раскрытия той или иной темы.

 


Этапы работы по анализу темы

1. Чтение темы: определение главных слов, объёма (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).
2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.
4. Продумывание вступления и заключения.
2. Консультация-объяснение учителя

Основные требования к сочинениям

Сочинение по литературе — это показатель вашего интеллектуального развития, вашего эстетического вкуса. Это — итоговый вид работы, результат всего того, чего вы, изучая художественное произведение, достигли. Сочинение свидетельствует о знании текста художественного произведения, о котором вы пишете, умении его анализировать, зрелости ваших суждений, широте кругозора.

Самостоятельная работа с текстом произведения и критической литературой обеспечивает проникновение в авторский замысел, постижение объективного смысла произведения.

Одно из главных требований к сочинению — логическая стройность изложения. Это прежде всего означает, что тема должна быть раскрыта чётко, аргументированно, глубоко, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переходы от одной мысли к другой последовательны и убедительны, суждения разумны и доказательны. Главная мысль сочинения развивается по плану (хотя сам план писать не обязательно). Важно анализировать не только идейное содержание произведения, но и его художественную сторону.

Этапы работы над сочинением

Итак, написать сочинение — это значит передать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определённым углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора.

I. Обдумывание и уяснение темы, определение её границ, выявление её содержания

Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть написано не на тему, «мимо» темы, «по поводу» темы и т. п. Вы должны понимать, к чему обязывает вас каждое слово в формулировке темы. Ответ на вопрос, поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда чётко осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, то есть сделали набросок плана сочинения.

II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — чётко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы.

III. Подбор аргументов
для доказательства основной мысли

(тезиса) сочинения и расположение их в определённом порядке для обоснования тезиса

Форма доказательства может быть дедуктивной, когда сначала высказывают тезис (общая мысль), потом называют частные мысли (аргументы), развивающие общую мысль, то есть от общей мысли идут к частным, или индуктивной, при которой сначала называют частные мысли, затем ту общую, которая ими подтверждается. Обычно на экзаменах предлагают темы, допускающие дедуктивный путь их раскрытия.

От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определённом порядке).

IV. Подбор фактического и цитатного материала

Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Что касается отрывков из произведений художественной прозы или литературно-критических статей, которые труднее выучить наизусть, то их можно передать своими словами, разумеется, не заключая в кавычки. В противном случае неточное цитирование может считаться фактической ошибкой.

3. Самостоятельное ознакомление с памяткой
(работа в парах)

Карточка

Вступление
нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части. Если вступление такой функции не выполняет, лучше обойтись без него. Механически привязанное к главной части, оно нарушает композиционно-логическую стройность.

В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или даёт краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нём анализируемого произведения. Часто во вступлении излагаются взгляды пишущего сочинение по проблеме, которая стоит в центре рассматриваемого произведения.

Интересны нетрадиционные, нестандартные вступления, когда для зачина берут какой-либо факт из жизни или творчества писателя и, отталкиваясь от него, освещают тему сочинения.

Заключение придаёт сочинению законченный вид, оно может резюмировать, то есть кратко повторить основные мысли в главной части (заключение может быть выжимкой из текста). Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф в сочинении возможен, но не обязателен.

4. Составление планов (самостоятельно),
возможно, тезисных, редактирование черновых вариантов сочинений

Комментарий.
Для учащихся с низким и средним уровнем усвоения знаний учитель может предложить готовый вариант плана сочинения (см. приложение) или ознакомить учащихся с образцом-сочинением на предложенную тему.

5. Чтение нескольких черновых вариантов
сочинений, их обсуждение,

редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ
(чистовой вариант)

IV. Домашнее задание

Опережающее задание.
Ознакомиться с лирикой русских поэтов периода Великой Отечественной войны (обзорно).

 


ППРИЛОЖЕНИЕ

Тезисный план к сочинению
«Григорий Мелехов в поисках правды»

I. Вступление


Образ Григория Мелехова как продолжение М. А. Шолоховым традиций русской литературы — изображения правдоискателей (Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, Максим Горький и др.)

II. Основная часть

1. Характеристика образа Григория Мелехова. Истоки характера — в истории семьи, в генетических качествах: трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе.
2. Стремление к нравственной истине — основа характера Григория. Поиск правды, «под крылом которой мог бы согреться каждый».
3. Попытка найти смысл в битвах Первой мировой войны, разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).
4. Убеждённость в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление её, уход на фронт «добрым казаком».
5. Стремление обрести правду в ходе социально-классовых битв — исток трагедии Григория Мелехова: «К кому же прислониться?». Метания Григория между красными и белыми — свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать настоящую правду: «Одной правды нету в жизни».
6. Положение Григория «между» и в семье, и в обществе:
• между старым и новым (первоначальное следование семейным традициям казачества: подчинение отцу («как батя») и последующий уход из хутора, да ещё с чужой женой — неосознанный вызов старому, традиционному укладу жизни);
• миром и войной (смелость и мужество в сражениях, осознание страшной нелепицы войны, убеждённость в противоестественности войны: «Моим рукам работать надо, а не воевать»);
• большевизмом и народничеством Изварина (открытость натуры Григория, воспринимающей убедительные доводы в защиту той или иной идеологии);
• Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) — отражение его поисков правды, истинного пути, обречённых на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?».
7. Позиция автора в отношении поисков своего героя. Стремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, сочувствие автора Григорию. Изображение Гражданской войны как трагедии всего народа.

III. Заключение

Изображение поисков правды простым человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека — творческая задача М. А. Шолохова. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.

Тезисный план к сочинению
«Человек и природа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»

I. Вступление


• Название роману о крупных исторических событиях дала река;
• обилие картин природы, описаний природных явлений в романе;
• роль, которую картины и явления природы играют в романе.

II. Основная часть

1. Неразрывность казачьего уклада и природы:
• зависимость казаков от состояния природы (неурожаи, засухи, морозы, пожары и т. п.);
• природное, циклическое время: «солнцеворот»;
• умение казака ценить красоту природы (Прокофий Мелехов);
• эпическое спокойствие картин природы в «мирных» главах романа (кн. I, ч. первая, гл. I);
2. Природа и история:
• отрыв казаков от корней во время походов;
• земля под копытами боевых коней, посыпаемая осколками снарядов;
• описание жизни природы — антитеза человеческой жизни (кн. II, ч. шестая, гл. XXI; кн. III, ч. шестая, гл. ХIII);
• казачья песня «Не сохами-то славная землюшка распахана…»: социальное явление (война) изображено как явление природное («распахана… копытами», «засеяна… головами» и т. п.) — природа в единстве с человеком.
3. Отличие романтического пейзажа от психологического параллелизма:
• психологический параллелизм в фольклоре: природные процессы и душевные состояния человека развиваются параллельно, но при наличии их глубокого сходства они внутренне независимы друг от друга; природа выступает как равновеликая человеку сила;
• примеры психологического параллелизма в романе М. А. Шолохова (кн. I, ч. вторая, гл. XIII и XVIII; кн. IV, ч. седьмая, гл. I; XVI).

III. Заключение

Следующие уроки: Урок № 72. Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор) >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Источник фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Из коллекции фотокорреспондента Георгия Петрусова.
Снимки из коллекции были сделаны в августе 1938 года, когда руководство журнала «СССР на стройке», задумав специальный номер, посвящённый казачеству и писателю М. А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора Георгия Петрусова. Шолохов работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина».
Часть снимков Г. Петрусова была опубликована в первом номере журнала «СССР на стройке» за 1939 год. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика