Роман М. Веллера «Приключения майора Звягина». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М. Веллер, 2005 г.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
 
МИХАИЛ ИОСИФОВИЧ ВЕЛЛЕР
(р. 1948)


Уроки литературы в 11 классе[1]
 
Русская литература последних десятилетий.
Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В. Г. Маранцмана

РОМАН М. ВЕЛЛЕРА
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЙОРА ЗВЯГИНА»

Цель урока:

познакомить учеников с биографией и произведением современного писателя.

Информация для учителя.
Для обязательного прочтения предлагаются следующие главы из романа: «Что такое не везет и как с ним бороться», «Некрасивая», «Любит — не любит».
Ученики получают предварительные домашние задания.

Индивидуальное задание 1:
рассказ о жизни и творчестве М. Веллера (по материалам, найденным в Интернете). На доске — таблица для выполнения задания на уроке (см. ниже).

Индивидуальное задание 2:
сообщение о жанре романа.

Групповое задание.
Подготовить выразительное чтение отрывка из романа «Приключения майора Звягина», из главы «Еще не эпилог. „Вечные вопросы“» от слов «Что такое счастье?» до слов «Нервная система, стремясь к свежести и остроте чувств, всегда переходит от положительных ощущений к отрицательным и обратно».

ХОД УРОКА

Первая учебная ситуация
Знакомство с писателем

Учитель.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Михаила Веллера. Прослушайте индивидуальное сообщение и заполните таблицу, представленную на доске (см. ниже).

Материал для сообщения

Веллер Михаил Иосифович родился в 1948 году в городе Каменец-Подольский на Украине в семье офицера. В 1972 году окончил филологический факультет Ленинградского университета.

Работал скотогоном в Алтайских горах, охотником в Арктике, лесорубом в тайге, журналистом, учителем. Всего сменил более 30 профессий.

Первая книга рассказов «Хочу быть дворником» вышла в 1973 году. За ней последовали литературоведческая книга «Технология рассказа», романы «Приключения майора Звягина», «Самовар», «Ножик Сережи Довлатова». Книга новелл «Легенды Невского проспекта» разошлась миллионными тиражами. Бестселлер Михаила Веллера «Гонец из Пизы» выдержал пять изданий только за первые четыре месяца.

Свои произведения Михаил Веллер публиковал в журналах «Знамя», «Дружба народов», в «Литературной газете». Михаил Веллер читал лекции по современной русской литературе в университетах Милана, Копенгагена, Иерусалима.

Михаил Веллер — один из самых издаваемых русских писателей. Только в 2000 году его книги издавались около сорока раз.

Примерный вариант заполнения таблицы
Фамилия, имя, отчество
Веллер Михаил Иосифович
Годы жизни
Родился в 1948 году
Место рождения
Город Каменец-Подольский на Украине
Трудовая биография
Работал скотогоном в Алтайских горах, охотником в Арктике, лесорубом в тайге, журналистом, учителем. Всего сменил более 30 профессий
Образование
Окончил филологический факультет Ленинградского университета
Профессия
Писатель
Произведения
«Хочу быть дворником», «Приключения майора Звягина», «Легенды Невского проспекта», «Ножик Сережи Довлатова», «Гонец из Пизы» и др.


Учитель.
Очень ярко его творчество охарактеризовал Александр Сирота[2]: «Русский писатель с эстонским гражданством Михаил Веллер — самый издаваемый в России из всех некоммерческих авторов: более 30 книг только за последние три года. Два миллиона общего тиража — и ни одного боевика или любовного романа. Упоительно смешные „Легенды Невского проспекта“ и только что вышедшее в издательстве „Олма-пресс“ „Легенды Невского проспекта-2“ — самая покупаемая книга в Петербурге. Скандальный мини-роман „Ножик Сережи Довлатова“ продолжает притягивать громы и молнии. Воспитательный роман „Приключения майора Звягина“ постранично переписывается студентами и школьниками как инструкция к действию. А не так давно „Олма-пресс“ выпустило книгу Веллера со скромным и многообещающим названием „Все о жизни“.
Успех произведений Михаила Веллера поражает».

Вторая учебная ситуация
Знакомство с романом

Учитель.

Одним из самых популярных и необычных романов Веллера является роман «Приключения майора Звягина».

В 1991 году вышло первое его издание (тиражом 100 тыс. экземпляров) и было продано за три недели. За последующие 10 лет тираж романа приблизился к 1 миллиону экземпляров.

С чем связать такой успех романа? Может быть, с тем, что он принадлежит к детективно-приключенческому жанру? Прослушайте сообщение о жанре этого произведения.

Примерный вариант сообщения

Произведение, состоящее из девяти рассказов, глав «Вместо пролога» и «Еще не эпилог», критики называют не сборником рассказов, не циклом, а романом. Цельным его делают постоянные герои: Звягин, его семья, сотрудники «Скорой», а также примерно одинаковое построение глав — Звягин встречает очередную «жертву» и устраивает ее судьбу. Видимо, поэтому некоторые критики называют произведение не просто романом, а «романом воспитания». Исходя из названия, уместным было бы назвать этот остросюжетный роман авантюрным.

В критических обзорах еще мелькает определение «роман-сказка», «сказка для мужчин среднего возраста». Сам автор называет роман «Евангелием от Звягина», тем самым подчеркивая воспитательную роль романа и придавая ему более серьезный, нежели авантюрный, смысл (Евангелие — по определению В. Даля — «слово Божье о жизни», более подробно — учение Господа о Царствии Божием, благовестие, первая и главнейшая часть Нового Завета, состоящего из Четвероевангелия, Деяний святых апостолов, Посланий апостолов и Апокалипсиса). Иными словами, роман — это не только и не столько «приключения», сколько «поучения, книга о жизни, учебник выживания» от Звягина.

Чем эта книга привлекла читателя?
(Читатель нашел в ней ответы на свои вопросы: как жить? Как быть счастливым? Как достичь своей цели?)

Как вы думаете, что нужно человеку для счастья?
(Свобода, богатство, любимая работа, слава, любовь, дети, вера, семья, уважение людей, власть, здоровье.

Учитель. Вот как на этот вопрос отвечает сам писатель.
Прослушайте диалог Звягина с Матвеем в исполнении одноклассников.

Матвей. «Что такое счастье?
Звягин. Только не богатство, не почести, не какие-то условия жизни. Ведь в одинаковых условиях один может быть счастлив, а другой — несчастен. Счастье — это не то, что человек имеет, а то, что он при этом испытывает. Счастье — это сильнейшее приятное ощущение.
Матвей. Тогда счастье и наслаждение — одно и то же?
Звягин. Да.
Матвей. Это примитивно и пошло.
Звягин. Нет. Человек испытывает наслаждение от достижения трудовой цели, от сознания своей победы, от совершенного открытия. От красоты природы. От людской благодарности и признания. От своей значительности. От свободы.
Матвей. А как быть счастливым? Как испытывать это наслаждение?
Звягин. Ходить по путям сердца своего. Ничего не бояться. Быть храбрым и честным. Не жертвовать своими убеждениями, не поджимать хвост. Самое главное умение — это умение радоваться жизни.
Матвей. А если не получается?
Звягин. Меняй характер. Займись спортом — это дает радость от своей силы, своего тела: в здоровом теле — здоровый дух. Старайся постоянно обращать внимание на хорошие стороны жизни. Научись принимать жизнь как подарок природы.
И еще — умей хотеть. Умей добиваться желаемого. Умей заставить себя делать то, что решил, даже когда желание и силы иссякают.
Матвей. Если это так просто — все давно были бы счастливы.
Звягин. Нет... Кто хочет счастья — не должен бояться горя. Умение радоваться неотделимо от умения страдать. Потому что в основе того и другого лежит способность остро чувствовать. Привычка снижает чувство. И счастье приедается. Необходимо разнообразие. Нервная система, стремясь к свежести и остроте чувств, всегда переходит от положительных ощущений к отрицательным и обратно».[3]

Учитель.
А в более поздней своей книге «Представления» М. Веллер делает такие выводы:

«Давайте выйдем на улицу и опросим тысячу — а лучше десять тысяч, или даже сто тысяч человек: „Скажите, пожалуйста, что лично Вы считаете для человека главным?“... Опросы такие проводились множество раз. И ответы были в общем одни и те же:
1. Здоровье.
2. Благополучие семьи.
3. Материальная обеспеченность.
4. Хорошая работа.
5. Уважение окружающих.
6. Любовь.
7. Карьера.
8. Слава.
9. Власть.
10. Свобода и полная жизнь...».[4]

А теперь ответьте на вопрос, который мог бы задать студент-философ Матвей:

Почему люди не добиваются своей цели, если твердо знают, что им нужно? Что им мешает?
(Слабость, отсутствие силы воли, лень, неверие в свои силы, глупость.)

Учитель.
Автор в последней философской главе романа «Вечные вопросы», цитируя Сократа, выражает эту мысль так:
«Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса: почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред?»
Сами не хотят напрягаться. Им нужно чудо: золотая рыбка, Конек-Горбунок, старик Хоттабыч, скатерть-самобранка, волшебная палочка и прочие персонажи и атрибуты, мгновенно осуществляющие желания.

Учитель.
Вот такие «волшебства» и совершает для своих подопечных майор Звягин, главный герой романа Веллера.

Третья учебная ситуация
Как происходят «чудеса» и перевоплощения в романе

Учитель.

Давайте проследим, как происходят «чудеса» и перевоплощения в романе. Для этого поработаем с текстом, выполнив задания, представленные на карточках:
карточка № 1 — для 1-й группы, карточка № 2 — для 2-й группы, карточка № 3 — для 3-й группы.

Карточка №1

Заполните таблицу «Художественный календарь главы „Что такое не везет и как с ним бороться“». Прокомментируйте результаты. Ответьте на вопросы.

Зачем Звягин возится с Епишко? Зачем навязывает свою волю? Зачем заставляет его действовать?

Как объяснить слова Звягина в конце повести: «Много ли ты знаешь людей, умеющих делать невозможное? Заметь: без всяких чудес — и не зная осечек?»?

Какие черты личности Звягина помогают ему быть человеком, «умеющим делать невозможное»?

Художественный календарь главы
«Что такое не везет и как с ним бороться»
Событие
Результат
1. Случай в автобусе
Знакомство Звягина с невезучим человеком
2. Исповедь на кухне
Звягин «влез в очередную авантюру»
3. Приход Звягина к Епишко. Первые шаги: поход в прачечную, в магазин, ремонт квартиры, поход в мастерскую по ремонту холодильников
Начало борьбы за удачу, за изменение характера
4. Второй приход Звягина. Следующие шаги: чтение книг о сильных людях, игра в шахматы
Воспитание упорства и веры, борьба за избавление от комплексов
5. Звягин устраивает «чудеса»: получение премии, прыжок с парашютной вышки, выигрыш в лотерею
Постепенно вера в победу укрепляется, появляется и вера в себя и свои силы, первое ощущение победы
6. Звягин составляет «заповеди» для упражнений по аутотренингу
Сохранение ощущения победы
7. Звягин устраивает Епишко на дополнительную работу на почте
Покупка нового костюма-тройки
8. Поход в лес
Ощущение победы
9. Звягин устраивает Епишко на работу по специальности
Ощущение стабильной победы над собой


С самого начала и до конца Звягин действует, а Епишко подчиняется ему. Звягин сильный, волевой, неравнодушный, уверенный в себе, твердо знающий, как нужно жить, «воспитывает» Епишко, слабовольного, невезучего, не верящего в свои силы, не умеющего жить, отчаявшегося. Посторонние люди пользуются Звягиным для достижения результата: внушения Епишко уверенности в себе, избавления его от комплексов, «примирения» его с жизнью.

Зачем Звягин возится с Епишко? Зачем навязывает свою волю? Зачем заставляет его действовать?
(Звягин считает себя врачом в широком смысле слова — врачом, обязанностью которого является «лечение» пациента не только от болезней, но и от невезения, заблуждений, лени, комплексов и внушение ему правильных истин — «заповедей», которые помогут слабому в последующей практической жизни.)

Как объяснить слова Звягина в конце повести: «Много ли ты знаешь людей, умеющих делать невозможное? Заметь: без всяких чудес — и не зная осечек?»?
(Для Звягина нет ничего невозможного. Манипулируя людьми, подчиняя их себе, он легко может смоделировать любую ситуацию и достичь нужного результата. Будучи хорошим психологом, он знает слабости людей и обладает огромной силой внушения.)

Какие черты личности Звягина помогают ему быть человеком, «умеющим делать невозможное»?
(Уверенность в себе, надежность, сильная воля, отсутствие страха перед трудностями, знание психологии человека, вера в свои силы, обаяние, решительность.)

Карточка №2

Заполните таблицу «Художественный календарь главы „Некрасивая“». Прокомментируйте результаты. Ответьте на вопросы.

Какие литературные источники (миф и классическое произведение) лежат в основе главы «Некрасивая»?

Что, по Звягину, нужно для совершения чуда? Почему Клара сама не сделала всего того, что сделала под руководством Звягина? Почему именно Звягин умеет быть «волшебником»?

Почему Звягин в начале и конце яростно выступает против сказок и мифов?

Художественный календарь главы
«Некрасивая»
Событие
Результат
1. Встреча с «существом»
Знакомство Звягина с очередной «пациенткой» — некрасивой, невоспитанной и необаятельной девушкой
2. Звягин обдумывает, как помочь некрасивой девушке
Составление плана действий
3. Вторая встреча с Кларой
Клара согласилась с доводами Звягина
4. Звягин устраивает встречу с «врачихой» в диспансере
Возникают первые надежды на изменение
5. Звягин помогает Кларе снять квартиру и знакомит ее с диетой
Надежды укрепляются
6. Первые шаги: стрижка «под ноль», посещение спортзала, знакомство с балериной, с преподавательницей художественного слова из театралки, с гримером с «Ленфильма», офтальмологом, посещение стоматолога, хирурга, запись на курсы кройки и шитья, покупка швейной машинки
Начало действий по перевоплощению
7. Звягин устраивает Кларе поездку в археологическую экспедицию на лето
Клара меняет имя на Клаву, у нее меняется характер и судьба. Свершение чуда


С первой минуты знакомства с «существом» по имени Клара Звягин берет ее судьбу в свои руки и последовательно осуществляет план по превращению некрасивой и дурно воспитанной девчонки в красавицу, трудолюбивую, думающую, благодарную. «Пациентка» пассивно выполняет задания доктора, и совершается чудо, в создании которого приняло участие и большое количество посторонних людей, знатоков своего дела. Так что чудо было вполне реальное.

Какой миф и какие художественные произведения лежат в основе главы «Некрасивая»?
(В основе главы лежит известный миф о царе Кипра, знаменитом скульпторе Пигмалионе, изваявшем прекрасную статую девушки Галатеи и влюбившемся в нее. По просьбе Пигмалиона Афродита оживила ее, и Пигмалион женился на ней. Этот сюжет лег в основу нескольких произведений. Одно из самых известных — комедия английского писателя Бернарда Шоу «Пигмалион», ставшая образцом для известного мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди».)

Что понадобилось для свершения чуда?
(По Звягину, чудес не бывает, а нужны знания, умение планировать свои действия, вера в свои силы, целеустремленность, работоспособность, смелость.)

Почему Клара сама не сделала всего того, что сделала под руководством Звягина?
(Потому что она была неразвита, не умела ставить перед собой реальные возвышенные цели, жила своими комплексами. Ей нужен был друг и учитель — человек умный, опытный, деятельный, волевой, способный не только помочь, поддержать, но и направить, подсказать.)

Почему именно Звягин умеет быть «волшебником»?
(Звягину интересны люди. Он называет это своим «хобби», ему нравится возиться с людьми и их судьбами, а кроме того, у него это хорошо получается.)

Почему Звягин в начале и конце повести яростно выступает против сказок и мифов?
(Звягин — деятельная личность. Он верит в то, что человек, если захочет, сможет всего добиться. Он верит в силу человека, его мудрость и трудолюбие. Только все это возможно при колоссальных усилиях каждого. Не сказка, а реальность. Как говорит Звягин: «Сказочки не для нас. Для нас — работа. Усталость. Боль. Терпение. Только так все в жизни и делается».

Карточка №3

Заполните таблицу «Художественный календарь главы „Любит — не любит“». Прокомментируйте результаты. Ответьте на вопросы.

Согласны ли вы с тем, что эта история неправдоподобна, по мнению жены Звягина?

Зачем Звягин устроил театральную сцену с распиской о передаче ему души и тела Лариона?

Согласны ли вы с точкой зрения Звягина, что можно заставить полюбить любого, если предпринять для этого определенные усилия? Любой ли человек может заставить себя полюбить?

Художественный календарь главы
«Любит — не любит»
Событие
Результат
1. Встреча Звягина с юношей
Знакомство Звягина с Ларионом
2. Первая беседа Звягина с Ларионом
Заключение «сделки»
3. Вторая встреча Звягина с Ларионом
Составление плана действий
4. Начало выполнения плана: «расставание» Лариона с Валей, сбор информации об Игоре, ревность Игоря, Валя разочаровывается в Игоре, попытка Вали и Игоря поехать в Эстонию, окончательный разрыв, Ларион становится известным, билет на концерт, лыжный поход, поход в кино, ревность Вали, Ларик проявляет храбрость, поездка в Таллин, счастливый конец истории
Результат достигнут


Звягин не только спасает жизнь Лариону, он внушает ему чувство уверенности, самоуважения, веру в то, что его мечта сбудется. Фактически к концу повести Ларион перерождается: в нем возникает что-то от самого «аса», создателя, устроителя его счастья.

Согласны ли вы с тем, что эта история неправдоподобна, по мнению жены Звягина?
(Без Звягина и его усилий она была бы невозможна. Если воспринимать все случившееся поэтапно, то ничего невозможного не происходит.)

Зачем Звягин устроил театральную сцену с распиской о передаче ему души и тела Лариона?
(В тот момент, когда Ларион был еще слишком близок к самоубийству и не мог даже представить себе, что его мечта достижима, нужна была эта театральная сцена для усиления воздействия на его слабые нервы, для рождения веры во всесилие и ум Звягина.)

Согласны ли вы с точкой зрения Звягина, что можно заставить полюбить любого, если предпринять для этого определенные усилия?
(Звягин достаточно убедительно доказывает правоту своей точки зрения: поэтапно, используя слабости и привязанности людей, играя на их комплексах и самолюбии, манипулируя ими, владея информацией и привлекая помощь заинтересованных лиц (знакомых и друзей), выстраивая романтическую ситуацию, можно добиться сначала интереса, а затем и привязанности.)

Любой ли человек может заставить себя полюбить?
(Нет, разумеется. И Ларион не смог бы, если бы многоопытный Звягин не помог ему, выработав целый план по «завоеванию» сердца Вали. Для этого нужен не только опыт, но сила воли, последовательность, целеустремленность, трезвый расчет, безжалостность по отношению к судьбе «третьего лишнего» (в частности, Игоря), знание психологии людей.)

Четвертая учебная ситуация
Главный герой романа

Учитель.

Что же это за «волшебник», умеющий делать рукотворные чудеса, для которого нет ничего невозможного? Вчитайтесь в фамилию главного героя.

Какие фонетические ассоциации, связанные с характером главного героя, возникают у вас с фамилией Звягин? Почему главный герой романа — майор (бывший военный) и врач, да еще и работающий на «скорой»?

В фамилии все согласные звонкие, что порождает ассоциации с человеком строгим, четким, резким, решительным — человеком действия. Это подчеркивается и военным прошлым героя, и его званием — не большим (он ведь не профессиональный военный), но и не маленьким, и профессией — настоящий врач по природе своей должен облегчать участь больных, то есть действовать, помогать практически, решать за больного многое, брать на себя бремя выбора.

То, что Звягин — врач «Скорой помощи», подчеркивает необходимость в его характере решительности, быстроты реакции, огромную практику, умение общаться с разными людьми, привычку относиться к людям как к пациентам, зависимым и послушным, нуждающимся в помощи сильного человека. Военное прошлое героя помогает ему достаточно просто (без лишнего умствования, без интеллигентских сложностей) относиться к любой, самой сложной и болезненной проблеме, быстро находить выход из сложных ситуаций, подчинять себе людей, «строить» их, заставлять делать по-своему.

Учитель.
Обратите внимание на эпиграфы и на их источники.

Как истолковать значение эпиграфов? Можно ли предсказать характер главного героя, исходя из их содержания? Каким должен быть герой романа, которому они предшествуют?

Оба эпиграфа: «„Делай что должен, и будь что будет“. Рыцарский девиз» и «„Надежда в Бозе, а сила в руце“. Надпись на клинке гетмана Мазепы», — содержат в себе побуждение к действию, к мужественному и строгому пониманию своего предназначения, осознание того, что только ты сам хозяин своей судьбы и судьбы мира. Действенность, активность подчеркивается и источниками: рыцарский девиз (рыцарь — символ мужества, преданности, благородства) и гетман Мазепа (символ властности, непокорности, непобедимости).

Эпиграфы (вместе с заглавием) дают возможность читателю представить себе характер главного героя, человека с истинно мужским характером, борца.

Были ли в русской классической литературе такие герои?
(А. Болконский, М. Кутузов, Жилин, П. Власов, П. Гринев, Мцыри, Данко, но и Чичиков (но он отрицательный герой, хищник), Штольц (но он немец), Базаров (но Тургенев «приговорил» его и его дело), Рахметов (но он революционер, то есть разрушитель) и Остап Бендер (но он, как известно, персонаж сатирического произведения). Многие герои русской литературы — созерцатели, мыслители, мечтатели.)

Учитель.
Созерцательность, мечтательность — эти качества свойственны русскому менталитету. Послушайте, что говорит о таких характерах автор, связывая реальных людей и литературного героя воедино.

Веллер М.: «Основная часть нашего населения всегда вызывала у меня горестные чувства: люди любят плакать, жаловаться, что плохо устроены. Так и хочется взять такого нытика за шиворот, стукнуть головой об стенку и заставить что-то делать. Когда я вижу так называемых интеллигентов, которые норовят сесть за стол первыми, а на работу выйти последними, мне хочется стать сержантом, выстроить их на плацу и гонять! Советский интеллигент в крутых ситуациях производит очень жалкое впечатление: там, где человек с одной извилиной упирается и делает, у интеллигента включается развитый интеллект, помогающий ему философски обосновать собственное ничегонеделанье. Вот Звягин и гоняет таких...»[5]

Откуда вдруг появился такой герой? Какова его традиция в мировой литературе?
(В критике Звягина справедливо сравнивают и с Шерлоком Холмсом, и с Великим Комбинатором, и с папой Карло, и с Хиггинсом (героем пьесы Б. Шоу «Пигмалион», сотворившим свою Галатею из простой, необразованной девушки), и с Робин Гудом, и с Мартином Иденом, и даже с Мефистофелем, купившим душу Фауста и давшим ему взамен молодость и любовь.)

С чем борется и что побеждает Звягин в романе Веллера?
(Он побеждает одиночество, отчаяние, злую судьбу, неудовлетворенность жизнью, несчастную любовь, саму смерть.)

Что дало основания одному из критиков, по словам Веллера, сказать ему: «Ваш Звягин — он же фашист!»? А другой называет Звягина «наместником Бога на земле». Согласны ли вы с этими характеристиками?
(В облике и характере Звягина есть одна черта, которая, безусловно, настораживает: он заставляет людей выполнять свою волю, смело перекраивает судьбы людей, стремится их насильно сделать счастливыми. Он тиран, не терпит неподчинения, неповиновения. Это, вероятно, сближает его с тиранами реальной истории, с властителями, решающими за свой народ, ведущими его на убой ради будущего счастья нации. Он добивается справедливости так, как считает нужным: казнит (убивает) бывшего энкавэдэшника (глава «Своя рука — владыка»), отправляет на тот свет партийного функционера — карьериста-мерзавца (глава «Игра в императора»). Но характеристика эта все же сильно утрирована: результат, которого добивается Звягин, в большинстве случаев устраивает его «пациентов». Правда, их дальнейшая жизнь скрыта от читателя. С другой стороны, он фактически все свое свободное время тратит на устроение чужих жизней и судеб, он живет чужими интересами и тратит время, деньги и все свои способности на других.)

Что говорит сам Звягин о своем «тиранстве»?
(Звягин говорит примерно то же, что и Веллер: «Я не благодетель. Во мне, наверное, пропал мелкий тиран. Люблю устраивать все по своему вкусу. Ненавижу несчастных, неприкаянных, бестолковых. Ненавижу их слабость, незадачливость, неумелость. Ненавижу, когда человек не знает, чего он хочет. Ненавижу, когда не умеют добиваться своего. Ненавижу примирившихся с поражением. Если человек не любит бороться, как он может рассчитывать на счастье в жизни?»)

Учитель.
В связи с деятельностью Звягина возникает еще один вопрос. Связан он с манипулированием людьми. (Кстати, в «Словаре иностранных слов» одно из значений слова «манипуляция» — махинация, мошенническая проделка.) Современный психологический тест на эту тему так ставит один из вопросов: вы бы хотели быть манипулятором или жертвой манипулятора?

Обратите внимание, все люди таким образом делятся на две группы: или — или. Есть и учебный курс — «Психотехнология управления». Любой при желании, изучив уловки-манипуляции, сможет научиться манипулировать людьми для своих целей.

Как вы считаете, манипулирование людьми — хорошо это или плохо? Чем отличаются действия Звягина от обычной манипуляции?
(Манипулирование людьми — это их использование, психологическое подчинение себе или своему делу. Это лишение их личной свободы. Манипулируя людьми, человек обычно преследует корыстные цели, политические или личные. Хотя Звягин и манипулирует людьми, он не преследует никаких корыстных целей, а только следует своему побуждению сделать их жизнь более счастливой, судьбу более удачной. Путь деятельного добра — его хобби, что и доставляет ему удовольствие. Разумеется, он самоутверждается за счет своих действий. В результате своих действий он ощущает себя более сильным, более волевым, более умным — более совершенным.)

Имеет ли право один человек вмешиваться в судьбу других людей?
(На этот вопрос трудно ответить однозначно. Вероятно, если цель его — помочь, то имеет.)

Учитель.
Интересно на этот счет мнение критика Натальи Карповой, которая говорит, что «Звягина как-то неловко называть персонажем, героем произведения. Он вырывается с его страниц, вмешивается в жизнь читателя». Вспомните, что отрывки из романа Веллера не раз использовались молодыми людьми как практическое руководство по выживанию, по достижению той или иной цели. В этом смысле любая книга, тронувшая душу и сердце любого человека, может резко «вмешаться» и изменить его судьбу, возможно, к лучшему.

Как вы думаете, а у людей, облагодетельствованных Звягиным, действительно изменится жизнь к лучшему? Они станут сильными, уверенными, счастливыми? Они будут жить по плану, предначертанному учителем?
(В романе даются намеки, что люди станут жить по-другому, станут более мудрыми и более умелыми, более волевыми и более удачливыми. Но возникает сомнение в том, что в реальной жизни человек способен кардинально измениться.)

Каких людей выбирает Звягин для своих экспериментов?
(Слабых, безвольных, никчемных, неинтересных, серых, пассивных.)

Так, может быть, он выглядит таким победительным именно на фоне таких людей? Ведь «нормальные» люди ему вроде и неинтересны?
(Нормальным людям помощь не нужна. Они и сами справляются с трудностями. Звягин как психотерапевт сам уверен в себе и силен настолько, что может поделиться своей силой и уверенностью с другими людьми.)

Можно ли Звягина назвать героем своего времени?

Учитель.
У Лермонтова Печорин соткан «из пороков всего... поколения» своего времени. Герой должен быть типичным представителем своего времени. Звягин едва ли типичен. Он идеален. Он мечта. Даже для героя художественного произведения он слишком хорош. У нашего времени другие герои, и они отнюдь не привлекательны.

Кого можно назвать героем нашего времени?
(Олигархов, бандитов, мелких и средних предпринимателей, чиновников.)

Почему Веллер не выбрал никого из них, а описал жизнь и «приключения» обыкновенного врача и необыкновенного, идеального человека?
(Автору самому хочется изменить «сонное царство», вялую и мрачную жизнь среднестатистического человека. Ему хочется придать энергии всем людям, заставить их поверить в себя, в то, что все возможно, все в руках человека. Но прежде всего человек — властелин своей собственной жизни и судьбы, нужно только быть целеустремленным и деятельным.)

Каких людей больше вокруг нас — Звягиных или его «пациентов»?

А кем бы вы хотели быть — Звягиным или его подопечным?

Конечно, больше людей обыкновенных. Звягиным быть интереснее, но труднее. Легче выбрать пассивный путь. В большинстве случаев люди редко вмешиваются в жизнь окружающих, люди равнодушны и нелюбопытны, заняты своими проблемами, в лучшем случае «делают» свою жизнь, в худшем — плывут по течению.

Учитель.
Действительно, каждый хотел бы быть смелым и решительным, деятельным и удачливым — победителем. Но в жизни чаще бывает совсем по-другому: на каждом шагу мы встречаем людей пассивных, слабых, бездеятельных. Звягин постоянно занят тем, что пробуждает в таких людях «спящие» желания и возможности, заставляет их самих действовать, изменять себя и свою жизнь.

Известно такое высказывание, почти анекдот одного из политиков новой истории: «Есть два пути выхода России из кризиса: реальный и фантастический. Реальный — это если марсиане прилетят и все изменят. Фантастический — это если все это мы сделаем сами». Именно для того, чтобы люди, не надеясь на марсиан, сами строили свое будущее, Звягин и «придуман» автором. Для «спящих пациентов» Звягин-Веллер вырабатывает целую систему поведения, своеобразные «заповеди».

Согласны ли вы с «заповедями» Звягина, составленными им для одного из «пациентов», серого и пассивного, не имеющего цели и ни о чем не мечтающего? Какие из этих «заповедей» вы бы отвергли и почему?

«1. Целеустремленность. Отметать все не способствующее успеху.
2. Крепить в себе самообладание, терпение, волю, веру в успех.
3. Постоянный анализ поступков: разбор ошибок, учет удач.
4. Готовность на любые средства и поступки во имя цели.
5. Приучиться видеть в людях шахматные фигуры в твоей игре.
6. Голый прагматизм, избавление от совести и морали.
7. Овладение актерством: убедительно изображать нужные чувства.
8. Готовность и стойкое спокойствие ко взлетам и неудачам.
9. Готовность и желание постоянной борьбы в движении к успеху.
10. Постоянная готовность использовать любой шанс, поиск шанса.
11. Беречь здоровье — залог сил, выносливости, самой жизни».[6]

Все «заповеди» Звягина просто необходимы человеку, желающему достичь своей цели. Они незаменимы для «карьериста», безнравственного, желающего достичь вершин любыми средствами, для будущего «Наполеона». Особенно 4, 5, 6 и 7-я — циничные и жестокие. Но именно эти «правила жизни» неприемлемы для того, кто руководствуется принципами порядочности и человеколюбия, для кого главными являются христианские заповеди. (Не случайно именно эти правила стали путеводными для Комогена, героя главы IV «Игра в Наполеона», ставшего отвратительным мерзавцем, путем подлости и унижения достигшим «высот» и воображающего себя «императором».) Если же исключить эти четыре, остальные могут быть полезны для молодого честолюбца.

Домашнее задание.
Письменно ответьте на один из вопросов:

Что лучше — самим изменить свою жизнь или ждать такого спасителя, как Звягин?
Нужен ли Звягин в вашей жизни, в жизни ваших близких?

Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. — М.: Просвещение, 2007.


1. Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс / Сост. Т. Ю. Угроватова; под ред. В. Г. Маранцмана. Серия: Библиотека учителя. — М.: Просвещение, 2007. (вернуться)

2. Сирота Н. «Михаил Веллер: взгляды у меня во многом нехорошие». Вечерний клуб, 07.08.1999. Интервью перепечатано в Национальной Службе Новостей. (вернуться)

3. Веллер М. Приключения майора Звягина. Объединенный капитал. — СПб., 1997. — С. 441. (вернуться)

4. Веллер М. Представления. — СПб., 2003. — С. 3—4. (вернуться)

5. Из интервью с Т. Шрайман // Окна. — 1992. — 16 октября. (вернуться)

6. Веллер М. Приключения майора Звягина. Объединенный капитал. — СПб., 1997. — С. 92. (вернуться)


 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика