Анализ рассказа Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Ф.А.Абрамов. Фото, лето 1976
 
Ф.А.Абрамов. Фото, лето 1975. Веркола. "Строили баню вдохновенно, радостно..."
 
Ф.А.Абрамов. Основные даты жизни и творчества" (на сайте "К уроку литературы")
 
Абрамов Ф.А. О чем плачут лошади
 
Урок по рассказу Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади». Из Пособия Кутейниковой Н. Е. (на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
АБРАМОВ ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1920 – 1983)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 54
Ф. А. АБРАМОВ.
«О ЧЁМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Александрович Абрамов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературная традиция».

I. Краткий рассказ о писателе

Рассказ учителя о Ф. А. Абрамове с показом фотографий писателя, литературно-мемориального музея в деревне Веркола Пинежского района Архангельской области и включением сообщений учащихся
(см.: http://www.fabramov.ru/Biography.html, http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=74, http://hrono.ru/biograf/bio_a/abramov_fa.php).
или см. страницу "Ф.А.Абрамов. Основные даты жизни и творчества" (на сайте "К уроку литературы")

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Александрович Абрамов» (cм. статью ниже)
и составление её тезисов:

ТАБЛИЦА
Статья учебника «Фёдор Александрович Абрамов»
Вопрос
Тезис
Какова главная тема книг Фёдора Абрамова? Почему?
Абрамов — автор произведений о жизни деревни
Какие факты биографии Абрамова говорят о стойкости его характера?
Ушёл на фронт добровольцем, был ранен, окончил университет, стал писателем и преподавателем, всегда помнил родную деревню
Почему писателя волновали острые проблемы времени?
Писатель подготавливал своими книгами и судьбой нынешние перемены
Какие качества личности Абрамова восхищали его современников?
Он был неустанным тружеником и подвижником-ратоборцем, воителем за правду и справедливость

III. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа
Чтение и обсуждение рассказа «О чём плачут лошади»
(см. текст рассказа ниже:)

— Какие мысли вызвал у вас рассказ?

С каким настроением вы закончили чтение?

Что, по-вашему, заставило Абрамова написать рассказ о лошадях?

— Ответы на вопросы 1, 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

— На какие смысловые части можно разделить этот рассказ?

II. Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа с начала до слов «...свой приветственный круг радости».

Почему лошади вызывали у рассказчика «разноречивые чувства»?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

В чём заключалась особая «лошадиная красота»?

Как характеризует рассказчика описание Рыжухи?

Каким рассказчику виделся мир лошадей? Почему он ассоциировался с образом детства?

Какой конфликт намечен в первой части рассказа?

Заполните цитатную таблицу, выписав слова и выражения, относящиеся к лошадям:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Слова и выражения, относящиеся к лошадям
Прекрасное
Безобразное
  
  
  
  
  
  

Как автор и рассказчик относятся к красоте мира?

Можно ли утверждать, что для писателя труд является синонимом красоты? Обоснуйте свою позицию.

Озаглавьте эту часть рассказа.

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Сегодня Рыжуха при моём приближении...» до слов «...но я взмок с головы до ног».

Почему Рыжухе помогали песни Забавы?

Почему другие лошади не поверили Рыжухе?

В чём конфликт диалога Рыжухи и рассказчика?

Символами каких миров являются образы «маленького, крохотного человечка» и «большие и пытливые лошадиные глаза»?

Почему писатель наделяет Рыжуху способностью к человеческой речи и переживаниям?

*Можно ли считать этот приём фантастическим? Обоснуйте свою позицию.

*В каком стихотворении был создан образ плачущей лошади?

*В чём сходство этих лошадей?

Озаглавьте данную часть рассказа.

Группа 3.
Перескажите близко к тексту фрагмент со слов «Всё, всё правильно говорила старая кобыла...» до слов «...но останков никаких не нашёл».

Как и почему изменился язык рассказа?

Докажите, что рассуждения о роли коня в жизни крестьянина принадлежат не мальчику, а взрослому, опытному человеку.

Объясните слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег...»

Выпишите авторские синонимы к слову лошадь. Объясните их происхождение.

*Какую роль играет в этом фрагменте образ времени?

*Можно ли считать образ лошади олицетворением всего мира природы?

*В чём связующая роль лошади между человеком и природой? Объясните своё мнение.

Озаглавьте эту часть рассказа.

Группа 4.
Перескажите от третьего лица финал рассказа со слов «Рыжуха всё так же, с надеждой...» до конца рассказа».

В чём рассказчик обманул Рыжуху?

Чья оценка событий является в этой части главной — автора или рассказчика?

Докажите, что образ рассказчика даётся критически.

Почему рассказчика охватила «тяжёлая лошадиная тоска»?

В чём связь и противопоставление «лошадиного царства» и мира рассказчика?

*Разрешился ли конфликт рассказа в его финальной части? Обоснуйте своё мнение.

*Сравните настроение рассказа «О чём плачут лошади» и фрагмента из поэмы С. Есенина «Сорокоуст» (со слов «Видели ли вы, как бежит по степям...» до конца поэмы).

Озаглавьте эту часть рассказа.

III. Практическая работа.
Составление плана и анализ рассказа.


1) Изучите «Примерный план анализа идейно-художественного своеобразия произведения»
(Источник: Итоговая аттестация учащихся. Литература. 9 класс / Сост. Е. А. Зинина, С. А. Зинин. — М., 2002. — С. 58.):

1. Мировоззрение писателя, его идейно-эстетические взгляды.

2. Своеобразие авторского творческого метода, его связь с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и др.).

3. Особенности творческой истории произведения.

4. Характер отбора и оценки жизненных явлений, лежащих в основе сюжета.

5. Жанровое своеобразие произведения (традиции и новаторство).

6. Комплекс проблем, определяющих идейное содержание произведения.

7. Сюжетно-композиционные особенности произведения.

8. Специфика конфликта и характер его развития в произведении.

9. Система персонажей и её связь с проблематикой произведения.

10. Своеобразие художественного времени и пространства.

11. Стилистические особенности произведения.

12. Эмоциональная окрашенность текста. Пафос произведения.

13. Приёмы художественной выразительности и важнейшие элементы формы (пейзаж, портрет, деталь, символ, лейтмотивы, различные виды тропов).

14. Смысл названия. Роль эпиграфов, подзаголовков, посвящений, цитат и т. п. в выявлении авторской позиции.

2) Выберите из данного плана позиции, которые можно использовать для анализа рассказа «О чём плачут лошади».

3) Составьте план анализа рассказа и устное сообщение по нескольким пунктам плана.

IV. Понятие о литературной традиции

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:


Как понять выражение литературная традиция?

*Прокомментируйте фрагмент учебника «Теория литературы» В. Е. Хализева: «Правомерно разграничить два значения слова традиция (от лат. traditio — передача, предание). Во-первых, это опора на прошлый опыт в виде его повторения и варьирования (здесь обычно используются слова традиционность и традиционализм). <...> Традиционализм был влиятелен в литературном творчестве на протяжении многих веков, вплоть до середины XVIII столетия... Позднее он утратил свою роль и стал восприниматься как помеха и тормоз для деятельности в сфере искусства... В изменившейся культурно-исторической ситуации... приобрело актуальность... другое значение термина традиция, под которой стали разуметь инициативное и творческое (активно-избирательное и обогащающее) наследование культурного (и, в частности, словесно-художественного) опыта, которое предполагает достраивание ценностей, составляющих достояние общества, народа, человечества»
(см.: http://lib.rus.ec/b/213084/read#t132).

Традиции каких произведений русской литературы продолжает рассказ «О чём плачут лошади»?

Что является основанием для традиции: тема произведения, жанр, композиция, ключевые образы, язык? Обоснуйте своё мнение.

*Проиллюстрируйте положения В. Е. Хализева примерами, подтверждающими сходство рассказа «О чём плачут лошади» с другими произведениями о лошадях.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Почему рассказ так называется?

В какой мере рассказ о лошади обращён ко всем нам?

В чём его иносказательный смысл?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» или сделать его письменный анализ по составленному плану (по выбору учащихся).

Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла» и подготовить его пересказ.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение о Е. И. Носове с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: Е.И.Носов. "Кукла" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


БИОГРАФИЯ Ф.А.АБРАМОВА
(1920 – 1983)


Ф. А. Абрамов — автор романов, повестей, рассказов, главным образом о жизни деревни. Самое известное произведение Абрамова — тетралогия «Братья и сестры» (другое название — «Пряслины»). Писатель показывает, как в борьбе с суровыми природными условиями, с нечестными людьми, любящими легкую наживу, и в единстве с трудовым народом выковывается стойкий, мужественный, воистину народный характер главного героя, сына погибшего фронтовика, Михаила Пряслина.

Федор Абрамов ушел на фронт добровольцем с 3-го курса Ленинградского университета. Был тяжело ранен в бою. После войны закончил университет и аспирантуру, стал преподавателем, а затем заведующим кафедрой советской литературы. Но никогда не забывал родную деревню.

Произведения Абрамова проникнуты не только уважением к человеку-труженику, но и любовью ко всему жилому.

«В последние годы мне часто приходится слышать от самых разных людей — читателей, друзей, критиков: как не хватает Федора Абрамова, его время наступило, сколько он мог бы еще сказать сегодня... — пишет его жена Л. Крутикова-Абрамова. — Бесспорной истиной стали уже слова, повторяемые в печати, что Абрамов, как и многие его современники (В. Овечкин, А. Твардовский, А. Яшин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Шукшин), подготавливал своими книгами и судьбой нынешние перемены. Федора Александровича всегда волновали острейшие проблемы времени. Он многое прозревал, о многом говорил раньше и смелее других, зачастую подвергался за это разносам и проработкам в критике. „Меня били! Крепко били, — говорил он. — Но те произведения, за которые меня били, — проходили годы, проходило время — и их причисляли к положительным явлениям советской литературы“. Tак было с повестью „Вокруг да около“, с романами „Две зимы и три лета“, „Пути-перепутья“, „Дом“, с повестью „Пелагея“. А многие произведения вообще не могли увидеть свет при жизни. Лучший его рассказ — „Старухи“, который побывал во многих редакциях журналов и который все хвалили, пролежал в столе восемнадцать лет. Он был опубликован только в 1987 году журналом „Наш современник“. Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова. Он был человеком, жадно влюбленным в жизнь, в работу, в слово. Он был неустанным тружеником и подвижником-ратоборцем, воителем за правду и справедливость».

ВОПРОС

Какова главная тема произведений Ф. А. Абрамова?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Почему лошади вызывали такое острое чувство жалости у автора? Какую роль в повествовании играет описание лошади?

2. Как объяснить название рассказа и слова: «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег...»? В чем рассказчик обманул Рыжуху?

3. Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращен ко всем нам?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)


СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Как вы понимаете словосочетания: «самые сложные, самые разноречивые чувства», «я называл ее запросто, по-бывалошному, но обычаю тех времен, выносливых и неприхотливых», «в затишные вечера», «неказистый», «мочи не было смотреть», «на износ», «невмоготу», «услада русской души»? Подготовьте пересказ, включив в него эти словосочетания.

2. Какими словами заканчивается рассказ? Почему на рассказчика навалилась «лошадиная тоска»? Что хотел сказать автор этой концовкой?


Ф.А.Абрамов

О ЧЁМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ
Рассказ


Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом – пыльная или несъедобная травка попалась.

Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.

Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус – в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.

В общем, что говорить, – нелегко жилось беднягам. И потому-то я как мог пытался скрасить, облегчить их долю. Да и не только я. Редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо них безучастно.

На этот раз я не шел – бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда еще не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звезд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи – обычные лошади с обычными лошадиными именами.[2]

Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.

И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей.

На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.

А Рыжуха – нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.

Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.

Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.

«Да что с ней? – с тревогой подумал я. – Больна? Забыла меня за это время?» (Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.)

Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок – с этого, с подкормки, началась наша дружба, но тут кобыла и вовсе озадачила меня: она отвернула голову в сторону.

– Рыжуха, Рыжуха... Да это же я... я...

Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад – напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.

– Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?

Рыжуха молча продолжала плакать.

– Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?

– У нас тут спор один был...

– У кого – у нас?

– У нас, у лошадей.

– У вас спор? – удивился я. – О чем?

– О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной... – и тут Рыжуха опять расплакалась.

Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.

На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.

– Я в жизни ничего подобного не слыхала, – говорила Рыжуха. – Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву – так звали старую кобылу, – не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.

– И вот, — заключила свой рассказ Рыжуха, – сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим товаркам и товарищам, а они закричали в один голос: «Вранье все это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно».

Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя – маленького, крохотного человечка.

– Скажите мне... Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами... Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?

Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи. Я отвел глаза в сторону и тут мне показалось, что отовсюду, со всех сторон, на меня смотрят большие и пытливые лошадиные глаза. Неужели то, о чем спрашивала меня Рыжуха, занимало и других лошадей? Во всяком случае, обычного хруста, который всегда слышится на лугу, не было.

Не знаю, сколько продолжалась для меня эта молчаливая пытка на зеленой луговине под горой, – может, минуту, может, десять минут, может, час, но я взмок с головы до ног.

Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба – мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади – никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало – и своих, и заморских, а нет, русские гулянья на лошадях о масленице[3] сравнить не с чем.

Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни — чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами, преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое! Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы – услада русской души...

Первая игрушка крестьянского сына – деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой[4], коню молился — ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья – встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё – конь, всё – от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти...

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толклись, митинговали с утра до ночи, там выясняли свои отношения. Сбил у Воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.

Э-э, да что толковать о хозяевах, о мужиках, которые всю жизнь кормились от лошади!

Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то, как солнце, освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война, даже война не вытравила во мне память о родном коне. Помню, в сорок седьмом вернулся в деревню. Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по не вернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько.

– Нету вашего Карька, – ответил мне конюх-старик. – На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как...

Карько, как я узнал дальше, свой жизненный путь закончил в самый День Победы. Надо было как-то отметить, отпраздновать такой день. А как? Чем? Вот и порешили пожертвовать самой старой доходягой. Короче, когда Карько притащился из лесу со своим очередным возом, на него сверху, со штабеля, обрушили тяжеленные бревна...

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Росохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Лесопункта давно уже не было. Старые бараки, кое-как слепленные когда-то стариками да мальчишками, развалились, заросли крапивой, а на месте катища, там, где земля была щедро удобрена щепой и корой, вымахали густые заросли розового иван-чая.

Я побродил возле этих зарослей, в двух-трех местах даже проложил через них тропу, но останков никаких не нашел...

...Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня. И смотрели другие лошади. И казалось, все пространство на лугу, под горой – сплошь одни лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, – все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня. А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

– Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

– Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться... – И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? Я пересек пересохшее озеро, вышел на старую, сохранившуюся еще от доколхозных времен межу, которая всегда радовала меня своим буйным разнотравьем.

Но я ничего не видел сейчас.

Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...
1973
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)


СОРОКОУСТ
(отрывок)
С.Есенин


3

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз. (вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться. (вернуться)

3. Масле́ница — старинный славянский праздник проводов зимы, на время которого пекут блины и устраивают увеселения. (вернуться)

4. Су́женая — в народной поэзии — невеста. (вернуться)

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика