Эпос народов мира. Былины. "Вольга и Микула Селянинович". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
В. Поленов.
Сказитель былин Никита Богданов. 1876
 
Теория. Былины
(сайт "К уроку литературы"
 
 
 
 
 
Сказитель
рассказывает былину

(сайт "К уроку литературы")
 
Андрей Рябушкин.
Микула Селянинович. 1895.
 
И. Е. Репин. Садко. 1876
Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург
 
 
 
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
 
БЫЛИНЫ

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 3. Эпос народов мира. Былины. "Вольга и Микула Селянинович"

Урок 4. Русские былины киевского и новгородского циклов. Урок внеклассного чтения 1


УРОК 3
ЭПОС НАРОДОВ МИРА. БЫЛИНЫ.
«ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»


Основное содержание урока
Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. Былина в актёрском исполнении. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О собирании, исполнении, значении былин». Составление тезисов статей. Восприятие и выразительное чтение былины. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика героев былин. Нравственная оценка их поступков. Обсуждение иллюстраций учебника. Устный рассказ о собирателе былин.

I. Понятие о былине

1. Краткое сообщение учителя о жанре былины.

2. Выразительное чтение учителем или прослушивание звукозаписи фрагмента русской былины

3. Выявление восприятия былин:

— Какое настроение вызывает слушание былин? Как они читаются?

— Чем былинная речь отличается от нашей повседневной речи?

— *Какие народные инструменты сопровождают исполнение былин?

4. Поиск термина былина в словаре литературоведческих терминов и определение ключевых слов этой формулировки.

II. Собирание былин. Собиратели былин

Сообщения учащихся о собирателях былин.

III. Чтение статьи учебника «О собирании, исполнении, значении былин» : См. текст ниже
и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «В лаборатории народного творчества».

Обсуждение картины В. Васнецова «Гусляры». См. материал ниже

IV. Былина в актёрском исполнении

Прослушивание и обсуждение звукозаписи былины «Вольга и Микула Селянинович» в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы и выполнение заданий раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

V. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент былины с начала до слов «...а кафтанчик у него чёрна бархата».

Найдите в былине зачин и объясните его смысл.

Каким описан Вольга Святославович? Каково авторское отношение к герою?

*От чьего имени даётся описание внешности и работы оратая: автора или дружины Вольги? Обоснуйте свою позицию.

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в описании труда оратая?

*Почему в описании так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Группа 2.
Прочитайте по ролям диалог Вольги и Микулы со слов «Говорит-то Вольга таковы слова...» до слов «...ты поедем-ко со мною во товарищах».

В чём особенности речи героев, её содержания и формы?

*Какие слова и выражения придают диалогу стилистику «старинного лада»?

Что сообщает автор о диковинной силе Микулы?

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент былины со слов «...А тут ли оратай-оратаюшко...» до слов «...бросил сошку за ракитов куст...».

Как характеризует Микулу его стремление убрать свою сошку после работы?

Почему дружинники Вольги не смогли вытащить сошку из земли? Какой символический смысл заключён в этом факте?

*Какие особенности былины сближают её с народными сказками?

Группа 4.
Прочитайте по ролям финальную часть былины со слов «А тут сели на добрых коней, поехали...» до конца.

Почему кобыла Микулы обогнала коня Вольги?

Чем крестьянин Микула удивил богатыря Вольгу?

*Найдите во фрагменте и во всей былине гиперболы и объясните их роль.

Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.

VI. Практическая работа.
Составление плана устной сравнительной характеристики Вольги и Микулы.


ТАБЛИЦА
Составление плана устной сравнительной характеристики Вольги и Микулы.
Вопрос
Пункт плана
В чём сходство Вольги и Микулы? Приведите цитатные примеры
Общность Вольги и Микулы (молодость, сила, умение постоять за себя, чувство собственного достоинства и др.)
В чём различие Вольги и Микулы?
Различие Вольги и Микулы (один занимается ратным, а другой — мирным трудом; Микула сильнее Вольги и его дружины и физически, и нравственно: его труд — созидательный)
Каково авторское отношение к героям?
Отношение автора к героям, воспевание мирного труда (автор восхищён ловкостью и мудростью Вольги, но его симпатии на стороне Микулы: оратай сеет хлеб, варит пиво и получает похвалы от своих односельчан. Цель жизни Микулы — созидание, он часть крестьянского коллектива)
В чём особенности стиля и языка былины?
Язык былины как средство характеристики её героев


Итоговые вопросы:

Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «Былины» (См. текст ниже), составить её тезисы (план) и подготовить сообщение о былинах.

Письменно ответить на вопрос «В чём сходство и различие Вольги и Микулы Селяниновича?».

Прочитать былины «Садко» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения об иллюстраторах былин (В. Васнецове, И. Билибине, Е. Кибрике, Е. Башмакове, Н. Кочергине). См. страницу "Художники-иллюстраторы былин".

Создать свои иллюстрации к былине и подготовиться к их презентации и защите.

Составить комментарии к словам и выражениям былины «Садко» (по указанию учителя).

Групповые задания.

Подготовить инсценированное чтение фрагмента былины.

Выполнить групповой учебный проект «Памятник былинному герою».

Проект. Описание памятника герою былины: Вольге или Микуле.


УРОК 4
РУССКИЕ БЫЛИНЫ КИЕВСКОГО И НОВГОРОДСКОГО ЦИКЛОВ
Урок внеклассного чтения 1


Основное содержание урока
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение былин по ролям. Составление комментариев. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Сопоставительный анализ былин. Поиск примеров, иллюстрирующих поэтичность языка былин. Обсуждение произведений живописи, книжной графики и музыки на сюжеты былин. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины, решение кроссвордов (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

I. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Аналитическая беседа:


— Каковы особенности содержания Киевского цикла былин?

Составьте план ответа на этот вопрос по материалам статьи учебника «О собирании, исполнении, значении былин».

Вариант плана:

1. Место действия былин — Киев.
2. Центральный персонаж — князь Владимир.
3. Основная тема — защита Русской земли от кочевников.
4. Описание истории и быта Киевской Руси.
5. Главные герои героических былин — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
6. Главные герои социально-бытовых былин — Вольга, Микула Селянинович, Дюк и др.

— Прочитайте выразительно фрагменты былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

— Представьте отчёт о выполнении заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...» (домашнее задание).

— Ответьте на вопросы 1, 3, 5 из раздела учебника «Читаем самостоятельно».

— Найдите в былине постоянные эпитеты, примеры повторов, ритмической упорядоченности, охарактеризуйте особенности речи персонажей.

II. Бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты Ильи Муромца

— Каковы главные черты характера Ильи Муромца? Подтвердите свои рассуждения цитатными примерами.

— Ответьте на вопросы 2, 4 из раздела учебника «Читаем самостоятельно».

III. Практическая работа. Составление устного портрета героя былины.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины


— Каковы особенности содержания Новгородского цикла былин?

Составьте план ответа по статье учебника «О собирании, исполнении, значении былин».

Вариант плана:

1. Место действия былин — Великий Новгород.
2. Центральный образ былин — Великий Новгород.
3. Главная тема былин — социальная и торговая жизнь Великого Новгорода.
4. Описание быта купечества, влияния Церкви на жизнь новгородцев, крепких семейных устоев, поездок в другие страны.
5. Главные герои новгородских былин — купец Садко и «добрый молодец со дружиною» Василий Буслаев.

Чтение и обсуждение былины «Садко».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент былины с начала до слов «На небе звёзды — и в палатах звёзды».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям гусельки яровчаты, перепался, товар красный, заклад, тонька.

За что царь морской хотел пожаловать Садко?

Найдите в отрывке постоянные эпитеты, повторы, троекратные повторения, гиперболы и определите их роль.

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент былины со слов «Потом Садко, богатый гость...» до слов «...поезжал он по синю морю».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям настоятели, не тощится, червлёные корабли.

О чём поспорил Садко с новгородскими настоятелями?

Найдите в отрывке постоянные эпитеты, повторы, троекратные повторения, риторические вопросы, анафоры и объясните их роль.

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент былины со слов «На синем море сходилась погода сильная...» до слов «...полетели, как чёрные вороны».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям погода сильная, жеребья вольжаны, чернильница вальяжная, гоголем плывут.

Как откупались купцы от морского царя?

Найдите постоянные эпитеты, троекратные повторения, риторические вопросы, анафоры и объясните их роль.

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент былины со слов «Остался Садко на синем море...» до конца былины.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям страсти великие, пекучись, Микола Можайский.

Почему Садко послушался старца?

Найдите в отрывке постоянные эпитеты, повторы, троекратные повторения, риторические вопросы, анафоры и объясните их роль.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Какова история жизни и путешествий Садко?

Какие черты характера Садко привлекательны?

Каково отношение создателей былины к Садко?

Как в былине «Садко» отразились поэтические особенности русских былин (см. финальную часть статьи учебника «Былины»)?
Приведите примеры.

V. Обсуждение живописных и музыкальных произведений на сюжеты былин, фрагментов оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».

Ответы на вопросы из раздела учебника «Устное народное творчество, живопись, музыка».

VI. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины, решение кроссвордов (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

В чём различие былин Киевского и Новгородского циклов?

Почему народ сложил былины о своих героях?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему народ сложил былины о своих героях?» или составить письменный портрет одного из героев былин.

Подготовить выразительное чтение фрагментов эпоса «Калевала» (руны 1, 10, 19, 38, 42, 43)
(см.: http://www.modernlib.ru/books/lennrot_elias/kalevala/read).

Индивидуальные задания.

Написать отзыв на живописное или музыкальное произведение на сюжет былины.

Составить словарик «Устаревшие слова в былинах».

Групповые задания.

Выполнить групповые учебные проекты и подготовиться к их презентации и защите.

Проекты.

Создание иллюстрированного электронного сборника «Русские былины» (вступительная статья, иллюстрации с цитатными подписями, иллюстрации учащихся, словарик устаревших слов, письменные работы школьников и др.).

Подготовка литературного вечера, посвящённого былинам и пословицам (см. план вечера в практикуме «Читаем, думаем, спорим...»).

Следующие уроки: "Калевала" – карело-финский мифологический эпос >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


БЫЛИНЫ

Подлинную историю трудового народа нельзя знать,
не зная устного народного творчества...
М. Горький


Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм — получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.

...Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека. По этой же причине мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Былины (от слова «быль») — произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах — гридницах, на киевских улицах, У днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, на мосту через Волхов, в разных концах Новгородской земли, в других городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче.

Русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вела оживленную торговлю с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из Варяг в Греки»: из Варяжского (Балтийского) моря в Неву-реку по Ладожскому озеру, по Волхову и Днепру. Певцы воспевали широту Русской земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота́, глубота́ океан-море,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты Днепровские.

Сказители знали и о далеких землях: о земле Веденецкой (скорее всего, Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов. За городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля: богатыри на сильных конях не дожидаются, пока отворят ворота, а скачут через башню наугольную и сразу оказываются на просторе. Лишь позднее города обстроились незащищенными «лригородками».

Хороший конь был в большом почете на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван — гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своем трехлетием Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности — ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря.

Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Нарядна одежда героев. Даже на оратае Микуле не рабочая одежда — рубаха и порты, как бывало в действительности:

У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него чёрна бархата.

Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи...

Сколь ни ценны эти черты древнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа. Людям XXI века важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?

Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Это не выдуманная опасность и не выдуманная дорога. Северо-Восточную Русь с городами Владимиром, Суздалем, Рязанью, Муромом некогда отделяли от Приднепровья со стольным Киевом и прилегающими землями дремучие леса. Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу — с Оки к Днепру. До этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховья Волги, а оттуда — к Днепру и по нему — к Киеву. Однако и после того, как прямоезжая дорога была проложена, многие предпочитали ей прежнюю: новая дорога была неспокойной — на ней грабили, убивали... Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов.

Пример верности воинскому долгу являет и другой воин-богатырь, прославленный в былинах под именем Добрыни Никитича. В схватках с огненным Змеем он дважды одерживает победу. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить. В былине о землепашце Микуле и князе Вольге крестьянская идея выражена со всей ясностью. Будничный труд крестьянина поставлен выше воинского. Неоглядна пашня Микулы, тяжела его соха, но он легко управляется с нею, а дружина князя не знает, как и подступиться к ней — не умеет выдернуть ее из земли. Симпатии певцов всецело на стороне Микулы.

Время Древней Руси сказалось и на самом художественном строе, ритмах, строении стиха былин. От поздних песен русского народа они отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание еще не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность.

Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций:

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Песенные строки легки и естественны: повторения отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла. В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты («поле чистое», «добрый молодец»).

Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но все же певцы не отказались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов:

Так все травушки-муравы уплеталися
Да й лазоревы цветочки осыпалися...

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считают, что гусли — самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Красоту былинных напевов ценили композиторы. М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях.

В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека.
В. П. Аникин

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

В чем «тайна всевластия» былин?

Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина.
(вернуться к уроку)

О СОБИРАНИИ, ИСПОЛНЕНИИ, ЗНАЧЕНИИ БЫЛИН

Наиболее ранние записи былин были сделаны в XVII веке, а первые публикации текстов в XVIII веке принадлежат писателям М. Чулкову, Н. Новикову, И. Дмитриеву. Важным событием стало издание в 1804 году сборника «Древние российские стихотворения», составленного Киршей Даниловым. В 30-е годы XIX века произведения устного народного творчества стал собирать П. Киреевский, который обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На призыв откликнулись многие: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль. В 1861 —1867 годах изданы четыре тома «Песен, собранных П. Рыбниковым», куда вошло 165 былин. В 1871 году по следам Рыбникова отправился А. Гильфердинг. Он записал 270 былин от 70 сказителей — так родились три тома «Онежских былин». За ними последовало издание «Русских былин старой и новой записи», а также печорских, беломорских, онежских, донских былин. Ф. Буслаев, О. Миллер, А. Веселовский и многие другие ученые-фольклористы активно изучали эти памятники словесности.

В. Аникин делит былины на древнейшие (докиевские): это былины о Волхе, Дунае, Потыке; киевские — о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские — об Илье Муромце, Алеше Поповиче; галицко-волынские — о Дюке; псковско-новгородские — о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские — об Иване — гостином сыне; брянские — о князе Романе и братьях Ливиках...

Два основных цикла былин — киевский и новгородский — сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл обладает рядом признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема — защита Русской земли от кочевников; исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси. Еще одной особенностью киевского цикла стали образы трех богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, герои социально-бытовых былин — Вольга и Микула, Дюк и др.

К новгородским относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др. В них затронуты социальные темы, и это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вел торговлю со многими странами. Слушатель или читатель воочию представит себе обе части города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние Церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Почти все былины в XIX и XX веках записаны от крестьян. В крестьянской среде их пели не только мастера-сказители, но и рядовые крестьяне — Т. Рябиния, В. Щеголенок и др. Это искусство передавалось из поколения в поколение — так, Трофим Григорьевич Рябинин обучил этому сына Ивана, от того пение былин перенял и его пасынок, а от него его сын — Петр.

Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным содержанием, былины сыграли видную роль в развитии русского искусства — литературы, музыки, живописи. Пушкин, Некрасов, Толстой, Горький обращались к их сюжетам. Римский-Корсаков в опере «Садко», Гречанинов в опере «Добрыня Никитич», Васнецов в «Трех богатырях», «Витязе на распутье», Репин в «Садко» вдохновлялись сюжетами и образами былин, обогащая русскую литературу опытом народного творчества. Русские былины широко переводятся на многие языки мира.
По кн. Н. Кравцова, С.Лазутина
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина.

(вернуться к уроку)


«РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

В лаборатории народного творчества


1. Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин?

2. В каком веке появились ранние записи былин? Кому принадлежат эти записи?

3. Назовите наиболее известных исполнителей былин? Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?

4. Кто из художников иллюстрировал былины, сказки?
Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина.


КАРТИНА В.М.ВАСНЕЦОВА "ГУСЛЯРЫ"

Виктор Васнецов – один из самых известных и узнаваемых мастеров живописи, на полотнах которого оживают герои сказок, былин и преданий глубокой старины. В своих работах он сумел передать самобытность и уникальность русской народной культуры, особый «русский дух» и миропонимание. С его картинами знакомятся еще в раннем детстве, но невероятные впечатления от них на протяжении всей жизни остаются такими же яркими, как при первой встрече.

Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. Художник переносит зрителя на многие столетия назад, открывая взору большую светлую деревянную избу с толстыми, как полагается, бревнами-балками и грубо отесанным дощатым полом. На фоне лилово-синего неба, виднеющегося через грубо вырубленную арку окна, на красной деревянной скамье восседают трое гусляров. Перебирая струны гуслей, они поют о бескрайних родных просторах, спокойной и величественной красоте русской земли и ее могучем народе.

Гусляры – не случайные герои картины. На гуслях играли многие герои былин и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян – автор «Слова о полку Игореве». Музыкальные инструменты помогали им совершать подвиги, ведь согласно легенде, настроенные по-особому, гусли влияли на человеческие чувства, вызывая смех и слезы, гипнотизировали и навевали сны. Всегда на Руси люди, владеющие игрой на этом музыкальном инструменте, пользовались большим уважением и почетом, были желанными гостями в каждом доме.

Гусляры на картине Васнецова – не былинные герои. Это странствующие монахи, узнать которых можно по характерному белому узорчатому одеянию. Певцов трое – и это весьма символично. В лад поют молодой розовощекий юноша, седовласый старец и мужчина средних лет.

Русоволосый отрок с усердием играет на гуслях и поет. Раскрасневшиеся щеки выдают его волнение и переживания. Юноша слеп. Возможно, этим художник хотел показать безоглядную слепоту молодости, либо придать картине ореол мистики, изобразив юродивого – древние славяне верили в их особый дар и способности. Старец-гусляр напоминает сказочного волшебника, доброго колдуна, голос которого наделен особой магической силой. Старость выступает здесь символом мудрости. Третий гусляр — зрелый мужчина, перешагнувший порог юности, но еще не прошедший дорогу жизни. Его лицо, откинутая в порыве игры рука выражают самые яркие переживания и эмоции человека, много повидавшего на своем пути и готового увидеть еще большее.

Три гусляра – три возраста – три характера. Художнику удалось объединить в одной картине прошлое, настоящее и будущее, передать связь трех поколений, переплетение юношеской робости, серьезной зрелости и мудрой старости.

Виктору Васнецову удалось написать музыкально-психологическую картину, глядя на которую каждый зритель слышит мерные напевы гусляров, мелодию широкой русской души и проникается очарованием народной культуры.
(вернуться к уроку)




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
 
Гусляры. Худ. В. Васнецов. 1899 г. The Perm Art Gallery, Пермь, Россия
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика