БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО...
Б.Л.Пастернак
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца. (
вернуться к уроку)
ИЮЛЬ
Б.Л.Пастернак
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой. (
вернуться)
НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ...
Б.Л.Пастернак
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
1931 (
вернуться)
СНЕГА ПОТЕМНЕЮТ СИНИЕ...
А.Т.Твардовский
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,
Недвижной гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.
И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,
И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.
И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой. (
вернуться)
ИЮЛЬ — МАКУШКА ЛЕТА
А.Т.Твардовский
Июль — макушка лета, —
Напомнила газета,
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, —
Ку-ку, ку-ку, — макушка, —
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, —
Июль — макушка лета. (
вернуться)
НА ДНЕ МОЕЙ ЖИЗНИ...
А.Т.Твардовский
На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.
И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая -
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.
Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.
(
вернуться к уроку)
БИОГРАФИЯ Б. Л. ПАСТЕРНАКА
(1890 – 1960)
Из книги: Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Его отец — известный художник Л. О. Пастернак, мать — пианистка Р. И. Кауфман. Детские годы поэта протекали
в атмосфере искусства — музыки, литературы. Еще в пору детства и ранней юности неизгладимое впечатление на него произвели немецкий поэт Райнер-Мария Рильке,
писатель Лев Толстой, композитор Скрябин. Впоследствии он придавал определяющее значение в формировании своего духовного облика именно этим первым встречам
с миром большого творчества, с художественной гениальностью. К ним присоединилось позднее столь же личное, обостренно-биографическое восприятие лирики Блока
и знакомство с Маяковским.
Первое творческое пристрастие и увлечение Пастернака всецело отдано музыке. В 1909 году он поступает на историко-филологический факультет Московского
университета, едет в Германию и один семестр учится в Марбургском университете, посещает Швейцарию, Италию. В 1908 1909 годах у Пастернака пробуждается
интерес к современной поэзии. Он принимает участие в поэтическом кружке, пробует силы в литературной работе. С 1913 года поэтическое искусство становится
главным и постоянным делом его жизни.
Появление книги «Сестра моя — жизнь» в 1922 году выдвинуло его в ряд видных мастеров современного стихотворения. С этой книги начинается Пастернак как
вполне самобытное поэтическое явление.
Он работает над историко-революционными поэмами «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», переводит грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Рильке
и др. В начале 1941 года начинается полоса творческого подъема, появляется ряд первоклассных стихи творений, вошедших в книгу «На ранних поездах». Отсюда
протягиваются прямые связи к лирике Пастернака конца 40—50-х годов XX века, увенчавшей его жизненный путь. Искусство в его понимании — непрестанная самоотдача:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех...
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА
Центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни,
мирного бытия, исповедует веру в жизнь, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет ее нравственную основу. Удивление перед чудом
существования - вот поза, в которой застыл Пастернак, навсегда пораженный, завороженный своим открытием: «опять весна». От его пейзажей веет свежестью,
здоровьем. У Пастернака природа приобретает все черты индивидуального лица. Мы привыкли к тому, что «дождь идет», а теперь узнаем: «Скорей со сна, чем с
крыш; скорей забывчивый, чем робкий, топтался дождик у дверей...» У пейзажей Пастернаки есть свой нрав, симпатии, излюбленные развлеченья - тучи играют в
горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс. Его пейзаж наделяется даже портретными чертами:
И лес шелушится, и каплями
Роняет струящийся пот.
Поэзия Пастернака насквозь метафорична. Метафора в его поэтике выполняет прежде всего связующую роль. При чтении его стихов подчас возникает иллюзия, что
автоpa нет и в помине, что он отсутствует даже как рассказчик, как свидетель, видевший все то, что здесь изображено. Природа объясняется от собственного имени:
...В раскрытые окна на их рукоделье
Садились, как голуби, облака.
Они замечали: с воды похудели
Заборы — заметно, кресты — слегка.
Если Маяковский и Цветаева хотят говорить на весь мир от своего лица, то Пастернак предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него: «не я про весну,
а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня».
Это единение с природой, без свидетелей, придает стихам Пастернака особую интимность и подлинность.
По статье А. Д. Синявского
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Подготовьте пересказ статьи о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака.
2. Прочитайте стихотворения Пастернака. Подумайте: о чем говорит поэт строчками «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня»? Подтвердите
свой ответ цитатами из стихотворений.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений. Одно из произведений Пастернака о родной природе выучите наизусть, подчеркнув при чтении метафоричность.
ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ
1. Как вы понимаете строки стихотворения Б. Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой...»; «И опять зачертит иней...»?
2. Вызывает ли у вас природа в стихотворениях Пастернака удивление, восхищение? Создается ли у вас впечатление, что г природа «объясняется от своего имени»?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
АВТОБИОГРАФИЯ А.Т.ТВАРДОВСКОГО
Твардовский — художник с мудрым сердцем и чистой совестью,
до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского
мужества и честности...
К. Кулиев
Родился я в Смоленщине, в 1910 году, 21 июня на «хуторе пустоши Столпово», так назывался в бумагах клочок земли приобретенной моим отцом Трифоном
Гордеевичем Твардовским... Местность эта была довольно дикая, стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу,
решив жить с земли. Но ему то и дело приходилось обращаться к молотку: арендовать в отходе чужой горн и наковальню, работая исполу1.
1. И́сполу - на половинных началах, пополам с другими.
В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно... Отец, он умер в 1949 году, был человеком
грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкстью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению
вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова,
Некрасова, А К. Толстого, Никтина произошло именно таким образом.
Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка ко многому... Ее до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за
нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с далеких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь
одинокого деревца и т. п.2
2. Твардовские (родители, братья и сестра), как семья кулаков, были сосланы в 30-е годы. Об этих горьких событиях упоминается и в стихотворении
«Братья».
Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей
птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. С того времени я и пишу...
По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу, человеку очень честолюбивому, это
было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и
голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, чуяла в ней покую печальную предназначенность моей судьбе и жалела меня.
С 1924 года я начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях
местных властей и т. п. Изредка заметки печатались... Потом я отважился послать и стихи. В газете «Смоленская деревня» летом 1925 года появилось мое
первое напечатанное стихотворение «Новая изба».
После этого я, собрав с десяток стихотворений, отправился в Смоленск к М. В. Исаковскому. Принял он меня приветливо, отобрав часть стихотворений,
вызвал художника, который зарисовал меня, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора — поэта А. Твардовского».
Михаилу Исаковскому, земляку, а впоследствии другу, я очень многим обязан в своем развитии... Со «Страны Муравии»... я начинаю счет своим писаниям...
Выход этой книги в свет послужил причиной значительных перемен в моей личной жизни.
Могу сказать, что если Смоленщина, со всей ее неповторимой и бесценной для меня памятью, досталась мне, как говорится, от отца с матерью, то...
Сибирь, с ее суровой и величественной красой, природными богатствами, гигантскими стройками и сказочно широкими перспективами, я обретал для себя
сам в зрелые годы.
Эту новую мою связь — связь с «иными краями» я сознательно развиваю и укрепляю с конца сороковых годов, когда впервые побывал на востоке страны, и она
непосредственно сказалась в главной моей работе последних лет — книге «За далью — даль», а также в лирике и очерках...
А. Т. Твардовский
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ А. Т. ТВАРДОВСКОМ
«Когда я ближе узнал Твардовского, мне понятнее стала его сдержанность, даже замкнутость, если речь касалась его „творческих планов“ — пишет В. Я. Лакшин1. —
Александр Трифонович сам не любил, забегая вперед, говорит о своей неоконченной работе и другим не разрешал. Он считал, что серьезное литературное дело
совершается не на юру2 и на ветру, а в тишине наедине с листом бумаги. И самый хороший замысел можно „заболтать”, испортить разговорами о нем...
1. См. книгу В. Лакшина «Открытая дверь» (М., 1989).
2. Не на юру́ — не на открытом, всем видном месте.
Лишенный внешнего лоска, он обладает вместе с тем врожденным тактом и почти аристократической воспитанностью... Выговаривал кому-то: если тебе позвонили по
телефону, а тема разговора исчерпана и надо прощаться, ты не можешь первым сказать „до свидания”, — разговор кончает тот, кто тебе звонит.
Твардовский истово верил, что любое зло ненадолго, любая беда минет, что надо ждать от жизни добрых перемен, от людей — хороших вестей...»
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
УРОКИ ТВАРДОВСКОГО
Из интервью журналиста с художником О. Г. Верейским,
которого связывала с Твардовским почти 30-летняя дружба...
— Какие черты личности Твардовского могли бы вы назвать главными, определяющими?
— Искренность, непосредственность поведения и самостоятельность мышления — он никогда не придерживался общепринятого русла, был независим в мыслях...
— Доводилось ли вам присутствовать при рождении стихов?
— Творческая кухня поэта была скрыта от посторонних глаз. И только однажды, во время грибной прогулки но лесу, я оказался случайным свидетелем
этого процесса. Случай описан мною в очерке „К двум портретам“. Позвольте процитировать его концовку: „Продираясь сквозь заросли, я время от
времени видел Александра Трифоновича, который, к моему удивлению, смотрел не под ноги, и прямо перед собой и что-то бормотал невнятно, нараспев.
Я отошел, чтобы не мешать, но мой спутник меня уже не замечал. Он говорил все громче, все отчетливее... „И чью-то душу отпустила боль“. И снова
и снова одну и ту же фразу. И потом: „И чье-то сердце отпустила боль“... Через несколько дней я услышал все стихотворение:
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной,
Взялся за гуж — не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
Эти строки, одни из последних, могли бы стать эпиграфом к его судьбе или эпитафией на его памятнике...»
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что добавили в понимание личности Твардовского высказывания о нем и какой вам видится личность поэта? Сформулируйте развернутый ответ.
2. Прочитайте воспоминания об А. Твардовском, используйте их в рассказе о писателе.
3. Прочитайте стихотворения А. Т. Твардовского. Определите тему каждого и подготовьте одно из них к конкурсу «Поэзия Твардовского».
ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ
1. Как вы понимаете строки из стихотворения А. Т. Твардовского: «И воды зайдут низинами...»; «Недвижной гладью прикинутся...»; «Листву прошивая старую,
/ пойдет строчить трава...»; «Июль — макушка лета...»? Какие картины видятся при чтении этих строчек?
2. Постарайтесь написать короткий рассказ «В лесу весной», включив в него слова из стихотворения А. Т. Твардовского.