Б.Л.Пастернак. "Июль", "Никого не будет доме...". А.Т.Твардовский. "Июль — макушка лета...". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет Б. Л. Пастернака работы Ю. Анненкова, 1921
 
Пастернак Б.Л. Июль
 
Пастернак Б.Л. Никого не будет в доме...
 
Пастернак Б.Л. Основные даты жизни и творчества (на сайте "К уроку литературы")
 
Портрет А. Т. Твардовского работы О. Г. Верейского, 1943 г.
 
Портреты А.Т.Твардовского
 
Твардовский А.Т. Автобиография
 
Иллюстрации О.Верейского к поэме "Василий Тёркин"
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
(1890 – 1960)
и
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
(1910 – 1971)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 51. Б.Л.Пастернак. "Июль", "Никого не будет в доме..."

Урок 52. А.Т.Твардовский. "Июль — макушка лета...", "На дне моей жизни..."


УРОК 51
Б. Л. ПАСТЕРНАК. «ИЮЛЬ»,
«НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ...»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Стихотворения в актёрском исполнении. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Развитие представлений о сравнении и метафоре.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Борис Леонидович Пастернак» и «В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «метафора».

I. Краткий рассказ о поэте

1. Концерт-миниатюра из стихотворений Пастернака
, например, «Весна в лесу», «Дорога», «Зазимки», «Золотая осень», «Как бронзовой золой жаровень...», «Три варианта», «Тишина» (по выбору учителя).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

2. Актуализация имеющихся знаний о Б. Л. Пастернаке:

— Чем необычны стихи Пастернака?

— Какой изображена в них природа?

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

3. Рассказ учителя о Б. Л. Пастернаке с показом изображений дома-музея в Переделкине и включением сообщений учащихся об этом музее, детстве, юности, портретах поэта и памятниках ему.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Борис Леонидович Пастернак» (cм. статью ниже):

— Как повлияла атмосфера искусства на детство и юность Пастернака?

— Какую роль сыграла в его жизни любовь к музыке?

— Какое образование получил Пастернак? Каковы его первые шаги в поэзии?

— В каких жанрах работал Пастернак?

— Что такое искусство и творчество в понимании Пастернака?

III. Чтение учителем стихотворения «Быть знаменитым некрасиво...». (см. стихотворение ниже)

Какую проблему поднимает в нём поэт?

Какие черты личности поэта отразились в стихотворении?

IV. Составление тезисов статьи учебника «В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака» (см. статью ниже)

ТАБЛИЦА
«В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака»
Тезис
Примеры
Центральное место принадлежит природе
  
Нравственная основа поэзии — вера в жизнь
  
Удивление перед чудом существования
  
Природа имеет черты «индивидуального лица»
  
Поэзия Пастернака насквозь метафорична
  
Иллюзия отсутствия автора, его единение с природой
  

Примеры учащиеся могут подобрать дома.

V. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.
Стихотворения в актёрском исполнении

1. Актёрское чтение стихотворения «Июль»
(см. стихотворение ниже)
и ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VI. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Повторение терминов юмор, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, инверсия, анафора.

Аналитическая беседа:

— Определите тему стихотворения.

— Какие черты «индивидуального лица» имеет июль у поэта?

— Какой вид комического использован в описании июля?
(Юмор.)

— Докажите, что стихотворение носит оптимистический характер.

— Какое изобразительно-выразительное средство использовано при описании июля в первых трёх строфах?
(Олицетворение.)

— Назовите художественный приём, использованный в следующей цитате: «И с занавеской, как с танцоршей, / Взвивается до потолка».
(Сравнение.)

— Какая стилистическая фигура, связанная с перестановкой слов или частей фразы, использована в цитате: «На чердаке мелькают тени. / По дому бродит домовой»?
(Инверсия.)

С какой целью?

— Найдите в словаре определение понятия прозаизм.

ПРОЗАИ´ЗМЫ — выражения, обороты и целые фразы из бытовой, научной и т. п. прозаической лексики, вторгающиеся в поэтический текст, на фоне которого они выглядят, как сторонний, хотя и внутренне мотивированный материал, например:
Я снова жизни полн — таков мой организм.
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)
. ("Поэтический словарь" А. П. Квятковского)

Какие «бытовые» слова использует автор? С какой целью?

— Какое художественное средство не использовано поэтом в предпоследней строфе стихотворения: анафора, эпитет, прозаизм, звукопись, сравнение, олицетворение?
(Сравнение.)

Приведите примеры использованных изобразительно-выразительных средств.

— Какие поэты были предшественниками Пастернака в изображении природы очеловеченной? Ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

2. Актёрское чтение стихотворения «Никого не будет в доме...» (см. стихотворение ниже)
и ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VI. Групповая работа:

Группа 1.

Какую роль играет в стихотворении его композиция? Сколько в нём частей?
(Части стихотворения разделяет союз «но».)

Как соотносятся друг с другом первая и вторая части? Каков основной мотив каждой части?

Какова динамика настроения лирического «я» в первой части?

Как и почему изменяется настроение во второй части?

Группа 2.
Объясните значение следующих слов и выражений: сумерки, сквозной проём, гардины, крестовина, голод дровяной.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Какую роль играет в стихотворении зимний пейзаж?

Как поэту удаётся изобразить движение снега, ветер, метель, мороз?

Докажите, что ощущение одиночества, холода, уныния, усиливается к концу первой части.

*Можно ли утверждать, что лирический герой сам является частью зимних картин? Обоснуйте свою позицию.

Группа 3.
Объясните значение следующих слов и выражений: нежданно, портьера, вторженья дрожь, будущность, причуда, материя.

Докажите, что главным мотивом второй части является любовь.

Как преобразила быт и душу поэта появившаяся женщина?

Какой он её увидел? Является ли она частью зимы?

*Похожа ли на Снежную королеву? Обоснуйте своё мнение.

*Можно ли утверждать, что в любви воплощена гармония мира? Обоснуйте свою позицию.

*Группа 4.
Найдите в стихотворении примеры звукописи.

Докажите, что повторение одного и того же звука объединяет далёкие по смыслу слова в единые смысловые ряды, например: зимний, сквозном, незадёрнутых.

Подтвердите эту мысль своими примерами из стихотворения.

Группа 5.
Какие образы стихотворения созданы при помощи поэтического синтаксиса: анафор, инверсий, параллелизмов?

*Найдите прозаизмы и слова высокого стиля. Какова их роль? Каких слов больше?

*Можно ли утверждать, что поэт хочет выразить сложность мира в «неслыханной простоте» стиха? Обоснуйте свою позицию.

*Группа 6.
Прослушайте песню на слова этого стихотворения в исполнении С. Никитина.

Что добавляет к тексту музыкальное сопровождение и мастерство исполнителя?

VII. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Развитие представлений о сравнении и метафоре


Определите смысловое наполнение понятий сравнение и метафора. Чем метафора отличается от олицетворения?

Какие виды сравнений использованы в стихотворении «Никого не будет в доме...»?

VII. Практическая работа.
Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэта

(поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции.

Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
«Изобразительно-выразительные средства языка Б. Л. Пастернака»
Изобразительно-выразительные средства языка
«Никого не будет в доме...»
«Июль»
Звукопись: ассонансы, аллитерации
  
  
Поэтическая лексика: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, прозаизмы
  
  
Поэтический синтаксис: анафоры, инверсии, параллелизмы
  
  
Выводы:
Какую роль играют эти средства в стихотворениях?
  
  

Заполнение таблицы примерами может быть завершено дома.

Определение видов рифм, способов рифмовки, стихотворного размера данных стихотворений.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

С какой целью поэт описывает июль как живое существо?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Почему в поэтическом мире Пастернака любовь является естественным проявлением жизни, её красоты?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы примерами.

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений.

Сделать его письменный анализ или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения о детстве и юности А. Т. Твардовского с показом его фотографий, памятника поэту в Смоленске, музея в Загорье с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить выразительное чтение главы 1 из поэмы «Страна Муравия».


УРОК 52
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. «СНЕГА ПОТЕМНЕЮТ СИНИЕ...»,
«ИЮЛЬ — МАКУШКА ЛЕТА...», «НА ДНЕ МОЕЙ ЖИЗНИ...»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Стихотворения в актёрском исполнении. Развитие понятия о лирическом герое.

Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» и составление её тезисов. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой». Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

I. Краткий рассказ о поэте

1. Рассказ учителя об А. Т. Твардовском с показом изображений дома-музея поэта на хуторе Загорье и включением сообщений учащихся об этом музее, о детстве, юности, военной биографии, фотографиях поэта и памятнике ему в Смоленске.

2. Чтение и обсуждение фрагментов автобиографии (см. текст учебника ниже) поэта и
составление тезисов:

ТАБЛИЦА
Автобиография А.Т.Твардовского
Вопрос
Тезис
Как отзывается Твардовский о своих родителях? Чему он научился у них?
Отец, замечательный мастер кузнечного дела; книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе; мать... была очень впечатлительна и чутка ко многому
Как Твардовский начал писать стихи? Как отнеслись к этому родители?
Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой; по-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи
Каковы были первые публикации Твардовского?
Я стал посылать заметки в редакции смоленских газет; первое напечатанное стихотворение — «Новая изба»; со «Страны Муравии» я начинаю счёт своим писаниям
Какую роль сыграл в судьбе Твардовского М. В. Исаковский?
Принял он меня приветливо; вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом; Михаилу Исаковскому... я многим обязан в своём развитии
Где поэт изображает перспективы развития Сибири?
Связь с «иными краями»... непосредственно сказалась в... книге «За далью — даль»


II. Аналитическая беседа:

1. Краткое сообщение учителя о поэме «Страна Муравия».

Выразительное чтение фрагментов главы 1 поэмы.

Как её содержание связано с историей России в XX веке?

*Какие черты стиля Твардовского вы заметили в поэме?

2. Краткое сообщение учителя о поэме «За далью — даль».

Выразительное чтение фрагмента из главы «Две кузницы»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим...») или из главы «На Ангаре» со слов «Сибиряки! Молва не врёт...» до слов «И песнь моя — Народ родной!».

Как отзывается Твардовский о своём народе? Какие силы он видит в нём?

III. Чтение статьи учебника «Из воспоминаний об А. Т. Твардовском». (см. статью учебника ниже)

Какие черты личности поэта — пример для подражания?

IV. Чтение статьи учебника «Уроки Твардовского» (см. текст учебника ниже)

Как рождались стихи поэта? Почему финальные строки стихотворения «К обидам горьким собственной персоны...» могли бы стать эпиграфом к его судьбе?

— Прочитайте слова К. Кулиева, открывающие главу учебника о Твардовском. Какие факты биографии поэта могли бы подтвердить эти слова?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Стихотворения в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно стихотворение «Снега потемнеют синие...» (см. стихотворение ниже).

Какие приметы весны подмечает поэт? Какие эпитеты он использует для описания весны?

В чём оригинальность поэтического образа весны? Какие олицетворения рисуют природу как живое существо?

*Кому из поэтов и чем близко это стихотворение?

В чём оптимизм его финала? Каким видит мир его лирический герой?

Группа 2.
Прослушайте актёрское чтение стихотворения «Июль — макушка лета...» (см. стихотворение ниже)
и ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какие приметы уходящего лета подмечает поэт? В чём музыкальность стихотворения?

*Какие ассоциации с образом Твардовского вызывает слово газета?

*В чём философский смысл стихотворения? Нужно ли в жизни спешить, чтобы всё успеть? Обоснуйте свою позицию.

Группа 3.
Прослушайте актёрское чтение стихотворения «На дне моей жизни...» (см. стихотворение ниже)
и ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Объясните смысл метафор на дне моей жизни, палая листва, лучи недалёкого вечера, морока немалая — твой век, черту подведу и др.

Докажите, что лирический герой не понимает тех, кто недоволен собственной судьбой.

В чём оптимизм финальных строк?

*Кто из русских поэтов, подобно Твардовскому, не жалеет о прожитой жизни?

VI. Развитие понятия о лирическом герое

Каково смысловое наполнение понятия лирический герой (см.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ЛИРИЧЕСКИЙГЕРОЙ&bukv=Л)?

Чем образ лирического героя Твардовского близок автору? В чём, по-вашему, их различие?

VII. Практическая работа.
Различение образов лирического героя и автора.
Анализ различных форм выражения авторской позиции в стихотворениях.

Заполнение цитатной таблицы примерами из стихотворений Твардовского:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Примеры из стихотворений Твардовского
Черты лирического героя и автора
Лирический герой
Автор
Внутренний мир
  
  
Переживания, душевные состояния
  
  
Манера речевого самовыражения
  
  


И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Как отразились в лирике Твардовского черты его личности?

В чём философский смысл его стихотворений?

Домашнее задание

Подготовить устное сообщение о Твардовском и выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

Создать сочинение-описание «В лесу весной» с включением в него слов и выражений из стихотворений поэта.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания по теме «А. Т. Твардовский» из практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Подготовить выразительное чтение стихотворений о войне (см. следующий урок).

Следующие уроки: На дорогах войны. Стихотворения о войне. Урок внеклассного чтения 8 >>>


БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО...
Б.Л.Пастернак


Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца. (вернуться к уроку)

ИЮЛЬ
Б.Л.Пастернак


По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой. (вернуться)

НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ...
Б.Л.Пастернак


Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
1931 (вернуться)


СНЕГА ПОТЕМНЕЮТ СИНИЕ...
А.Т.Твардовский


Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижной гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой. (вернуться)


ИЮЛЬ — МАКУШКА ЛЕТА
А.Т.Твардовский


Июль — макушка лета, —
Напомнила газета,
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, —
Ку-ку, ку-ку, — макушка, —
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, —
Июль — макушка лета. (вернуться)


НА ДНЕ МОЕЙ ЖИЗНИ...
А.Т.Твардовский


На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.

И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая -
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.

Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.
(вернуться к уроку)



БИОГРАФИЯ Б. Л. ПАСТЕРНАКА
(1890 – 1960)

Из книги: Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Его отец — известный художник Л. О. Пастернак, мать — пианистка Р. И. Кауфман. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства — музыки, литературы. Еще в пору детства и ранней юности неизгладимое впечатление на него произвели немецкий поэт Райнер-Мария Рильке, писатель Лев Толстой, композитор Скрябин. Впоследствии он придавал определяющее значение в формировании своего духовного облика именно этим первым встречам с миром большого творчества, с художественной гениальностью. К ним присоединилось позднее столь же личное, обостренно-биографическое восприятие лирики Блока и знакомство с Маяковским.

Первое творческое пристрастие и увлечение Пастернака всецело отдано музыке. В 1909 году он поступает на историко-филологический факультет Московского университета, едет в Германию и один семестр учится в Марбургском университете, посещает Швейцарию, Италию. В 1908 1909 годах у Пастернака пробуждается интерес к современной поэзии. Он принимает участие в поэтическом кружке, пробует силы в литературной работе. С 1913 года поэтическое искусство становится главным и постоянным делом его жизни.

Появление книги «Сестра моя — жизнь» в 1922 году выдвинуло его в ряд видных мастеров современного стихотворения. С этой книги начинается Пастернак как вполне самобытное поэтическое явление.

Он работает над историко-революционными поэмами «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», переводит грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Рильке и др. В начале 1941 года начинается полоса творческого подъема, появляется ряд первоклассных стихи творений, вошедших в книгу «На ранних поездах». Отсюда протягиваются прямые связи к лирике Пастернака конца 40—50-х годов XX века, увенчавшей его жизненный путь. Искусство в его понимании — непрестанная самоотдача:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех...

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)



В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирного бытия, исповедует веру в жизнь, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет ее нравственную основу. Удивление перед чудом существования - вот поза, в которой застыл Пастернак, навсегда пораженный, завороженный своим открытием: «опять весна». От его пейзажей веет свежестью, здоровьем. У Пастернака природа приобретает все черты индивидуального лица. Мы привыкли к тому, что «дождь идет», а теперь узнаем: «Скорей со сна, чем с крыш; скорей забывчивый, чем робкий, топтался дождик у дверей...» У пейзажей Пастернаки есть свой нрав, симпатии, излюбленные развлеченья - тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс. Его пейзаж наделяется даже портретными чертами:

И лес шелушится, и каплями
Роняет струящийся пот.

Поэзия Пастернака насквозь метафорична. Метафора в его поэтике выполняет прежде всего связующую роль. При чтении его стихов подчас возникает иллюзия, что автоpa нет и в помине, что он отсутствует даже как рассказчик, как свидетель, видевший все то, что здесь изображено. Природа объясняется от собственного имени:

...В раскрытые окна на их рукоделье
Садились, как голуби, облака.
Они замечали: с воды похудели
Заборы — заметно, кресты — слегка.

Если Маяковский и Цветаева хотят говорить на весь мир от своего лица, то Пастернак предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него: «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня».

Это единение с природой, без свидетелей, придает стихам Пастернака особую интимность и подлинность.
По статье А. Д. Синявского
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте пересказ статьи о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака.

2. Прочитайте стихотворения Пастернака. Подумайте: о чем говорит поэт строчками «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня»? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворений.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений. Одно из произведений Пастернака о родной природе выучите наизусть, подчеркнув при чтении метафоричность.


ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Как вы понимаете строки стихотворения Б. Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой...»; «И опять зачертит иней...»?

2. Вызывает ли у вас природа в стихотворениях Пастернака удивление, восхищение? Создается ли у вас впечатление, что г природа «объясняется от своего имени»?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)



АВТОБИОГРАФИЯ А.Т.ТВАРДОВСКОГО

Твардовский — художник с мудрым сердцем и чистой совестью,
до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского
мужества и честности...
К. Кулиев


Родился я в Смоленщине, в 1910 году, 21 июня на «хуторе пустоши Столпово», так назывался в бумагах клочок земли приобретенной моим отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским... Местность эта была довольно дикая, стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. Но ему то и дело приходилось обращаться к молотку: арендовать в отходе чужой горн и наковальню, работая исполу1.

1. И́сполу - на половинных началах, пополам с другими.

В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно... Отец, он умер в 1949 году, был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкстью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А К. Толстого, Никтина произошло именно таким образом.

Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка ко многому... Ее до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с далеких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.2

2. Твардовские (родители, братья и сестра), как семья кулаков, были сосланы в 30-е годы. Об этих горьких событиях упоминается и в стихотворении «Братья».

Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. С того времени я и пишу...

По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу, человеку очень честолюбивому, это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, чуяла в ней покую печальную предназначенность моей судьбе и жалела меня.

С 1924 года я начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей и т. п. Изредка заметки печатались... Потом я отважился послать и стихи. В газете «Смоленская деревня» летом 1925 года появилось мое первое напечатанное стихотворение «Новая изба».

После этого я, собрав с десяток стихотворений, отправился в Смоленск к М. В. Исаковскому. Принял он меня приветливо, отобрав часть стихотворений, вызвал художника, который зарисовал меня, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора — поэта А. Твардовского».

Михаилу Исаковскому, земляку, а впоследствии другу, я очень многим обязан в своем развитии... Со «Страны Муравии»... я начинаю счет своим писаниям... Выход этой книги в свет послужил причиной значительных перемен в моей личной жизни.

Могу сказать, что если Смоленщина, со всей ее неповторимой и бесценной для меня памятью, досталась мне, как говорится, от отца с матерью, то... Сибирь, с ее суровой и величественной красой, природными богатствами, гигантскими стройками и сказочно широкими перспективами, я обретал для себя сам в зрелые годы.

Эту новую мою связь — связь с «иными краями» я сознательно развиваю и укрепляю с конца сороковых годов, когда впервые побывал на востоке страны, и она непосредственно сказалась в главной моей работе последних лет — книге «За далью — даль», а также в лирике и очерках...

А. Т. Твардовский

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)



ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ А. Т. ТВАРДОВСКОМ

«Когда я ближе узнал Твардовского, мне понятнее стала его сдержанность, даже замкнутость, если речь касалась его „творческих планов“ — пишет В. Я. Лакшин1. — Александр Трифонович сам не любил, забегая вперед, говорит о своей неоконченной работе и другим не разрешал. Он считал, что серьезное литературное дело совершается не на юру2 и на ветру, а в тишине наедине с листом бумаги. И самый хороший замысел можно „заболтать”, испортить разговорами о нем...

1. См. книгу В. Лакшина «Открытая дверь» (М., 1989).
2. Не на юру́ — не на открытом, всем видном месте.


Лишенный внешнего лоска, он обладает вместе с тем врожденным тактом и почти аристократической воспитанностью... Выговаривал кому-то: если тебе позвонили по телефону, а тема разговора исчерпана и надо прощаться, ты не можешь первым сказать „до свидания”, — разговор кончает тот, кто тебе звонит.

Твардовский истово верил, что любое зло ненадолго, любая беда минет, что надо ждать от жизни добрых перемен, от людей — хороших вестей...»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)



УРОКИ ТВАРДОВСКОГО

Из интервью журналиста с художником О. Г. Верейским,
которого связывала с Твардовским почти 30-летняя дружба...


— Какие черты личности Твардовского могли бы вы назвать главными, определяющими?

— Искренность, непосредственность поведения и самостоятельность мышления — он никогда не придерживался общепринятого русла, был независим в мыслях...

— Доводилось ли вам присутствовать при рождении стихов?

— Творческая кухня поэта была скрыта от посторонних глаз. И только однажды, во время грибной прогулки но лесу, я оказался случайным свидетелем этого процесса. Случай описан мною в очерке „К двум портретам“. Позвольте процитировать его концовку: „Продираясь сквозь заросли, я время от времени видел Александра Трифоновича, который, к моему удивлению, смотрел не под ноги, и прямо перед собой и что-то бормотал невнятно, нараспев. Я отошел, чтобы не мешать, но мой спутник меня уже не замечал. Он говорил все громче, все отчетливее... „И чью-то душу отпустила боль“. И снова и снова одну и ту же фразу. И потом: „И чье-то сердце отпустила боль“... Через несколько дней я услышал все стихотворение:

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной,
Взялся за гуж — не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая И чью-то душу отпустила боль.


Эти строки, одни из последних, могли бы стать эпиграфом к его судьбе или эпитафией на его памятнике...»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что добавили в понимание личности Твардовского высказывания о нем и какой вам видится личность поэта? Сформулируйте развернутый ответ.

2. Прочитайте воспоминания об А. Твардовском, используйте их в рассказе о писателе.

3. Прочитайте стихотворения А. Т. Твардовского. Определите тему каждого и подготовьте одно из них к конкурсу «Поэзия Твардовского».


ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Как вы понимаете строки из стихотворения А. Т. Твардовского: «И воды зайдут низинами...»; «Недвижной гладью прикинутся...»; «Листву прошивая старую, / пойдет строчить трава...»; «Июль — макушка лета...»? Какие картины видятся при чтении этих строчек?

2. Постарайтесь написать короткий рассказ «В лесу весной», включив в него слова из стихотворения А. Т. Твардовского.
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика