Салтыков-Щедрин М. Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Салтыков-Щедрин М.Е. Портрет работы И.Н.Крамского, 1879
 
 
 
 
 
Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Иллюстрация к сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». 1937–1939 гг.
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 – 1889)

Уроки литературы в 7 классе[1]


Урок 30. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок 31. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Урок внеклассного чтения 4


УРОК 30
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ,
КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». Фрагменты «Повести…» в актёрском исполнении. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». Развитие представлений об иронии.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение сказки. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их убеждений и поступков. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики.

I. Краткий рассказ о писателе

Рассказ учителя о М. Е. Салтыкове-Щедрине

с включением сообщений учащихся и показом портретов писателя и изображений литературных мест, связанных с его именем.

— Прочитайте эпиграфы к статье учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» и предположите, какими человеческими и писательскими качествами обладал Салтыков-Щедрин.

II. Чтение статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» (см. статью ниже) и составление её тезисов:
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин»
Вопрос
Тезис
Свидетелем каких человеческих пороков стал М. Е. Салтыков в детстве?
                  
Как понять слова: «Я вырос на лоне крепостного права»?
                  
Какое образование М. Е. Салтыков получил в семье?
        
В каких учебных заведениях учился будущий писатель?
        
Когда началась и как развивалась его литературная деятельность?
        
Каких взглядов на устройство общества придерживался Салтыков-Щедрин?
        
За что писатель был сослан?
        
Какую манеру писать использовал в своих произведениях Салтыков-Щедрин?
        
Как оценили заслуги писателя перед Россией тифлисские рабочие?
        

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. «Сказки для детей изрядного возраста».
Фрагменты «Повести…» в актёрском исполнении


Рассказ учителя об истории создания «Сказок для детей изрядного возраста» (см. материал ниже)

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Нравственные пороки общества.
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика

Групповая работа:

Группа 1.

Перечитайте фрагмент сказки с начала до слов «Да вот нашёл старый нумер „Московских ведомостей“ и больше ничего».

Перескажите кратко этот фрагмент.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям регистратура, искомое, Фонтанка, тетерева токуют, промыслил.

Какие элементы сближают сказку Салтыкова-Щедрина с народными сказками?

К какому из трёх типов народных сказок ближе всего сказка Салтыкова-Щедрина? Аргументируйте свою позицию.

Какие пороки общества обличает автор?

Почему смеётся над генералами? Как он показывает их праздность и никчёмность?

Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» определение понятия ирония.

Ирония ( от греческого eironeia букв. – притворство) – форма выражения мысли, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил...»(А. Пушкин).
Ирония обычно является выражением насмешки посредством иносказания.


Выпишите примеры авторской иронии и языковые обороты народных сказок.

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент сказки со слов «Легли опять спать генералы…» до слов «…пробивали себе путь насильственным образом».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям пикули, с нами крестная сила, прихотливая, налим, злоумышляли, дежурный старшина.

Почему генералов занимали только мысли о еде? Что хотел подчеркнуть автор, описывая, как один из генералов откусил у другого орден?

Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» определение понятия гротеск и объясните, можно ли считать гротеском это описание.

Гроте́ск (фр. ... grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера») — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют?

Докажите, что писатель смеётся над содержанием газеты «Московские ведомости». Выпишите примеры авторской иронии.

Группа 3.
Перечитайте фрагмент сказки со слов «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии…» до слов «…и ничего, не тошнит!».

Перескажите этот фрагмент от лица мужика.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям отлынивает, запах мякинного хлеба и кислой овчины, небось и ухом не ведёшь, дать стречка, тунеядец, прочтут от доски до доски.

Приведите примеры ловкости, трудолюбия и сноровки мужика.

Какие факты говорят о его покорности и смирении?

Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» определение понятия сатира и выпишите примеры сатирического изображения рабской покорности мужика.

Сати́ра (заимствование через фр. satire из лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Как и почему меняется отношение генералов к мужику?

Группа 4.
Перечитайте фрагмент сказки со слов «Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились» до конца сказки.

Перескажите этот фрагмент от лица генералов.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям начал мужик на бобах разводить, не гнушалися, каналья, Екатерининский канал, казначейство, пятак серебра.

Что сделал мужик, чтобы доставить генералов в Петербург?

Прокомментируйте ключевые детали путешествия.

Как генералы отблагодарили мужика за службу?

В чём проявилась авторская ирония и сатира?

Найдите в тексте языковые обороты народных сказок.

V. Сатира в «Повести…». Развитие представлений об иронии

Практическая работа.
Подбор примеров, иллюстрирующих понятия ирония, сатира и языковые обороты народных сказок
.

Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Примеры, иллюстрирующие понятия ирония, сатира и языковые обороты народных сказок
Основания для сопоставления
Генералы
Мужик
Ирония
     
     
Сатира
     
     
Языковые обороты народных сказок
     
     
В ы в о д ы:
     
     

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Какую роль играют в сказке способы создания комического?

Ответы на вопросы 3—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие языковые обороты сближают «Повесть…» с народными сказками?

Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

VI. Обсуждение иллюстраций
и ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

И т о г о в ы й  в о п р о с:

С какой целью Салтыков-Щедрин написал свою «Повесть…»?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» (см. на сайте "К уроку литературы")

Подготовиться к конкурсам и викторинам.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Найти в Интернете иллюстрации к сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

Создать свои иллюстрации к сказкам и подготовиться к их презентации и защите.

Составить викторину по сказкам.

Групповые задания.

Подготовить инсценирование сказок Салтыкова-Щедрина (по выбору учителя).

Выполнить учебный проект и подготовиться к его защите.

Проект. Подготовка спектакля «Сказки для детей изрядного возраста».

Следующие уроки: М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Урок внеклассного чтения 4 >>>


О «СКАЗКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА»
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА


М.Е. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Д.И.Фонвизина, А.С. Грибоедова и Н.В.Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 год) и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

Сатира Салтыкова-Щедрина — особое явление в русской литературе. Адресовав «Сказки» «детям изрядного возраста», он сразу же вводил читателей в особую атмосферу своей книги. На этих страницах с «детьми изрядного возраста», то есть со взрослыми, сохранившими наивные иллюзии прекраснодушного юношества, обращаются сурово. Им не сочувствуют, их умно и зло высмеивают. Салтыков-Щедрин ставил перед собой принципиально новую творческую задачу: выследить, разоблачить и уничтожить.

В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве писателя, называл его юмор «грозным и открытым, желчным, ядовитым, беспощадным». Эта характеристика глубоко раскрывает сущность сатиры Салтыкова-Щедрина. Для иллюстрации воздействия его произведений на слушателей любопытна запись И. С. Тургенева: «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое».

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки.

С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Современная идиллия» и хронику «За рубежом» включены законченные сказки. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу и соответствует публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Злое, гневное осмеяние рабской психологии — одна из основных задач сказок Салтыкова-Щедрина. Он не только констатирует такие особенности русского народа, как его долготерпение, безответность, не только с тревогой ищет их истоки и пределы, но и безжалостно обличает, едко высмеивает, бичует, ибо видит именно здесь главную беду времени.

Писатель создал новый жанр — политическую сказку. Фантастика народной сказки органически сочетается у Щедрина с реалистическим изображением действительности. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

В этой галерее персонажей Салтыкова-Щедрина и интеллигент-мечтатель ("Карась-идеалист"), и самодержец, разыгрывающий роль мецената ("Орел-меценат"), и никчемные генералы («Медведь на воеводстве»), и покорный "самоотверженный заяц", надеющийся на милость "хищников", и многие другие, отразившие историческую эпоху, с ее социальным злом и демократическими идеями.

Герои сказок Салтыкова-Щедрина — это сатирические аллегории, где волк, заяц, медведь, орел, ворона и другие звери, птицы и рыбы принадлежат отнюдь не к животному миру. Следуя традициям Крылова, Салтыков-Щедрин непроизвольно надевает на своих персонажей те или иные маски и стремится «воздать каждому по заслугам». В его сказках в каждой личине сконцентрированы характерные черты, точно определяющие социальный или человеческий тип. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры — в образах хищников.

Однако сказки о животных — лишь один тип сказок Салтыкова-Щедрина. В сказках другого типа действуют люди (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и др.). Их персонажи не прикрыты масками зверей, рыб и птиц, и автор использует иные сатирические приемы: гиперболу и гротеск. Герои этих сказок, однако, тоже явлены как маски-символы: автор создает собирательные образы социальных типов.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки. Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку воблушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. п.

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником, мастером эзопова языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме. Произведения щедринского сказочного цикла объединяются не только жанровыми признаками, но и некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы связывают сказки друг с другом, придают всему циклу определенное единство и позволяют рассматривать его как целостное произведение, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

В сложном идейном содержании сказок Щедрина можно выделить четыре основные темы:
1)сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы,
2)обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции,
3)изображение жизни народных масс в царской России,
4)разоблачение морали собственников-хищников и пропаганда нового общественного идеала и новой нравственности.

Но, конечно, строгое тематическое разграничение щедринских сказок провести невозможно, и в этом нет надобности. Обычно одна и та же сказка наряду со своей главной темой затрагивает и другие. Так, почти в каждой сказке писатель касается жизни народа, противопоставляя её жизни привилегированных слоев общества.

(вернуться к уроку)

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 – 1889)


В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя.
Н. Г. Чернышевский

У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог...
Л. Н. Толстой


В Тверской губернии, среди болот и лесов, раскинулось родовое поместье Салтыковых — село Спас-Угол. Здесь в 1826 году родился Михаил Евграфович — будущий великий писатель Н. Щедрин (такой псевдоним взял себе М. Е. Салтыков).

Его отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному дворянскому роду. Однако материальное положение семьи было далеко не блестящим. Евграф Васильевич женился на Ольге Михайловне Забелиной, дочери московского купца. Она отличалась прямым и властным характером, практичностью, неуемной энергией — качествами, которыми совсем не был наделен ее муж. Бережливость, даже скопидомство безраздельно воцарились в доме Салтыковых.

«Я вырос на лоне крепостного права...» — вспоминал писатель впоследствии. Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнаженном виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. «Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Я любил говорить, расспрашивать. Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой».

Учеба началась очень рано. Первые познания во французском языке он приобрел еще в четырехлетием возрасте, несколько позднее стал заниматься немецким языком. С русской грамотой познакомил его крепостной живописец Навел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению, которое стало неиссякаемым источником его быстро растущих знаний.

Затем Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института — бывшего университетского Благородного пансиона, из стен которого вышли В. Жуковский, А. Грибоедов, М. Лермонтов. В числе лучших учеников Салтыкова вскоре направили в Царскосельский лицей, где все было проникнуто памятью об А. Пушкине. В лицее началась его литературная деятельность.

После выхода из лицея, весной 1845 года, начинается ого служба в канцелярии Военного министерства, обострившая в нем чувство справедливости, мечту о социальном равенстве. Появляются первые повести — «Противоречия», «Запутанное дело». В повести «Запутанное дело» власти усмотрели «вредное направление», и писатель был сослан в Вятку, где пробыл долгих восемь лет.

Вятская ссылка дала Салтыкову ясное представление о жизни широких слоев простого народа. В своих последующих произведениях повестях, сказках — Салтыков-Щедрин остается верным обездоленному народу.

Сказки Щедрина — произведения иносказательные(1). Сам писатель свою манеру писать называл «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа.

1. Иносказа́ние — выражение мысли путем намеков; выражение, содержащее скрытый смысл.

В 1889 году Салтыков-Щедрин умер. «В лице его Россия лишилась лучшего, справедливого и энергичного защитника правды и свободы, борца против зла, которое он своим сильным умом и словом разил в самом корне..,» — писали тифлисские рабочие в год его смерти.

По В. Н. Баскакову, С. А. Макишину

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?

2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий(2). Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: « ...Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин". Дело обстояло так. Ему, когда он состоял еще на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией... Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый», т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы(3)».

2. Ве́рсия — рассказ, вариант толкований, объяснений.
3. Сарка́зм — язвительная насмешка, ирония, едко-насмешливое замечание.


Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «Щедрина» (след от оспы). Какое бы вы объяснение, версию приняли?

2. Никого не удивит имя известного писателя на книге, озаглавленной «Сказки». Народная сказка вдохновляла многих... Пушкин и Лермонтов, Перро и Андерсен сочиняли свои сказки, в которых мы чувствуем и отпечаток личности писателя, и тот родник народной фантазии, из которого он черпал свои мотивы.

Сказки Щедрина иносказательны, автор хочет, чтобы читатель это понимал.

Прочитайте в конце учебника раздел о сатире и юморе, уточните термины «гипербола», «гротеск».

Обратите внимание на высказывание Щедрина: «Мир грустен — и я грущу вместе с ним; мир вздыхает — и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». Как вы понимаете слова писателя?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

 
Иллюстрация к "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина. Рисунок А. М. Каневского. 1934 г.
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика